Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Люди науки: Бибихин Владимир Вениаминович

  • Владимир Вениаминович Бибихин (29.8.1938, Бе­жецк – 12.12.2004, Мо­ск­ва) – русский фи­ло­соф и фи­ло­лог, ученик и многолетний помощник выдающегося представителя русской философской школы Алексея Федоровича Лосева, он заявил о себе как даровитый и самобытный мыслитель, талантливый переводчик философской классики.

 


 

БИБИ́ХИН Вла­ди­мир Ве­ниа­ми­но­вич (29.8.1938, Бе­жецк – 12.12.2004, Мо­ск­ва), рус. фи­ло­соф и фи­ло­лог. Окон­чил (1967) пе­ре­во­дче­ское от­де­ле­ние Мо­с­ков­ско­го гос. пе­да­го­гич. ин-та ино­стран­ных язы­ков (ны­не Мо­с­ков­ский гос. лин­гвис­тич. ун-т). С 1970 был лич­ным сек­ре­та­рём А. Ф. Ло­се­ва. С 1972 ра­бо­тал в сек­то­ре ин­фор­ма­ции Ин-та фи­ло­со­фии АН СССР (ны­не ИФ РАН), под­го­то­вил мно­го­числ. на­уч­но-ана­ли­тич. об­зо­ры ев­ро­пей­ской и аме­ри­кан­ской фи­лос. ли­те­ра­туры. С 1989 по 2002 про­чи­тал ок. 20 кур­сов на фи­лос. ф-те МГУ, ряд из них был пе­ре­ра­бо­тан и опуб­ли­ко­ван в ви­де книг. Ав­тор ра­бот, по­свя­щён­ных ан­тич­ным, ср.-век., ре­нес­санс­ным фи­ло­со­фам и бо­го­сло­вам, зап.-ев­роп. и рус. мыс­лите­лям 19–20 вв., а так­же ком­мен­ти­рован­ных пе­ре­во­дов с др.-греч. (Ма­карий Еги­пет­ский; «Триа­ды в за­щи­ту свя­щенно-без­мол­ст­вую­щих» Гри­го­рия Па­ла­мы), лат. (Бо­эций Да­кий­ский; Ни­ко­лай Ку­зан­ский, в т. ч. «Об учё­ном не­зна­нии»; Ф. Пет­рар­ка), нем. (М. Хай­дег­гер, в т. ч. «Бы­тие и вре­мя»; Л. Вит­генштейн, Х. Арендт, В. Гей­зен­берг, В. Диль­тей, Х. Г. Га­да­мер), франц. («По­зи­ции» Ж. Дер­ри­да) язы­ков. Ма­лая Бу­ке­ров­ская пр. за кн. «Но­вый Ре­нес­санс» (1999).

Фи­ло­со­фия Б. про­ник­ну­та ин­те­ре­сом к он­то­ло­гич. про­бле­ма­ти­ке сло­ва и язы­ка (дис. «Се­ман­ти­че­ские по­тен­ции язы­ко­во­го зна­ка», 1977), по­ни­мае­мо­го как про­стран­ст­во ис­то­рич. бы­тия че­ло­ве­ка; в сло­ве го­во­рит о се­бе «со­бы­тие ми­ра». Мысль Б. пи­та­ет­ся пре­ж­де все­го из двух ис­точ­ни­ков – рус. фи­ло­со­фии, с её клю­че­вы­ми во­про­са­ми об от­но­ше­нии ре­ли­гии и фи­ло­со­фии, Рос­сии и Ев­ро­пы, и фи­ло­со­фии М. Хай­дег­ге­ра, в ду­хе ко­то­рой Б. по­ни­ма­ет че­ло­ве­че­ское су­ще­ст­во как «чис­тое при­сут­ст­вие» и «при­ни­маю­щее по­ни­ма­ние», от­кры­тое ми­ру и уз­наю­щее се­бя в нём. Фи­ло­со­фия пред­ста­ёт как под­лин­ный спо­соб бы­тия че­ло­ве­ка, про­ти­во­по­лож­ный пре­тен­дую­щим на гло­баль­ность и раз­ру­ши­тель­ным по сво­ему ха­рак­те­ру идео­логии и «нау­ко­тех­ни­ке», она все­гда на­чи­на­ет­ся с удив­ле­ния и пред­по­ла­га­ет ос­мыс­ли­ваю­щее «обе­ре­га­ние бы­тия».

Библиография:

Соч.: Мир. Томск, 1995; Уз­най се­бя. СПб., 1998; Сло­во и со­бы­тие. М., 2001; Язык фи­ло­со­фии. 2-е изд. М., 2002; Дру­гое на­ча­ло. СПб., 2003; А. Ф. Ло­сев; С. С. Аве­рин­цев. М., 2004; Вит­ген­штейн: сме­на ас­пек­та. М., 2005; Чте­ние фи­ло­со­фии; Энер­гия; По­след­ние се­ми­на­ры // Точ­ки. 2005. № 1/2. С. 26–212.

Лит.: Ми­хай­лов­ский А., Аху­тин А., Хо­ру­жий С. Па­мя­ти В. В. Би­би­хи­на // Точ­ки. 2005. № 1/2. С. 7–25.

БИБИХИН • Большая российская энциклопедия - электронная версия

 


 

Бежецкий период жизни семьи Бибихиных

Бривер С. В., Председатель краеведческого общества, г. Бежецк, brw@bezhkray.ru
Сбор и обработка архивной информации: Сорокин В. Н.

Аннотация: Вниманию читателей представляются материалы доклада Председателя краеведческого общества города Бежецка Сергея Викторовича Бривера. В статье рассказывается о бежецком периоде жизни семьи, в которой родился и вырос замечательный русский философ Владимир Вениаминович Бибихин.

 

С чьим именем ассоциируется тот или иной город? Вопрос не праздный. Бежецк может гордиться целой плеядой известных, знаменитых людей, и имя Владимира Вениаминовича Бибихина, русского мыслителя, ученого-философа, ученика и многолетнего помощника выдающегося представителя русской философской школы Алексея Федоровича Лосева, талантливого переводчика философской классики, человека необъятной эрудиции, должно встать в один ряд с именами других знаменитых бежечан, чтобы при упоминании Бежецка люди вспоминали Андреева и Шишкова, Гумилёва и Ахматову, Самохвалова и Флейшмана, и, несомненно, — Бибихина. Хочется верить, что осуществится мечта тверского ученого, почетного члена Тверского областного краеведческого общества Вячеслава Михайловича Воробьёва, писавшего: «И уж совсем несбыточная мечта: чтоб при упоминании Бежецка сразу возникало имя… философа Владимира Бибихина. Когда Россия вновь станет цивилизованной, читающей, думающей, так обязательно и будет…»

Позвольте кратко рассказать о бежецком периоде жизни семьи Бибихиных.

Бежецкий, начальный период жизни самого Владимира Вениаминовича сравнительно небольшой, но семья Бибихиных оставила заметный след в летописи Бежецка и непосредственно связана с первыми бежецкими коммунарами.

Официальной датой создания Бежецкой трудовой коммуны считается март 1918 года. В этот день несколько крестьян собрались в деревне Сулежский Борок для принятия решения о создании Бежецкой Группы анархо-коммунистов Сулежской волости.

Следует отметить, теоретик анархизма князь Петр Кропоткин упрощенно характеризовал анархо-коммунизм так: «Пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить».

В посемейном списке Бежецкой трудовой коммуны 1919 года перечислены 25 человек. Сначала коммуне выделили землю на окраине Бежецка близ городской тюрьмы. Первое время коммунары жили в казармах бывшего военного начальника. А по воспоминаниям члена коммуны М. И. Румянцевой, «жили на Штабу на сборном пункте». Через некоторое время их переселили в дом Бардина. Ныне это улица Коммуны, дом № 100 на Штабу. 18 апреля 1919 года постановлением Бежецкого уездного исполкома коммуне были переданы имущество, земля, живой и мертвый инвентарь, хлеб и постройки Бежецкого Благовещенского женского монастыря. Получив это все, коммуна сюда же на монастырскую землю и переехала.

И вот с этой коммуной и была связана жизнь четырех семей Бибихиных в городе Бежецке.

Согласно информации, полученной от Ольги Евгеньевны Лебедевой, вдовы Владимира Вениаминовича, по всей видимости, род Бибихиных идет из Нижнего Новгорода. Там жил дед Владимира Вениаминовича по отцу — Митрофан Алексеевич. Бабушка Владимира Вениаминовича Агриппина (возможно Аграфена) Михайловна всю жизнь была «фанатично религиозная» и, по некоторым сведениям, воспитывалась в семье иконописцев Брянчаниновых вплоть до своего замужества. По семейному преданию, когда она была девушкой, ее катал на санках Максим Пешков (Горький). В семье было восемь детей, в том числе и отец Владимира Вениаминовича. Вениамин Митрофанович — отец Владимира Вениаминовича — родился 31 марта 1901 года, умер в 1980 году. Его жена, Пелагея (Полина) Ивановна Тулейкина, происходила из села Теблеши Тверской (в советское время Калининской) области Бежецкого района.

Вероятно, первым коммунаром из большой семьи Бибихиных стал старший брат Вениамина Митрофановича — Александр Митрофанович. Для нас остается неизвестным, почему он приехал в Бежецк, кто была его жена. По информации от Ольги Евгеньевны Лебедевой, старший брат Вениамина, Александр, участвовал в Первой мировой войне, был в немецком плену, а после возвращения стал председателем сельской коммуны имени Ильича. В бежецкой газете «Путь Коммунизма» (№ 48 от 22 апреля 1966 года) в статье «Коммунары» сообщалось: «В 1923 году вернулся в коммуну из армии коммунист Александр Митрофанович Бибихин и возглавил работу по организационному укреплению коллектива, по механизации трудоемких работ. …Бибихин принимал личное участие во всех делах коммуны, своим трудолюбием и хваткой окрылял всех, давал пример молодым. Хозяйство развивалось, крепло. Коммуна с 1924 года пополнялась новыми силами. Но одновременно стала сказываться и недостаточная механизация работ. Александр Бибихин на совете коммуны высказал мысль о покупке трактора». Из хранящихся в Бежецком архивном отделе документов известно, что в коммуне он занимался ремонтом и восстановлением техники. Часто выступал на собраниях. В начале 20-х годов он был заместителем председателя коммуны и секретарем партийной ячейки. Александр Митрофанович был в числе первых участников открывшейся 19 августа 1923 года в Москве первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В те годы жил он в кладбищенском доме. Есть его фото 20-х годов.

Вениамин Митрофанович, отец Владимира Вениаминовича, приехал в Бежецк в 1924 году, где уже был коммунаром брат его Александр. Тогда же и он вступил в коммуну. В следующем году женился. В городском ЗАГСе сохранилась запись от 22 июля 1925 года о его бракосочетании с Тулейкиной Пелагеей Ивановной 19 августа 1906 года рождения. Постоянным их местом жительства показан город Бежецк, Бежецкий район, Трудовая коммуна. Род занятий — крестьянство. Здесь же поставлены и подписи жениха и невесты. Отец Пелагеи Ивановны Иван Федорович Тулейкин ранее был председателем коммуны «Бородино» Моркиногорской волости Бежецкого уезда. После ликвидации этой коммуны он вместе с дочерьми Татьяной и Пелагеей вступил в Бежецкую коммуну. Там же в коммуне Пелагея Ивановна вступила в комсомол, стала членом ВКП(б), окончила Совпартшколу. По линии матери семья Владимира Вениаминовича имеет глубокие бежецкие корни, ждущие своего исследователя.

Преданные коммунистическим идеалам, коллективному коммунистическому труду Вениамин Митрофанович и Пелагея Ивановна были активными членами коммуны. Вениамин Митрофанович, человек необыкновенной энергии, внес большой вклад в дело укрепления и развития коммуны. Они вместе с Александром Пашковским были первыми трактористами коммуны на впервые приобретенном тракторе «Фордзон». Вениамин Митрофанович Бибихин был и партийным секретарем коммуны, и ее председателем с 1927 по 1930 (1931) год.

По инициативе председателя коммуны Вениамина Митрофановича Бибихина и под руководством члена коммуны А. И. Пашковского в коммуне была организована первая примитивная тракторная мастерская. Техника сильно изнашивалась, запчастей для нее практически не было. Совет коммуны командировал в Ленинград председателя коммуны Вениамина Митрофановича Бибихина. Он был принят С. М. Кировым и с его помощью представлен директору завода «Красный Путиловец». На заводе к просьбе и пожеланиям коммуны отнеслись с должным пониманием, снабдили возможным количеством запчастей. В начале 30-х годов машинно-тракторный парк района настолько вырос, что существующие мастерские не могли уже справиться с возросшим объемом ремонтных работ. В Бежецке была построена и создана машинно-тракторная мастерская — МТМ, оснащенная современным, по тому времени, оборудованием. Секретарем парторганизации МТМ и начальником электроцеха стал Вениамин Митрофанович. Впоследствии на базе МТМ был организован Бежецкий ремонтный завод. Вениамин Митрофанович Бибихин был энтузиаст-организатор колхозного движения в уезде, организатор помощи комбедам (комитет бедноты в годы «военного коммунизма») окружающих деревень в проведении тракторной вспашки и других работах того периода, энтузиаст механизации коммуны, человек необыкновенной энергии, вложивший большой вклад в дело укрепления и развития коммуны того сложного периода. Из коммуны Вениамин Митрофанович Бибихин был взят на работу в Окрколхозсоюз.

Согласно записи в Бежецком ЗАГСе от 31 октября 1928 года, у Вениамина Митрофановича и Пелагеи Ивановны родилась дочь Октябрина, старшая сестра Владимира Вениаминовича, автора нескольких технических изобретений в машиностроительной области.

Запись в Бежецком ЗАГСе от 9 октября 1938 года свидетельствует о рождении в семье Вениамина Митрофановича и Пелагеи Ивановны Бибихиных сына Владимира 29 августа 1938 года. В Акте о рождении постоянным местом жительства родителей указан Бежецк, где они жили уже 14 лет. Место работы Вениамина Митрофановича — Машинно-тракторная мастерская. Пелагея Ивановна числилась рабочей в Горсовете. Свидетельство о рождении выдано за номером 3903709. Фамилия и адрес заявителя: Старых Клеопатра Митрофановна, гор. Бежецк, ул. Гражданская, дом № 84 (тетушка Владимира Вениаминовича).

В архивном отделе г. Бежецка сохранилась копия письма от 20 декабря 1924 года от Вениамина Митрофановича к сестре Клеопатре с приглашением приехать в Бежецк и вступить в коммуну. В июне 1925 года из Нижнего Новгорода Клеопатра Митрофановна с сыном Борисом приехала в Бежецк, где уже трудились в коммуне ее братья Вениамин и Александр и сестра Людмила. Вновь прибывших тоже приняли в члены Бежецкой коммуны. Клеопатра Митрофановна стала организатором садика для детей коммунаров, в котором первое время работала и воспитателем, и поваром, и уборщицей. Впоследствии в новом построенном двухэтажном детском комбинате она работала заведующей. Недомогание, болезнь и инвалидность приковали ее к постели. Не имея уже возможности трудиться, она увлеклась живописью и скульптурой. Наверное, в то время и проявились у Клеопатры Митрофановны в полной мере художественные способности ее бабушки, Агриппины Михайловны. По информации, полученной от Ольги Евгеньевны Лебедевой, со ссылкой на автобиографию Бориса Васильевича Старых, двоюродного брата Владимира Вениаминовича, бабушка Агриппина Михайловна происходила из бедной семьи. Мать бабушки — художница, находясь в крайне тяжелом материальном положении и сама будучи больная (муж ее умер), была вынуждена подкинуть Агриппину бездетной купеческой семье Бренчаниновых, живущей в Нижнем Новгороде.

В 1935 году Клеопатра Митрофановна впервые слепила портрет племянницы. Большую помощь ей оказывали своими советами бежецкие художники Казачков и И. М. Костенко. Современным бежечанам более известно имя художника Ивана Малахиевича Костенко, ученика Аполлинария Васнецова. Экспонаты Клеопатры Митрофановны были выставлены в феврале 1939 года на проводимой в Бежецке выставке самодеятельных художников, и в том же году она была участником третьего областного художественного смотра народного творчества. Сохранилось ее фото с ее первыми скульптурами. Борис Васильевич Старых в одном из своих писем отмечал, что в Калининский краеведческий музей были переданы семь ее рисунков, автопортрет и документы о ее художественном творчестве.

Людмила Митрофановна Бибихина (Калинович) приехала в Бежецк несколько раньше Клеопатры Митрофановны. Она была в числе первых комсомольцев коммуны. Активно участвовала во всех мероприятиях, проводимых в коммуне. Перед выходом на пенсию работала бухгалтером коммуны.

Жилые дома и постройки коммунаров. После того как монастырское хозяйство перешло в коммуну, коммунары жили и работали на землях монастыря. Здесь же были и их производственные постройки. Сейчас на этой территории находится городской микрорайон, выстроенный в 50-70-х годах предыдущего века. Маленькая деревянная кузница располагалась возле дороги напротив монастырского кладбища. Кирпичная кузнечно-слесарная мастерская была построена только в конце 20-х — начале 30-х годов по другую сторону дороги от старой кузницы, тоже возле монастырского кладбища.

Для проживания летом в Жоховском саду для молодежи было оборудовано общежитие.

Жители города помнят, что совсем недавно в начале современного Больничного проезда с правой стороны стояло двухэтажное здание, в котором находился туберкулезный диспансер. Здесь в разное время жили семьи коммунаров, в том числе Бибихиных и Старых. Здесь же на втором этаже и был установлен первый радиоприемник «БЧ» с самодельным усилителем, откуда транслировались радиопередачи в некоторые квартиры коммунаров на наушники, т. к. для всех не хватало мощности приемника.

А напротив этого здания стоит сохранившийся до наших дней дом, в котором располагались столовая и клуб коммунаров. На первом этаже северной стороны здания помещались кухня и пекарня, южная половина этого этажа использовалась для хранения некоторых продуктов. Над кухней и пекарней, на втором этаже, размещались столовая и сцена. На этом этаже во второй южной половине здания первое время были жилые комнаты, но когда коммуна приобрела кинопередвижку, здесь оборудовали сцену и зрительный зал. Над лестничным пролетом построили силами молодежи кинобудку. Еще у коммунаров был «Кладбищенский жилой дом». В нем также в разное время жили и Бибихины и Тулейкины.

В ноябре 1941 года Вениамин Митрофанович эвакуировал семью в Нижний Новгород. Там мать с детьми поселили в деревне, а сам он остался работать в Бежецке в машинно­тракторной мастерской.

Такова краткая история жизни и работы семьи Бибихиных на бежецкой земле, семьи тружеников и пропагандистов коллективного труда.

Источник: Интернет-публикация сайта «Бежецкий край»

 


 

* * *

Благодаря подвижническим усилиям Владимира Вениаминовича к русскому читателю пришло знаменитое «Бытие и время» и целый ряд других работ Мартина Хайдеггера, основные богословские тексты св. Григория Паламы, оригинальный Боэций Дакийский. Это был изысканный и самоотверженный исследователь, трепетный ценитель и большой мастер слова, которое для него было главным орудием умозрения. В. В. Бибихин много сделал, чтобы расчистить путь к свободной творческой мысли следующим поколениям. Важнейшую роль в своем становлении В. В. Бибихин отводил своим великим учителям и соратникам С. С. Аверинцеву и А. А. Зализняку. В настоящее время ведется огромная работа по собиранию и комментированию научного и публицистического наследия В. В. Бибихина, его дневников. 

В. В. Бибихин был человеком необъятной эрудиции, он переводил тексты со всех живых европейских языков и двух классических, он перевел и отреферировал бесчисленное количество новейших зарубежных трудов по философии и филологии для изданий Института научной информации по общественным наукам АН СССР. Его переводы имеют не только филологическое, но и собственно философское значение. 

С 1972 г. В. В. Бибихин работал в Институте философии РАН. С конца 1980-х гг. читал авторские курсы лекций и проводил семинары на философском факультете МГУ, в Институте философии, эти лекции изданы отдельными книгами: «Язык философии», «Мир», «Слово и событие», «Узнай себя», эти книги приобрели статус философской классики. Слушатели его лекций высоко ценили «слово» В. В. Бибихина, ходили «слушать Бибихина, как люди ходят слушать музыку». С 1989 по 2003 г. В. В. Бибихин читал большой цикл курсов, каждый раз объявляя новую тему. Общим для всех этих курсов являлось тонкое соединение философской и лингвистической ткани. В них В. В. Бибихин говорит и пишет о слове, языке, событии, детском отношении к миру, свободе, праве, правде, русской истории, разбирает древнеиндийские гимны, Данте, Пушкина, Толстого, Мандельштама, Лорку, Гераклита, Гегеля, Хайдеггера. 

Несомненно, имя Владимира Вениаминовича Бибихина как русского мыслителя, выдающегося ученого-философа должно быть увековечено на его родине. Бежецкая земля имеет полное право гордиться своим замечательным уроженцем, имя которого должно стать в один ряд с именами других знаменитых бежечан, чтобы при упоминании Бежецка люди вспоминали Андреева и Шишкова, Гумилева и Флейшмана, и, наконец, — Бибихина. 

М. В. Строганов 
доктор филологических наук,
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
Почетный работник науки и образования Тверской области, 
ведущий научный сотрудник 
Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 
профессор кафедры общего и славянского искусствознания 
Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство), 
председатель Тверского областного краеведческого общества

Источник: Бежецкий край 

 


 

Первые мемориальные чтения памяти В.В. Бибихина в г. Бежецке 

1-2 ноября 2019 г.

 

Пятница, 1 ноября

  • Сергей Сергеевич Хоружий (д.ф.н., ИФРАН): «Мир энергичного покоя»

  • Ольга Александровна Седакова (Москва, МГУ)

  • Алексей Эдуардович Савин (д.ф.н., РАНХИГС): «Толкование Бибихиным философии Хайдеггера: формальное указание и фактичность».

  • Михаил Александрович Богатов (д.ф.н., СГУ им. Н.Г. Чернышевского): «А готовы ли мы к счастью? «Собственная» позиция В.Бибихина».

  • Эльфир Нугманович Сагетдинов (независимый исследователь, переводчик): «Воспоминания о. Вл. Зелинского о В.В.Бибихине»

  • Александр Вячеславович Логинов (к.ф.н., РГГУ) «Философия права В.В. Бибихина в современном контексте»

  • Александр Владиславович Михайловский (к.ф.н., НИУ ВШЭ): «Молчание России. Речь Бибихина» 

  • Сергей Викторович Бривер (Председатель общества краеведов Бежецка). «Бежецкий период в жизни семьи Бибихиных»

Суббота, 2 ноября

  • Артемий Владимирович Магун (PhD, ЕУСПб): «Философия и биология в курсе В.В.Бибихина 'Лес'»

  • Юрий Михайлович Романенко (д.ф.н., СПбГУ): «Онтологические темы в философии В.В. Бибихина: парадокс и смена аспекта»

  • Олег Дмитриевич Агапов ( Казань, КИУ им. В.Г. Тимирясова, Общественная палата РТ): «Опыт амехании: философская интерпретация В. Бибихина»

  • Анатолий Валерьянович Ахутин (по скайпу из Киева)

  • Завершение Чтений и подведение итогов

 

Мемориальные чтения памяти В.В. Бибихина. Бежецк. Часть первая_1 ноября 2019 год

Чтения памяти В.В. Бибихина. Вторая часть. 2 ноября 2019 года, Бежецк