Памятные даты Бежецкой земли

Веселаго Феодосий Фёдорович

200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

27 марта (8 апреля) 1817 года родился Веселаго Феодосий Фёдорович, русский историк военно-морского флота, генерал флота, тайный советник. В чине полковника владел в 1858 году имением Лучиха в Заручьевской волости Бежецкого уезда.

Флейшман Вениамин Иосифович


Флейшман Вениамин Иосифович

Дмитрий Шостакович со студентами Ленинградской консерватории. Третий слева — Вениамин Флейшман

Любимый ученик Шостаковича

Мемориальный сборник статей вышел в свет в 100-летнюю годовщину со дня рождения Вениамина Иосифовича Флейшмана (20.07 / 2.08 1913 – сентябрь 1941). О нем известно очень немногое: любимый ученик Шостаковича, яркий талант из российской глубинки. Жизнь Флейшмана оборвала война, когда ему не исполнилось еще и тридцати лет. Единственное дошедшее до нас произведение композитора – камерная опера «Скрипка Ротшильда», написанная по одноименному рассказу А. Чехова (либретто А. Прейса).

Талант из Тверского края

Вениамин Флейшман родился в Бежецке – маленьком старинном городе Тверской губернии. Музыкант-самоучка, он играл на скрипке в самодеятельном музыкальном ансамбле, руководимом учителем химии В.М. Переслегиным. Тот был кларнетистом – любителем и сам делал аранжировки популярных произведений музыкальной классики. Ансамбль, в шутку называемый в Бежецке ПерСимфАнсом, исполнял танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин», «Чардаш» Монти... По воспоминаниям старшей сестры Дины, тоже участницы ансамбля, Вениамин начал сочинять музыку в 16 лет.

Исполняя желание родителей, Вениамин поступает в Ленинградский индустриальный ин­ститут. Но музыка властно звала к себе, и он становится студентом 1-го музыкального техникума (класс композиции М. Юдина). В 1937 Флейшман поступает в Ленинградскую консерваторию в класс проф. Д. Шостаковича.

Вениамин Флейшман трудился над «Скрипкой Ротшильда» несколько лет, упорно оттачивая и совершенствуя интонационный пласт оперы. Уходя добровольцем на фронт, так и не завершил свой опус. Рукопись оперы – клавир и незаконченная партитура – были сданы им в фонд Ленинградского отделения Союза композиторов.

Д.Д. Шостакович счел своим долгом сохранить для потомков детище ученика. Он завершил и дооркестровал оперу Флейшмана, активно способствовал ее исполнению в 1960. Тогда же была сделана запись «Скрипки Ротшильда» на Всесоюзном радио п/у Г.Н. Рождественского.

Недолгий век и долгая память

Идея создания сборника памяти В. Флейшмана исходила от Бежецкого краеведческого обще­ства и его председателя Анны Ивановны Таранич, известного в городе педагога. В Бежецкой библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся вечер памяти Вениамина Флейшмана. Библиотечный зал был полон – оказалось, что бежечанам дорога память о земляке. Материалы для сборника собирались всем миром. В домашних фотоальбомах бежечан нашлись уникальные фотографии родителей Вениамина – дантиста Иосифа Ароновича и его жены, учительницы Рахили Моисеевны Флейшман. Обнаружилась переписка Дины Флейшман (1910-1989) с бежецким краеведом Борисом Тарасовым, содержащая бесценную информацию о детстве и юности Вениамина.

Стремлением собрать воедино весь исследовательский и мемуарный материал руководствова­лись создатели сборника. В него вошли семь статей, посвяшенных жизни и творчеству В. Флейшмана. Среди них особую значимость имеет работа молодого музыковеда Елены Силиной, исследую­щая период учебы Флейшмана в Ленинградской консерватории (защита ее диплома «Вениамин Флейшман – ученик Шостаковича», написанного под руководством проф. Л.Г. Ковнацкой, состоялась в 1999).

Автор статьи внимательно изучила стенограммы и протоколы заседаний кафедры композиции, которые фиксировали обсуждения новых работ молодых композиторов. Активную полемику вызвала опера В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Подробные цитаты из протоколов обсуждения сегодня читаются с захватывающим интересом – они характеризуют тот духовный мир, в котором жили Вениамин и его современники.

...Обсуждение своего произведения Флейшман предварил характеристикой главного героя оперы, скрипача Якова Бронзы – он безусловно мелочный и угрюмый человек. В то же время Бронза является художником – он оставляет после себя мелодию. В предчувствии близкой смерти Яков дарит свою скрипку флейтисту Ротшильду – в знак примирения после ссоры.

После прослушивания музыки оперы развернулась бурная дискуссия, участники которой вы­сказали композитору ряд критических замечаний (В. Дешевов, М. Чулаки, П. Серебряков, М. Гнесин, Б. Клюзнер), суть которых сводилась к тому, что мрачный чеховский сюжет вынуждает Флейшмана обращаться только к черным краскам, а необходимо научиться писать светлую, понятную, мелодиче­скую музыку. В опере совсем отсутствует идея народности; кроме того, молодой композитор слишком долго работает над одним сочинением – это может тормозить его профессиональный рост.

Иванов Алексей Петрович

Иванов Алексей Петрович

(22 (09) сентября 1904  - 27 февраля 1982) —

советский оперный певец (баритон). Народный артист СССР (1951).

Граф Орлов-Чесменский, Алексей Григорьевич

Портрет графа Орлова-Чесменского работы К.Л.Христинек
24.09.1737 - 24.12.1807

Орлов-Чесменский, Алексей Григорьевич —  генерал-аншеф, сподвижник Императрицы Екатерины II; происходил из дворянского рода, ведущего свое начало от Лукьяна Ивановича Орлова, помещика Бежецкого уезда Тверской губернии, где ему принадлежало Село Люткино — колыбель рода Орловых. 

Подписаться на RSS - Памятные даты Бежецкой земли