Поэтический Бежецк. Сумелиди Алексей Леонидович

 

Сумелиди Алексей Леонидович родился в г. Грозном. Выпускник грозненского музыкального училища и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова по специальности композиция. Является профессиональным композитором, автором произведений в различных жанрах академической музыки. Состоит в Союзе композиторов Российской Федерации. Поэтическим творчеством занимается с начала 1980-х годов. В Бежецке живёт с 1996 года. Участник поэтических встреч и музыкально-поэтических концертов в Бежецке и Твери. Состоит в бежецком творческом объединении «БЛИК». Пишет стихи и прозу.

 

Из афористики

* Там, где дураку весело, умному грустно.

* Легковесная игра этой пианистки вызывала следующее сравнение: птичий щебет – ещё не музыка.

* Хорошая книга ширит пространство души, плохая – сужает его и уничтожает.

* На «скорую руку» в искусстве возводятся только времянки.

* Манерность – это провинциальная утончённость.

* Убожественная самодеятельность.

* Идея фантастического романа: учёный создал препарат, позволяющий употребившему его замечать взаимозависимость внешности человека и его духовного мира.

* Входить в жизнь предпочтительно через парадную дверь высокого искусства. Правда, почему-то многие спотыкаются уже на пороге – неужели он тоже так высок?

* Соорудивший шалаш не может называться архитектором; простроивший дом – тоже вовсе не зодчий. Почему же срифмовавший несколько строк – это уже поэт, а промычавший под гитару какую-то невнятную мелодийку – композитор?

* Стало модно казаться дураком: за это платят неплохо.

* Большие чувства воспитываются с малых лет.

* Высокий слог не стоит путать с высокопарным.

* Не путаем острые выражения с крепкими!

* Барахтался на творческом мелководье.

* Раскрепощение души и раскрепощение бездушия дают противоположные результаты.

* Ходить прямо легче всего с пустой головой.

* Измельчавшие чувства превращаются в чувствительность.

* Сказка – это правда, в которую не верят.

* Житейская суета – это ползание в быстром темпе.

* Вдохновение – «попутный ветер» творчества.

* Быстрое чтение – это бег на месте.

* Ещё богатый, ещё могучий русский язык.

СТИХИ

                      ***
Я бы хотел уподобиться дереву:
Строго расти, мудро молчать,
Неба касаться кроною трепетно,
Корни – в земле глубоко ощущать.

Жить под дождём,
                  жить под солнцем,
                                жить, веруя
В жизни закон, что не ведом иным…
Стать я желал бы когда-нибудь
                                 деревом –
Может, и буду когда-то я им.

 

 

                        ***
Дела и дела. Живу на бегу –
Как будто сегодня пожарище.
Я лишнего часа терять не могу,
Оставьте мне время, пожалуйста!

И завтра дела. Всё куда-то бегу,
Довольствуюсь крохами, малостью.
Я больше минуты терять не могу,
Оставьте мне время, пожалуйста!

И вечно – дела! Вечно – жизнь на бегу!
Лишь это, наверно, осталось мне.
Я больше, чем жизнь, потерять не могу,
Оставьте мне время, пожалуйста!

 

 

 ***

Чтоб немного измениться –
Надо очень постараться,
Чтоб себе плохим казаться –
Надо очень захотеть.

Если сделать себе больно,
Стать собою недовольным –
Чудо может совершиться:
Совесть можно заиметь!

 

 

ОСЕННИЙ ЭТЮД

Под дождём на улице –
Дерево сутулится,
Ветра вой…

Мокрый снег непрошенный –
Влажным мутным крошевом,
Пеленой…

Тусклый свет безжизненный –
Серой укоризною,
Нет  теней…

Сны, что вижу я порой,
Как и небо надо мной,
Всё темней…

 

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Стихотворение про книгу

Для книги, для детской, нашёл я сравненье:
Она – как чудесная банка варенья.
(Любое варенье – из яблок, из вишни)
Сравнение это, наверно, не лишне:
Как чтенье начнёшь – оторваться не можешь,
Дела позабудешь и игры отложишь –
Так много приятных и сладких минут
Прекрасные детские книги дают.
Пожалуй, одно лишь отличие есть:
Варенье не следует банками есть,
Но детская книга, стихи или проза,
Не может нести для ребёнка угрозу.

Капризуля

Ноет капризуля,
Хнычет капризуля:
Каждый день,
Каждый час
Ноет,
Хнычет напоказ –
Рад стараться капризуля
Для нас!

 

Цирковой медведь

Пляшет мишка на арене
И в награду ест варенье,
А затем метлу хватает –
И арену подметает.

После вот что видят люди:
Мишка сам педали крутит,
На велосипед садится,
Приглашает прокатиться.

Но у окружающих
Нет к тому хотенья,
Не найти желающих –
Даже за варенье!

 

Тихая музыка

Тихая музыка флейты певучей
Слышится издалека.
И на душе вдруг становится лучше,
Только печально слегка.

Тихая музыка вдаль улетает
И в поднебесье плывёт.
Всех, кто задумался или мечтает,
В мир идеальный зовёт.

Тихую музыку любят деревья,
Реки, озёра, поля…
Пусть зазвучит она над колыбелью
И над планетой Земля!

Скорость

Поют, щебечут птицы,
Кузнечики трещат,
Блестят на солнце спицы
И мчат колёса, мчат!

Я – на велосипеде:
Кручу педали, жму,
Несусь, как будто ветер,
Не знаю сам, к кому.

Без скорости непросто
Прожить мне даже дня,
И друг мой двухколёсный
Не может без меня.

Навстречу мне – деревья:
Мелькнут, и позади;
Вдали видна деревня,
Пригорок – впереди.

Взлетаю на пригорок
И с криком: «Эге-ге-е-ей!»
На скорости сто сорок
С него – ещё скорей.

И снова мчусь (не еду!),
Кручу педали, жму;
Хвала велосипеду,
Хвала велосипеду,
Хвала велосипеду –
Любимцу моему!

Ничей котёнок

Мяукает котёнок осторожно:
– Простите, к вам зайти в квартиру можно?
Мне так хотелось бы стать вашим навсегда,
И так надеюсь я услышать слово: «Да!».

Мой Барбос

Мой Барбос –
Смышлёный пёс:
Он в зубах башмак принёс.

Мой Барбос –
Спортивный пёс:
Пробежал со мною кросс.

Мой Барбос –
Бесстрашный пёс:
Может плавать, как матрос.

Мой Барбос –
Добрейший пёс:
Он лизнул котёнка в нос.

Мой Барбос –
Чудесный пёс:
Был щенком, теперь подрос.

 

ИЗ РАССКАЗОВ О ДЕТЯХ

ИЛЮША

Когда Илюша улыбался – все, кто был рядом, тоже невольно улыбались: настолько заразительно- светлая и лучезарная улыбка была у него. А улыбался он часто- пречасто, и улыбка его, вероятно, должна была означать всё то, что он даже и не пытался выразить словами. Нет, он вовсе не был немым, просто он был Великим Молчальником. Слова от него нельзя было дождаться. Представляете, каково было учителям, когда Илюша пошёл в школу! Всем хотелось хотя бы раз услышать его ответ – всё равно где: с места или у доски. Но Илюша вставал, молчал … и улыбался. Сердиться на его молчание тоже нельзя было: письменные домашние задания у него всегда были выполнены, и выполнены неплохо!

И всё же настал день, когда окружающие услышали Илюшин голос. Случилось это на школьном празднике, где каждый желающий мог выйти на сцену зала и показать свои таланты и умения. Неизвестно, как в программу концерта был включён Илюша – никто об этом так никогда и не узнал – но когда он вышел и стал на край сцены, в шумном зале привычно заулыбались, хотя затем немного и приумолкли. Илюша, как всегда, тоже улыбался, только сейчас это было как-то по-особенному. Постепенно в зале стало ещё тише и, наконец, наступила полная тишина.

И тут зазвучала музыка, а Илюша звонким, чистым голосом начал петь. Пел он без всякого микрофона, пел так проникновенно, что все невольно заслушались: никто из учеников, да и из учителей никогда ещё не слышал вживую  такого замечательного пения. Илюшин голос охватил весь зал и, казалось, долетал до самых дальних уголков школы!

Но вот песня закончилось. Зал поначалу молчал, а потом разразился громкими аплодисментами и приветственным свистом. А Илюша уже стоял за кулисами, как всегда, молчал, улыбался и, казалось, не замечал, как к нему подходят разные учителя и хвалят его, хвалят, хвалят…

Следующий школьный праздник прошёл уже без Илюши: он с родителями неожиданно переехал в большой  город, где, как рассказывали, поступил в какую-то особенную музыкальную школу. Но здесь, в его первой, самой обычной школе, ещё долго вспоминали  удивительную улыбку, загадочное молчание и чудесное пение. А когда вспоминали, то светлее и радостнее становилось у всех на душе.

ЛЕНА

У Лены нет мамы и папы. Одна только бабушка. И Лена у бабушки тоже одна. И все равно Лена очень живая, подвижная и задорная. Она учится играть на фортепиано и уже немного умеет. На переменах подходит к фортепиано, которое стоит в школьном коридоре, и играет «Собачий вальс». И как ей только это удаётся? Ведь ростом Лена маленькая, и пальчики у неё маленькие, так что даже непонятно, как она справляется с клавишами – большими- пребольшими!

А ещё Лена любит читать вслух стихи. Она очень хорошо их запоминает, поэтому её часто просят прочитать то или иное стихотворение. И Лена никогда не отказывается. Ведь ей это очень нравится!

Но однажды вышла вот какая история. Незадолго до 8 марта в их класс пришла незнакомая учительница. Она задала каждому найти и самостоятельно выучить стихотворение, посвящённое маме, прибавив, что скоро состоится конкурс на лучшее чтение стихов, а первоначальный отбор участников на этот конкурс они проведут в классе уже через неделю.

Прошла неделя. На классном часу началось прослушивание  приготовленных стихов. Каждый по очереди выходил к доске и, обернувшись лицом к одноклассникам, читал стихотворение о маме, а незнакомая учительница, не поднимая глаз, что-то торопливо записывала в блокнот. Когда наступила очередь Лены, то она встала, сделала шаг к доске, но вдруг остановилась. Наступила тишина. Учительница нетерпеливо взглянула на Лену из-под очков, и рука её перестала записывать. Тишина продолжалась ещё какое-то время, а потом весь класс увидел, что маленькая, всегда весёлая и задорная Лена, опустив голову, плачет! Плакала она совсем беззвучно, только видно было, как вздрагивали её плечи и по лицу текли крупные слезинки. Учительница растерянно поднялась из-за стола, но внезапно Лена, закрыв лицо руками, выбежала из класса. Так закончилось прослушивание.

На следующий день Лена, как всегда, была весёлая и задорная. На переменах подходила к фортепиано, играла «Собачий вальс», и все в очередной раз удивлялись, как ей это удаётся!

А конкурс стихов так и не состоялся. И незнакомая учительница больше никогда не пришла. Но никто из учеников об этом не пожалел.