Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Творческая мастерская "Народная тряпичная кукла"

Кто в детстве в куклы не играл,
тот счастья не видал.

Народная мудрость.

Куклы не всегда считались исключительно детскими игрушками. Наши предки – древние славяне придавали таким ручным поделкам особое значение - они были призваны защищать дом и всю семью и были в каждом доме, считались оберегом. Эта традиция сохранялась вплоть до начала ХХ века.

 

Русские тряпичные куклы настолько многочисленны в своей компании, насколько разнообразной и многосторонней была жизнь древних славян, ведь каждая из обрядовых, игровых кукол, или кукол оберегов раскрывают нам лишь одну какую-то часть бытия наших предков.

Обрядовым  и обереговым куклам приписывались различные сверхъестественные свойства. Например, некоторые из них защищали людей от злых сил, болезней, неурожая и прочих несчастий.

Народные куклы хранились определенное время, а некоторые даже на протяжении всей жизни. Куклы передавались в семье из поколения в поколение. Лицо у традиционных русских кукол не изображалось, так как считалось, что без лица кукла – вещь неодушевленная и не сможет причинить живому человеку какое-либо зло. В то время как по древнейшим представлениям, если у куклы будет лицо, то кукла как бы оживет, в нее могут вселиться злые силы. Поэтому такая безликая кукла служила оберегом.

По обычаю обрядовых русских кукол изготавливали женщины, так как с древнейших времен, женщина является основной хранительницей домашнего очага и народных традиций. Изготавливали этих кукол по строгим правилам, без использования режущих или колющих инструментов, поэтому нитки и тряпочки для них не резали, а рвали. На изготовление русских народных кукол шли в основном подручные материалы: ткань, нитки, пряжа, дерево, солома, трава и т.п.

Обрядовых кукол обычно делали перед традиционными праздниками для определенного ритуала, и поэтому когда они выполняли свое предназначение их сжигали (Масленица, Коляда) топили (Купавка), закапывали в землю (Лихоманки, Кострома, Кукушечка) или отдавали играть детям.

Колядки появились еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы.

Кукла Коляда – символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева или скатки ткани. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. Коляду оставляли в доме на год. Считалось, что она приносит счастье, мир и согласие в семье. Через год коляду сжигали и делали новую или же прятали старую куклу до следующего года.

Масленица – праздник изгнания Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица»– обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок. Это, пожалуй, один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое. Обрядовая пища – блины, которые являются символом солнца.

Мощным оберегом жилища считалась «Домашняя масленица» – небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным лицом. Ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства.

 Обереговые куклы

В бытовой жизни русского народа существовало множество различных обережных кукол. Они были связаны с главными значимыми событиями и вещами в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем, Достатком. Они защищали дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза.

У каждой хозяйки в доме была интересная кукла помощница Десятиручка. Традиционная народная кукла Десятиручка имеет много-много рук, чтобы все успевать, тогда в доме всегда будет порядок и достаток. Такую народную русскую куклу часто дарили на свадьбу, как своеобразную помощницу для домашних дел.

Кроме того народная кукла является замечательным средством воспитания детей.

Игровые куклы делали или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию. Были и традиционные детские тряпичные куклы. Чтобы ребенок не боялся оставаться один дома, ему изготавливали «дружка» - маленького «зайчика на пальчик». Была и русская народная игрушка для детей – птичка. Также для игр обычно изготавливали кукол – закруток. Причем делали их вместе с детьми. Бабушки учили внучек, матери – дочек, старшие сестры – младших. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию, а вместе с тем и к творческому отношению к миру.

Обычай создания куклы «Домашняя Масленица» пришел к нам из  Тульской губернии. Она считалась сильным оберегом жилища, символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Высотой куколка была всего с ладошку или чуть выше. Лицо обязательно обтягивали белой тканью, а не оставляли "голым". «Поселяли» ее в доме на целый год. Обычное место для этой тряпичной куклы – у двери. Только в среду масленой недели, когда принято было ходить «к теще на блины», в ожидании молодых выставляла теща куклу в окно или даже на улицу – гостей встречать.
Срок жизни домашней Масленицы был строго отмерен – один год. В масленичное воскресенье ее, как и большую куклу, сжигали, а на замену делали новую куклу.

* * *

По народному преданию тряпичная кукла «Подорожница» охраняет в дороге, бережет от несчастий, помогает благополучно вернуться к родному порогу. В руках у куклы-Подорожницы узелок. Он символизирует ту самую горсть родной земли, которую брали с собой люди, уезжая в дальние страны. В узелок прятали несколько крупинок пшена или иной крупы и нитки. Крупа являлась неким символом сытости, дабы путник всегда был в дороге сыт. Нитки клали с целью, чтобы путник всегда сумел найти дорогу домой.

* * *

Кукла «На Счастье» – это народная кукла - оберег с поднятыми к Солнцу ручками и длинной косой. В кукле Счастье главное – это волосы. Коса символизирует женское начало и женскую силу, а так же здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Наши предки были уверены, что длинная коса приносит удачу, недаром же они называли ее девичьей красой. Лучше всего, если коса направлена вверх и вперед – вперед – к новым достижениям и новым успехам, так же это делает куколку более устойчивой (кстати, очень немногие традиционные куклы могут стоять самостоятельно). Считалось, что пока в доме хоть одна коса не расплетена, нечистая сила не сможет навредить.

Обереговая кукла «На Счастье» была найдена в Тверской области при раскопках древнего Ржева. Кукла датирована Х веком.

* * *

Кукла Радостея была символом женщины, которая, подняв руки вверх, радостно приветствует каждого, кто входит в дом. В то же время подобный талисман не пускал в жилище злых людей, зло и невзгоды.

Кукла Радостея – это оберег, привлекающий счастье, удачу, хорошее настроение и позитивную энергию.

Довольно часто эти обереги делались в подарок. Они помогают в обретении и сохранении благодатного и радостного душевного состояния.

* * *

Кукла "Вербница". В старину изготовление этой куклы считалось таким же обязательным занятием перед Пасхой, как и роспись яиц. Делалась такая куколка на Вербное воскресенье в зеленых (весенних) тонах или Пасху из красного материала. Кукла «Вербница» может стать подарком и заменить собой пасхальное яйцо. Это действительно прекрасный, добрый весенний дар, особенно – на Вербное воскресенье, объединяющий и древнерусскую, и православную традицию.

В руках кукла держит веточки вербы. Верба первая оживает после зимы, поэтому на Руси повсеместно считалась растением, наделённым особой жизненной силой, символизирующим возрождение Природы, силу, гибкость, плодородие. По поверьям славян, веточки вербы оберегают дом, защищают его от лихих гостей и пожара, берегут от града посевы. 

 


22 - 23 августа 2018 года в городе Твери прошел XXI фестиваль региональных телерадиокомпаний Центрального федерального округа «Территория хороших новостей».
Подробнее ВК  Бежецкое телевидение

Бежецкий район на творческих площадках представляли творческие коллективы и рукодельницы. Изделия своих мастериц продемонстрировала Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова.