Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова в социальных сетях:
Интервью с Б.П. Тарасовым
Для всех интересующихся историей родного края предлагаем краеведческий материал
ИНТЕРВЬЮ
с бежечанином Борисом Петровичем Тарасовым
проводит бежецкий краевед Анна Ивановна Таранич
(комментарии – вставки мелким шрифтом Н.К. Дроздецкой)
10 января 2000 года
Москва, пер. Васнецова
Б. П. Тарасов: Я хочу рассказать Вам то, что осталось в моей скудной памяти на 90-м году жизни. И к тому [материалу], что Вы имеете, будет в самый раз.
Культурная жизнь в Бежецке с начала 1919-го по 1925-й была очень живая, бойкая, потому что связь с Питером, а потом Ленинградом, была большая.
В 1918-1919 годах питерцев-петроградцев голод загнал в Бежецк. У нас, несмотря на трудности того периода, кто-то из руководителей Бежецка оборудовал в кинотеатре «Красная звезда» сцену и маленькую оркестровую яму; там ставили спектакли. Спектакли более всего классического репертуара от «Павла и Алексея» по Мережковскому, о Павле I, Николае I, об освобождении крестьян, Тургенева и прочее.
- 12 апреля 1921 г. в репертуаре бежецких театров утвердили следующие пьесы: Шекспир. Виндзорская проказница; Шиллер. Вильгельм Телль; Лопе де Вега. Собака садовника; Гольдони. Хозяйка гостиницы; Гюго. Рюи Блаз.
Отечественные пьесы: Фонвизин. Недоросль; Лермонтов. Маскарад; Гоголь. Женитьба; Сухово-Кобылин. Свадьба Кречинского; А. Толстой. Царь Федор Иоаннович; Писемский. Горькая судьбина; Тургенев. Дворянское гнездо (инсценир. Собольщикова-Самарина); Достоевский. Идиот; Чехов. Вишневый сад.
Новые пьесы: Л. Андреев. Дни нашей жизни; Е. Чириков. Лесные театры; Ибсен. Враг народа; Немирович-Данченко. Цена жизни; Гауптман. Потонувший колокол; А. Н. Толстой. Кукушкины слезы; Ю. Беляев. Псиша (См.: Материалы Бежецкого подотдела искусств о работе театров, списки артистов 1919-1921. ГАТО. Р-625. Фонд Кирсанова. Д. 53. Лл. 5, 114, 21, 22).
Кто был в этой труппе? В основном была, конечно, не первостепенная группа артистов, а второстепенная, но слаженная, из Мариинского, Александринского и других [петербургских] театров. Основным стержнем был артист Александров, который одновременно исполнял и обязанности администратора; помню, он слегка прихрамывал. Александров оборудовал сцену в «Красной звезде» (кинотеатр «Доброволец» уже переименовался в «Красную звезду»), были сделаны декорации и ставились классические оперы. Труппа более-менее хорошо существовала до 1925-го года. С 25-го года пошло обострение классовой борьбы, репертуар быстро менялся; так же быстро стали «утекать» зрители из зала, и труппа уехала.
Это [все происходило] за счёт приезжих.
- В фонде А.Г. Кирсанова в ГАТО хранится документ со списком актеров Бежецких театров – Уотнароба и Железнодорожного; в списке обозначена актриса А. Д. Александрова; артист Александров в нем не значится; кроме того, в репертуарном списке оперы не числятся.
С Александровым приехали Шибанов, Снежинская – прекрасный голос сопрано, бежечанка Суворова и др. То, что они организовали, бежецкие острословы назвали Персимфансом, это музыкальный ансамбль. В него входили Переслегин, Смирнов, Флейшманы и др. Они даже ставили лёгкие оперетты и сопровождали их своим ансамблем. Года три это всё происходило на территории бежецкого сада «Металлист». Там последний год, когда антрепренёром был Стружанский, даже крышу сделали, чтобы во время дождя не прекращать представление. Потом, в связи с политической обстановкой, всё кончилось: надо было ездить с бригадой, отбирать хлеб, организовывать колхозы, и всё это дело было заброшено.
Бежецкая театральная труппа в саду "Металист". 1929
В центре в очках - учительница Аделаида Алексеевна Рахманова; вторым слева в нижнем ряду сидит Николай Виноградов.
- Персимфанс – Первый симфонический ансамбль без дирижера возник в Москве в 1920-х гг. Шутливое сходство с бежецким ансамблем заключалось в том, что руководитель одного и другого коллектива был одновременно и участником ансамбля, но не дирижером.
Музыканты, упомянутые Б. П. Тарасовым: Владимир Михайлович Переслегин (кларнетист и рук. ансамбля); Николай Иванович Смирнов, баянист; Дина (фортепиано) и Вениамин (скрипка) Флейшманы.
Был у нас такой бежечанин Николай Сергеевич Никитин. У них [в семье] много братьев: Сергей Сергеевич Никитин в Белом скончался, был священником. Николай Сергеевич вёл курсы массовиков-затейников в Петрозаводске, а потом привёз в Бежецк «малые формы» – например, «Синюю блузу» и почти сразу уехал. Возглавлял [синеблузников] в течение трёх, пожалуй, даже четырёх лет, Василий Кириллович Мазов, очень талантливый человек. Он десятки рассказов Чехова мог повторить по памяти. И вот он замечательные постановки сделал. И опять дошло дело года до 1926-27-го. Опять изменение правления, и «Синяя блуза» закрылась.
- Н. С. Никитин организовал «Синюю блузу» в 1926 – 1927 гг.
В. К. Мазов возглавлял коллектив синеблузников до 1930 г. (См.: Переписку Дины Флейшман и Бориса Тарасова на сайте Бежецкой библиотеки им. Шишкова, письмо 17).
Николай Никитин в 1927 г. |
Список по Б. П. Тарасову: Смотрим слева направо, начиная с нижнего ряда: Скоплина Екатерина; Морозова Анна; Дорохова Мария; Горохова Анна; Соловьёва Александра; Иванова Татьяна; Орлова Нина; Косяк Надежда; Чиркунов Алексей; Романов Алексей; Фалин Иван; Озеров Николай; Дроздов Иван; Чубаровский Алексей; Зайцев Алексей; Соболев Пётр; Ререн Георгий; Голубев Николай; Мазов Василий; Флейшман Дина; Нилушков (Нилушкин) Сергей; Почтарев Сергей. |
-
Возможно, левый край фотографии был отрезан; там угадывается еще одна фигура. Поэтому девушек в первом ряду возможно надо считать, начиная со второй по списку, Морозовой Анны.
Все остальные совпадают со списком Б. П. Тарасова – ориентиром служит фото Дины Флейшман в верхнем ряду. Слева от нее Василий Мазов и Николай Голубев; справа – Нилушков (Нилушкин) Сергей и Почтарев Сергей (в фуражке).
Получается, что с поднятым горном стоит Чиркунов Алексей, рядом с ним – Романов Алексей и Фалин Иван; 5-м – в галстуке бабочкой – Дроздов Иван.
Кроме того, прекрасный хоровой кружок был. Пётр Семёнович Виноградов, он прекрасный хор создал.
Привозили в Бежецк гастролёров московских городских театров: хлебушек приманивал. «Запорожца за Дунаем» ставили, «Наталку Полтавку» и многое другое.
- «Запорожец за Дунаем» и «Наталка Полтавка» – оперы украинских композиторов Семёна Гулак-Артемовского (1813 – 1873) и Николая Лысенко (1842 – 1912).
Замечательные бежечане были братья Грибковы – солисты Мариинского оркестра, виолончель и скрипка, а партию рояля играл Михаил Кузнецов, абсолютно слепой человек от рождения. Они очень долго держались. Летом приезжали года до 28-ого. Я с 1928 года Вам ничего не могу сказать: всё заглохло, всё встало на другие рельсы, другие задачи стали ставить, часть народа разъехалась из Бежецка, часть – не захотела работать, а часть – просто не могла. Вот и всё, что я мог Вам сказать. Привет бежечанам. Талантливые ребята и девицы [были], кто с завода, кто – из учреждений!
- О виолончелисте Валериане Ивановиче Грибкове тепло вспоминает Лидия Кузнецова в своей статье «Михаил Кузнецов – бежецкий преемник Василия Андреева»: «В. И. Грибков играл в оркестре на виолончели в 1960-х гг. Он выглядел добрым и ласковым, почти сказочным старичком. Меня всегда удивляло, что́ заставляло его приезжать на оркестровые репетиции в любую погоду из пос. Сонково, за 25 км от Бежецка. По воскресеньям или два раза в неделю, В.И. прибывал утренним рабочим поездом на бежецкий вокзал и ехал к нам домой на автобусе. Помню, зимой он всегда согревал руки у нашей печки. Мы завтракали, и он вместе с отцом шел на репетицию к 10 часам. Виолончель всегда была с ним. Позже, когда В. И. Грибкова не стало, я расспрашивала о нем у мамы. Оказывается, он играл на виолончели в оркестре Мариинского театра в Петербурге. По доносу отсидел 30 лет на Севере. Вернулся на родину в Сонково. На памятном фото в Кремлевском Дворце съездов я, 11-летняя школьница сижу рядом с ним. Тогда ему было уже за 70.
Когда вышла книга А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, все воспринимали ее как прорыв к правде, которую многие годы замалчивали. Мама дала прочитать книгу В. И. Грибкову. Он сказал: “Неплохой денек выдался у Ивана Денисовича – вот бы у нас были такие дни!” Валерьян Иванович рассказывал, что заключенные умирали от цинги как мухи; у них выпадали зубы, распухали ноги. Лопат на всех не хватало, и приходилось рыть мерзлую землю руками. Весной, как животные, зэки рвали первую травку и ели в надежде, что она спасет их от цинги. Скромный В.И. сам удивлялся тому, как он выжил».
(См. сб. статей «Музыка Тверского края». Вып. 3. Тверь: Гид, 2017. С. 223).
- Слепой музыкант Михаил Кузнецов – полный тезка другого Михаила Кузнецова, руководителя Бежецкого оркестра русских народных инструментов, организованного в 1958 г.
А. И. Таранич: Расскажите об истории Новоконюшенной улицы.
Б. П. Тарасов: Новоконюшенная улица, по существу, кроме открытой в 1914 году ветеринарной больницы и школы для безнадзорных, вся была построена военным ведомством. Для чего там военное строительство, конюшни, манеж старой постройки?
Представим, что где-то в России стоял уланской полк. Может, он стоял где-нибудь в начале XIX века, а здесь [в Бежецке] располагались три ремонтных эскадрона.
Что значит ремонтных? Пригоняли со степей диких лошадей, одномастных, определённого экстерьера, обучали выездке и отправляли в лейб-гвардии Её Величества Императрицы полки. Это дело государственное. Вот для этого и были построены [в Бежецке] и бывшая кадра, и бывшее реальное училище. И напротив, где приют был, большое такое здание – офицерское Собрание. Везде были расположены конюшни.
- Толковый словарь Даля сообщает, что кадра (кадры) – это офицеры, унтера и фланговые рядовые, составляющие основу полка либо иной части войска, ядро, которое, в случае надобности, пополняется рекрутами.
После выездки, к осени, лошадей отправляли по железной дороге в Петербург. Вот [и вся] история улицы и трёх ремонтных эскадронов. То есть ремонт – это значит, ту часть лошадей, которые в строю были, вышли по возрасту, по экстерьеру не годятся, ремонтный эскадрон заменял на лошадей из бежецкой кадры. Манеж там был не особенно большой, но и не особенно маленький. Справа пристройка была, где помещалась электростанция. Был экипировочный зал, где уже выезживали лошадей, которые ходили под седлом.
Там [на Новоконюшенной улице] очень много было домов, но они не сохранились, сломаны. В основном они были построены в конце 90-х годов XIX века.
Большую культуру собирал в этой кадре некий украинский деятель культуры Котляревский. У него брат – прекрасный баритон, второй – артист, писатель. Они приглашали артистов.
- Возможно, что под «братом-писателем» Б.П. Тарасов имеет в виду Ивана Петровича Котляревского (1769 – 1838), украинского поэта, переводчика и просветителя, драматурга, автора поэмы «Энеида», написанной на украинском языке и впервые опубликованной в 1798 году; русского дворянина из украинского казацко-старшинного рода Котляревских, офицера и помещика. Однако, вряд ли И.П. Котляревский имеет отношение к офицеру, служившему в Бежецке в конце XIX века: слишком большая временна́я дистанция их разделяет.
А сам Котляревсий занимал полностью ныне не сохранившийся дом сенатора Иванова (его [дом] увезли куда-то).
- Дом сенатора Иванова (комментарий Георгия Константиновича Смирнова, отв.ред. «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России»).
Выписка из архивного дела:
Бежецкий помещик Федор Федорович Иванов просит город продать ему участок выгонной земли против обывательских домов 17-го квартала, по линии № 1»
(См. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 29941 (1869).
Предполагаю два варианта датировки: 1. 1870-е гг. и тогда это традиции классицизма 2. Начало 20 в. - неоклассицизм. В любом случае это было незаурядное произведение архитектуры.
Прилагаемые фото Дома сенатора сделаны в августе 1985 г.
Ныне дом снесен, и на его месте расположился Сбербанк. - ИВАНОВ Федор Федорович. Родился 26 апр. 1841. С 1894 г. ст. председатель Саратовской судебной палаты. Сенатор. Ум. 27 сен.1914 года.
Известно, что сенатор Иванов приехал в Бежецк уже больным человеком (проблемы с ногами). На свежий воздух его выносили на руках.
В культурной жизни 20-х годов большую роль сыграл Иван Малахиевич Костенко. Он воспитал целую плеяду художников. Его скромный домик был построен напротив дома сенатора Иванова (см. фото ниже).
А.И. Таранич: Борис Петрович, скажите, как называлась церковь на Штабу, которая есть на фотографии С. Сенина?
Б.П. Тарасов: Пантелеймоновская Кладбищенская Штабская церковь.
- На вновь устроенном кладбище, расположенном на земле казенных крестьян соседней деревни Филипихи, у тверской дороги за тюремным замком, на средства купца Г.М. Бардина построили церковь Живоносного Источника и Утоли Моя Печали (не сохр.). Проект фасада был утвержден в русско-византийском стиле. Осуществленный храм имел крестообразное основание, несущее купольную ротонду. Фасады основного объема завершались крупными архивольтами с килями, в тимпане которых размещались три арочных окна. Мотив арочных окон под килевидными архивольтами подхватывался в ротонде, несшей цилиндрический барабан с килевидными кокошниками в основании. Заметную роль в декоре фасадов играли ряды зубцов, завершавшие неглубокие ниши. Центрическую композицию храма дополняли полукруглая апсида и западный притвор с тройной аркадой.
В простом гражданском обиходе церковь получила название Штабской Кладбищенской. По приделу св. Пантелеймона её также нередко называли "Пантелеймоновской".
Храм разрушен в 20 - 30-е гг. 20 в. Кладбище уничтожено в 1960-х гг.
Источник: Бежецк - Живоносного Источника церковь - Фото предоставлены Б. П. Тарасовым, А. И. Таранич, Л. М. Кузнецовой, М. А. Марюковой, Г. К. Смирновым.
Для всех интересующихся историей родного края предлагаем дополнительно краеведческий материал «Переписка Бориса Тарасова и Дины Флейшман», предоставленный Ниной Константиновной Дроздецкой .