Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова в социальных сетях:
Ваншенкин Н.Л. Пропильная резьба в деревянном зодчестве
Тверской клуб краеведов
Тверское областное краеведческое общество
Памяти бологовских краеведов Вашкевич Н.Л. ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА (конец XIX – начало XX века) Умирающая красота Любительское фото 70-е годы XX века Тверь 2018 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пропильная резьба (сквозная резьба, пропиловка) - основное средство декорирования (украшения) в русском мещанском домостроении рубежа XIX – XX века. К величайшему сожалению столетний период пропильной резьбы в истории русского деревянного зодчества оказался проблемным в оценке его значения в национальной архитектуре, - от полного отрицания его художественных достоинств до восторженного приветствия как явления мирового уровня. «Краса неописуемая!» - слова краеведа из г. Бологое Сычева В.В., автора статьи «Зашифрованная ворожба» («Тверская жизнь», 1992, № 4,5,6). Памяти бологовских краеведов исследователей деревянного зодчества, Виктора Васильевича Сычева (1947-1994) и Николая Ивановича Дубравицкого (1902-1974), основателя Бологовского краеведческого музея, посвящен наш очерк.
В исходном варианте нашего материала центром внимания было СТЕРЕО ФОТО, - любительские черно-белые снимки далеких 70-х годов как некий исторический документ, свидетельство необыкновенной красоты деревянного зодчества Верхневолжья. Для сканирования из многих фото мы отобрали лучшие. Пропильное узорочье Твери у нас иллюстрируют 9 стереопар, Вышнего Волочка - 12, Дмитрова - 13, Бежецка - 5. В приложении мы дополнительно поместили еще 9 стерео снимков. Для удобства ссылок на стерео фото в тексте были приняты сокращения соответственно перечисленным городам – Тв, ВВ, Дм, Бж, Пр (приложение).
Фото материал предваряло развернутое предисловие (очерк) с пояснением элементов декора, теистических истоках пропильного узорочья, психологии восприятия его.
Сканированные стерео пары вместе со стереоскопами (очками для просмотра стерео снимков) и фото-негативами мы предоставили краеведческим музеям указанных выше городов. Два экземпляра очерка в комплекте со стерео фото и стереоскопами - в отдел краеведения и в зал искусств Областной библиотеки им. А.М. Горького.
Все желающие могут посетить упомянутые музеи, чтобы увидеть красоту пропиловки в реальном 3d воспроизведении. Стерео изображение – наилучший вариант фотосъемки архитектурных сооружений. Традиционное «плоское» фото (то есть снимок фотоаппарата с одним объективом, - «одноглазое» видение натуры) не способно передать уникальное свойство объемности пропильной резьбы, ее завораживающую воздушность, ни с чем не сравнимую ажурность.
Основой данной публикации, которую Вы, уважаемый читатель, держите в руках. является лишь текст очерка. Небольшой его объем (54 страницы) дал нам возможность тиражировать его и предоставить в публичные библиотеки Твери и области.
Очерк иллюстрируют 56 фото пропильной резьбы, размещенных крупным планом на бумаге формата А-4, обеспечивающих наглядное, представление о красоте пропильного узорочья.
Наш очерк мы адресуем широкому кругу читателей, - и школьникам, и всем, кто не равнодушен к русскому деревянному зодчеству.
Оригинальность нашего очерка в том, что мы предлагаем читателю в'идение пропильной резьбы в эстетическом ракурсе. А потому в очерке мы уделяем внимание и элементам пропиловки в декоре дома, и стилистическим особенностям пропильной резьбы в украшении дома, и проблемам психологии восприятия узорочья.
Содержание очерка:
- Резьба по дереву – искусство красоты
- Дом – сказка, дом – праздник
- Истоки пропильного узорочья. Теистическая символика
- Дом – это архетип
- Музыка пропильной резьбы
- Соборность (мой дом – часть красоты нашей улицы)
- Пропильная резьба – стиль декора в русском деревянном зодчестве.
- Словарь терминов
Автор выражает глубокую благодарность Нине Константиновне Дроздецкой за неоценимую помощь в работе над материалом очерка, Вашкевич Ульяне Николаевне за компьютерную обработку фото снимков, а так же председателю Тверского клуба краеведов Галочкину Владимиру Александровичу за помощь в редактировании материала, корректировании и его публикации.