Александр Солженицын. К 100-летию со дня рождения

Литературный час "Александр Солженицын. Личность. Творчество. Время" провели для школьников сотрудники центральной библиотеки им. В.Я. Шишкова: электронная презентация сопровождала интересный рассказ о писателе, стихи, проза, книжная выставка и информационная закладка на память каждому участнику.

Бежецая централная библиотека им. В.Я. Шишкова предлагает познакомиться с книгами о жизни и творчесте А.И. Солженицына, а также с его произведениями, представленными на книжной выставке
"Я хотел быть памятью народа..."

11 декабря 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, публициста, поэта, общественного и политического деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе 1970 года Александра Исаевича (Исаакиевича) Солженицына.
Значение творчества Александра Солженицына, как и его вклад в литературу России, трудно переоценить, именно поэтому Президент России В.В. Путин издал Указ о праздновании юбилея писателя в 2018 году.

 

Книжная выставка "Я хотел быть памятью народа..."

Ранчин, А.М. Солженицын Александр Исаевич [Текст] // Большая Российская энциклопедия: в 35 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. - М., 2016. - Т. 30. - С. 642-644

Солженицын Александр Исаевич (Исаакиевич) (11.12.1918, Кисловодск – 3.8.2008, Москва), рус. писатель, публицист, обществ. деятель; акад. РАН (1997).

Отец из крестьян, погиб до рождения сына; мать из семьи одного из богатейших кубанских землевладельцев, выбившегося из батраков. [В романе эпопее С. «Красное Колесо: Повествование в отмеренных сроках» (окончен в 1989, полностью изд. В 1983 – 91) отец и мать станут прототипами Сани Лаженицына и Ксении Томчак.] В 1924 С. с матерью перебрались в Ростов-на-Дону, где в 1936 он окончил школу. Ещё в школьные годы С. обнаружил склонность к литературе: писал стихи и эссе, задумал роман о революции 1917; увлекался историей и политич. проблематикой. В 1936 поступил на физико-математич. ф-т Ростовского ун-та, который окончил с отличием в 1941. В 1939-41 параллельно учился на заочном отделении литературы моек. Ин-та философии, литературы и истории (учёба была прервана из-за начавшейся войны). В 1937 обратился к сбору материалов по истории «Самсоновской катастрофы» 1914 и написанию первых глав романа «Август четырнадцатого» (первая часть «Красного Колеса»; опубл. в Париже в 1971, переработанное изд. – 1983). В 1942 проходил обучение в арт. уч-ще в Костроме; с февр. 1943 по начало февр. 1945 на фронте; участвовал в боевых операциях. Находясь на фронте, вёл переписку с одним из друзей; в письмах содержались резко негативные суждения об И. В. Сталине и о созданной им социально-политич. системе, которая характеризовалась как искажение и извращение подлинных (ленинских) социалистич. принципов и новое крепостное право.

После перлюстрации писем воен. цензурой 9.2.1945 С. арестован и препровождён в Москву, в Лубянскую тюрьму.
7.7.1945 приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и к последующей вечной ссылке. Срок отбывал сначала в Новоиерусалимском лагере под Москвой, затем – в Москве на строительстве жилых зданий, с июля 1946 по 19.5.1950 – в разл. закрытых конструкторских бюро («шарашках»), в т.ч. в пос. Марфино (близ Москвы); работал математиком.
Из-за конфликта с начальством отправлен в тюрьму, затем – в Степлаг (особый лагерь в Экибастузе, Казахстан), где находился до окончания срока заключения (11.2.1953). В лагере С. окончательно приходит к мысли о порочности марксистской идеологии и социалистич. системы.

 

После освобождения С. сослан на поселение в с. Берлик (Юж. Казахстан), где работал в школе учителем физики и математики. В 1954 тяжело заболел, лечился в больнице в Ташкенте, вскоре вылечился и воспринял исцеление как чудо и как знак, указывающий на его миссию – поведать обществу и миру о лагерях и о чудовищных преступлениях сов. репрессивной системы. Освобождён в нюне 1956 решением ВС СССР, в авг. 1956 вернулся в Центр. Россию, поселился в пос. Торфопродукт Владимирской обл.; преподавал в школе. Реабилитирован 6.2.1957. В 1957-62 работал школьным учителем в Рязани. Публикация в 1962 в ж. «Новый мир» (№ 11) рассказа «Один день Ивана Денисовича» (подцензурная редакция; первоначальное назв. – «Щ-854», др. назв. – «Один день одного зэка», написан в 1959 на основе личного лагерного опыта) о событиях одного дня из жизни заключённого в сов. концлагере сталинского времени приносит С. широкую известность. В рассказе, напечатанном по инициативе А.Т. Твардовского, добившегося разрешения на публикацию от Н.С. Хрущёва, который развернул кампанию по борьбе с культом личности Сталина, проявились характерные и для дальнейшего творчества С. установка на документальность и на сказ в сочетании с глубинной символичностью и притчевостью. Выражающий нравств. истину и здравый смысл простой человек – солдат, в прошлом крестьянин, как и крестьянка-праведница из рассказа «Матрёнин двор» (опубл. в 1963, первоначальное назв. – «Не стоит село без праведника») станут излюбленными героями рус. деревенской прозы.

С. получает офиц. признание: в 1962 он принят в СП РСФСР; выдвинут на соискание Ленинской пр. за 1964, которую ему, однако, не присуждают. Отношение власти и функционеров из лит. среды к С. постепенно становится отчуждённым и даже враждебным; попытки добиться разрешения на печатание повести «Раковый корпус» и романа «В круге первом», написанных между 1955 и 1968 и отразивших опыт лагеря и ссылки, оказываются безуспешными. В мае 1967 С. обращается с открытым письмом к 4-му съезду СП СССР, призывая упразднить цензуру (история конфликта С. с офиц. писательскими организациями и с сов. властью описана в мемуарной кн. «Бодался телёнок с дубом», изд. в Париже в 1975); выступает с неподцензурными публицистич. воззваниями и письмами («Жить не по лжи!», «Письмо вождям Советского Союза», оба 1974, и др.). Отношение властей к С. становится особенно неприязненным после публикации на Западе в 1968 краткой редакции «В круге первом» и «Ракового корпуса», принятия Нобелевской премии (1970), а также выхода за границей 1-го тома кн. «Архипелаг ГУЛАГ: Опыт художественного исследования» (1973). Это масштабное и беспрецедентное по объёму материала произведение о репрессиях в сов. эпоху (с 1918 по 1956), работа над которым была начата в 1958, соединило черты историч. труда, собрания мемуаров, личного исповедального свидетельства и худож. повествования.
В 1969 С. исключили из Союза писателей; в нач. 1974 в сов. прессе была открыта травля С., подготовившая его арест и высылку 13.2.1974 в ФРГ. В 1974-76 жил в Цюрихе (Швейцария), где основал Рус. обществ, фонд помощи заключённым и их семьям.

В 1976 С. переселился в США, в штат Вермонт, где им был приобретён земельный участок. В Америке завершается работа над 10-томным циклом из четырёх романов – «узлов» «Красное Колесо» («Август четырнадцатого», 1983; «Октябрь шестнадцатого», 1984; «Март семнадцатого», 1986; «Апрель семнадцатого», 1991) – уникальным в жанровом отношении произведением, соединяющем в себе признаки беллетристического повествования (романа-эпопеи), документальной летописи и историософского трактата. Посвящённый революциям 1917 и их предыстории цикл, как и ранее роман «В круге первом», строится на скрещении нескольких сюжетных линий и точек зрения персонажей разл. социального происхождения, часто с антагонистич. политич. взглядами; широко использован характерный для зарубежной модернистской литературы (Дж. Дос Пассос и др.) и кинематографа приём монтажа. Отчасти следуя за Л.Н. Толстым как автором «Войны и мира», С. в противоположность ему акцентирует идею значит, роли личности в истории и персональной ответственности каждого человека за происходящее. Как публицист, социальный и политический мыслитель, С. в этот период выступает с критикой либерализма и совр. зап. цивилизации, противопоставляя им идеи консерватизма и рус. культуру дореволюц. эпохи, основанные на христианских ценностях (лекция при вручении Темплтоновской пр., 1983; полемика с А.Д. Синявским, ранее, ещё в СССР, спор с А.Д. Сахаровым).

Благодаря перестройке в 1989 на родине писателя был опубликован «Архипелаг ГУЛАГ»; в июле 1989 он восстановлен в Союзе писателей. В авг. 1990 С. вернули сов. гражданство, в сент. 1991 Генеральная прокуратура СССР сняла с С. обвинение в «измене Родине» от 1974. С. начал деятельно участвовать в рос. социальной и политич. жизни: ст. «Как нам обустроить Россию?» (1990) – проект реформ на основе возрождения и развития традиций земского самоуправления. В конце мая 1994 С. вернулся в Россию, предприняв почти двух-месячное путешествие через всю страну от Магадана до Москвы для знакомства с совр. Россией. 28.10.1994 выступил в Гос. думе с речью, содержащей критику реформ, разработанных и проведённых правительством Е.Т. Гайдара, и предложил решительно изменить характер преобразований, сделав их социально ориентированными и укоренёнными в нац. традициях. Цикл телепередач С. на канале ОРТ (1995), где негативно оценивалась складывающаяся постсоветская реальность, был прерван по распоряжению руководства канала. В 1998 представлен к высшей гос. награде – ордену Св. апостола Андрея Первозванного, от которой отказался, протестуя против нетерпимой социальной ситуации в стране.

После возвращения на родину С. не-однократно посещал разл. рос. города, выступал с лекциями, организовал библиотеку-фонд «Русское зарубежье»; написал серию литературно-критич. статей о рус. писателях «Литературная коллекция»; мемуары «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания» (1998-2003), кн. «Двести лет вместе» (2001-02) о русско-еврейских взаимоотношениях; публицистич. кн. «Россия в обвале» (опубл. в 1998), где дал беспощадную оценку экономич. положения и социальных проблем постсоветской России. В 2006 по роману «В круге первом» снят многосерийный телефильм (реж. и сценарист Г. А. Панфилов, закадровый текст читает С.). Среди др. произведений: пьесы, рассказы; цикл прозаич. миниатюр «Крохотки»; стихотворения; кн. «Русский словарь языкового расширения» (1990), где предложены лексич. преобразования совр. рус. яз. на др.-рус. основе.

В своём творчестве, сочетающем традиции рус. классич. лит-ры с элементами модернистской поэтики, как и в обществ. деятельности, С. стал последним по времени рус. писателем, претендовавшим быть «пророком» – наставником и учителем жизни.

Гос. пр. РСФСР (1990, 2006). Награждён орденом Красной Звезды (1944), Большой золотой медалью им. М.В. Ломоносова РАН (1998).

Соч.: Собр. соч. Вермонт: Париж, 1978-1991. Т. 1-20; Публицистика. Ярославль, 1995-1997. Т. 1-3; Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. 2-е изд. М., 1996; Собр. соч. М„ 1999-2005. Т. 1-9; Собр. соч.: В 30 т. М., 2006-.

Лит.:
Ржевский Л. Творец и подвиг: Очерки по творчеству А. Солженицына. Fr./M., 1972;
«Август четырнадцатого» читают на родине: Сб. статей и отзывов. [Р.], 1973;
Krasnov V. Solzhenitsyn and Dostoevsky: A study in the polyphonic novel. Athens, 1980;
Шнеерсон M.А. Солженицын: Очерки творчества. Fr./M., 1984;
Геллер M.Я. А. Солженицын. (К 70-летаю со дня рождения). L., 1989;
Нива Ж. Солженицын. М., 1992;
Мешков Ю.А. А. Солженицын: Личность, творчество, время. Екатеринбург, 1993;
Спиваковский П.Е. Феномен А. И. Солженицына: Новый взгляд. М., 1998;
Медведев Р.А. Солженицын и Сахаров. М., 2002;
Сараскина Л.И. А. Солженицын. М., 2009;
Лосев Л.В. Солженицын и Бродский как соседи. СПб., 2010;
Немзер А.С. «Красное Колесо» А. Солженицына: Опыт прочтения. М., 2011;
Сарнов Б. Феномен Солженицына. М., 2012;
Ранчин A.M. Перекличка Камеи: Филологические этюды. М., 2013;
А.И. Солженицын: Материалы к биографии / Отв. ред. Н.Г. Захаренко. СПб, 2007.

А.М. Ранчин


 

Солженицын, А. И. Русский вопрос на рубеже веков / А.И. Солженицын, авт.-сост. Н.Д. Солженицына. — Москва: Издательство ACT, 2016. — 320 с. — (Книги о России для думающих людей).

Аннотация:
Написанные более сорока лет назад, публицистические статьи А.И. Солженицына, собранные в этом издании, сегодня поражают своей удивительной своевременностью. В них — и пророчество об Украине, и рассмотренные всесторонне общественные, национальные, нравственные и бытовые процессы. Движимый страстным желанием увидеть свободную Россию, автор словно «достает из-под глыб» события прошлого и предлагает свои посильные соображения. Соображения, в которых, возможно, кроется путь к свободному будущему России.

Вступительная статья.
«Под моими подошвами всю мою жизнь — земля отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу». Солженицын был патриотом подлинным, любовь к России — сквозная любовь его жизни. И когда гонители лишили его родины, швырнули в изгнание — это добавило боли, но не убавило преданности русской судьбе и жажды послужить русскому будущему.

Об этом свободном будущем он не только мечтал, но думал настойчиво, упорно, напряженно, впитывал опыт сокамерников, изучал мысли предшественников, взвешивал достижения иных народов и земель, где пришлось жить. Все его творчество, и уж несомненно вся публицистика так или иначе направлена к этому будущему.

Предлагаемую книгу составляют четыре большие работы Солженицына, пронизанные страстным желанием помочь родине ступить на путь обновления.

«Письмо вождям Советского Союза» (1973) он писал ещё до изгнания, в слабой надежде повлиять на оздоровительный ход на родине, что если отцы этих вождей «были простые русские люди, многие — мужики, то не могут же детки ну совсем, совсем, совсем быть откидышами? ничего, кроме рвачества, только — себе, а страна — пропади?». — Надежда не оправдалась.

Статья «Как нам обустроить Россию?» (1990) родилась, когда началась Перестройка и остро стоял вопрос: куда и как двигаться? как обустраиваться России после коммунизма? В статье две части, одна написана на горячей кромке момента, другая — спокойный разбор задач предстоящих, «вдвинуть охлаждающие и озадачивающие идеи». Вопросительный знак в названии и огромный даже по тем временам тираж (27 млн!) приглашали,казалось бы, ко всенародному обсуждению путей нашего будущего - и оно началось, но было властно оборвано сверху.

В последнюю зиму перед возвратом на родину Солженицын написал «Русский вопрос...» (1994), где свёл воедино накопленное при долгом изучении русской истории XVII - XIX веков. «Многих горячих патриотов огорчит — а ведь так, было — так», записывает он. Окончание статьи — уже в последней современности («...к концу XX века»).

Вернувшись в Россию в 1994, писатель исколесил 26 губерний, повстречался с тысячами людей, получил сотни писем-стонов, и все собранные впечатления и мысли выстроил в книгу «Россия в обвале» (1998). В ней впервые за долгую жизнь борца можно уловить ноты усталости, горечи и тревоги: «Я не надеюсь, что мои соображения могут в близости помочь выходу из болезненного размыва нашей жизни. Эту книгу я пишу лишь как один из свидетелей и стра-дателей бесконечно жестокого века России».

В грохоте бурных перемен эти выстраданные работы прочитаны были небрежно, истолкованы поверхностно. Но вот спустя 15, 25, 40 лет их перечитывают, открывают заново, расслышали их удивительную своевременность и современность. И ведь автор это предвидел: «А книги мои, в правильно понятых интересах России, могут понадобиться и много позже, при более глубокой проработке исторического процесса. Проявится какое-то позднее долгодействие, уже после меня».

 

СОДЕРЖАНИЕ

  • Письмо вождям Советского Союза 
  • Как нам обустроить Россию? 
  • «Русский вопрос» к концу XX века 
  • Россия в обвале 

 

КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Письмо вождям Советского Союза (сентябрь 1973). — Написано в августе 1973 в Рождестве-на-Истье (под Наро-Фоминском). Письмо было попыткой автора обратить внимание властей на неизбежность народной катастрофы при существующих методах управления. Послано в ЦК КПСС 5 сентября. Никакой реакции властей не последовало. В январе 1974 отправлено для публикации за границу. Напечатано на многих языках, в газетах, журналах и отдельными изданиями. Первое издание по-русски — Париж, YMCA-press, 1974. Первая иностранная публикация — Лондон, Sunday Times, 3.3.1974. В России «Письмо» впервые напечатано в журнале «Диалог», 1990, № 4.

Как нам обустроить Россию? (июль 1990) — Статья написана весной-летом 1990. Напечатана впервые в «Комсомольской правде» и «Литературной газете» 18.9.1990 (общий тираж 27 млн. экз.). Вызвала резкий отклик М.С. Горбачёва и украинских делегатов в Верховном Совете СССР, после чего дискуссии в печати, предполагавшейся издателями, практически не было. Статью в виде брошюры напечатали парижская YMCA-press и несколько издательств в России (Сов. писатель, 1990; Правда, 1990; Патриот, 1991); во Франции (Fayard, 1990); в Германии (Piper, 1990); в Италии ( Rizzali, 1990), в США (Farrar, Straus and Giroux, 1991); в Англии (Harper-Collins, 1991); в Дании (Spectrum, 1991); в Польше (Arka, 1991), в Голландии (Dubio Boeken, 1992).

«Русский вопрос» к концу XX века (март 1994). — Статья написана незадолго до возвращения в Россию. Опубликована впервые в «Новом мире», 1994, № 7, затем в «Вестнике РХД», 1994, № 169. Отдельные книжные издания — во Франции (Fayard, 1994); в Германии (Piper, 1994); в Испании (Tusquets, 1994), в США (Pantheon Books, 1994; Farrar, Straus and Giroux, 1995); в Англии (Harvill, 1995); в России (Голос, 1995). В 1994-95 фрагменты статьи печатали периодические издания — Труд, Новое время, Крестьянские ведомости, Русская провинция и др.

Россия в обвале (май 1998). — «Эту книгу я пишу лишь как один из свидетелей и страдателей бесконечно жестокого века России — запечатлеть, что мы видели, видим и переживаем», говорит автор. Он прослеживает государственные, общественные, национальные, нравственные и бытовые процессы, происходившие в России за десятилетие с начала перестройки, и предлагает доступные оценки на будущее. Книга опубликована в изд-ве Русский путь (1998), выдержала 2-е (2002) и 3-е (2009) издания. Издана во Франции (Fayard, 1998); в Корее (Dijain Hausu, 1998); в Испании (Espasa, 1999); а также в Польше, Сербии, Эстонии, Мексике, Японии, Аргентине. Отдельные главы книги перепечатали более тридцати росийских периодических изданий.
 


   

Солженицын, А. И. «Прямая линия»: надо думать об общей беде / А.И. Солженицын, авт.-сост. Н.Д. Солженицына. — Москва: Издательство ACT, 2016. — 224 с. — (Книги о России для думающих людей)

 

Аннотация.
В этой книге собраны самые важные для нас вопросы, на которые Александр Исаевич Солженицын отвечал в течение многих лет. Участник войны, узник лагерей, автор «Архипелага ГУЛАГ» справедливо назвал себя «страдателем бесконечно жестокого века России». Исколесив фактически всю страну, встречаясь с людьми самых разных профессий и взглядов, разного уровня достатка, он стал своего рода глашатаем «судьбы русского народа». В этой книге мы предлагаем читателю «прямые линии» - ответы великого писателя на личные и общественные чаяния, реалии, свидетелем которых он стал и в которых мы жили и живем. Для чего нам посылаются страдания? Откуда черпать силы? Что ждет Россию? Кому будет принадлежать XXI век? И многое другое...

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Редко у кого личная судьба так тесно бывает переплетена с судьбой писательской, как у Александра Солженицына. Вскоре после публикаций рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Случай на станции Кре-четовка», принесших ему мировую известность, писатель впал в немилость у властей, книги его больше не печатали и встречам с читателями всячески препятствовали. Так прошло десять лет, в течение которых лишь дважды состоялись подобные встречи — в Курчатовском институте атомной энергии (запись не сохранилась) и в Институте востоковедения. В 1974 году, после того как «Архипелаг ГУЛАГ» был напечатан в Париже, Солженицына лишили гражданства и выслали из СССР. На Западе писатель и вовсе не встречался с читателями, знающими написанное им лишь в переводах. И только когда возвращение на родину стало наконец возможно, он смог безпрепятственно, много и подолгу общаться с соотечественниками.

Солженицын исколесил 27 областей России, встречался со множеством людей, с интеллигенцией городской и сельской, с учителями, студентами, речниками, врачами, с учёными и фермерами, директорами заводов и обитателями поселковых трущоб, он записывал их просьбы, советы, умоления, настояния — в надежде донести всё это до слуха власть имущих.

В этой книге мы предлагаем читателю «прямые линии» — записи тех встреч и разговоров с соотечествен- никами. Лишь две из них относятся ко времени до изгна ния Солженицына из СССР, только одна — за двадцать лет жизни на Западе. А по возвращении в Россию таких встреч было более девяноста, здесь мы публикуем десять из них. Все выступления писателя при его поездках по России не были заранее подготовленными речами, он начинал их с заявления: «У меня нет готовой лекции, не ждите её от меня. Я пришёл больше слушать вас, чем говорить сам», — и предлагал всем желающим выступить вне какой-либо «повестки дня», на любую тему: о своих болях, тревогах, надеждах, соображениях, предложениях. Встречи проходили в переполненных залах, доступ был свободный, вы- ступавших всегда не меньше 25-30 человек. Солженицын слушал, записывал — и только потом говорил сам, стараясь откликнуться на все затронутые людьми темы. Лишь на двух встречах со студентами — в Цюрихском университете и в Российском гуманитарном — речь шла в основном о литературе, участники же других встреч поднимали темы политические, национальные, бытовые, образовательные, нравственные, религиозные, ставили вопросы о смысле жизни и личные, о самом писателе.

Впечатления от этих встреч автор положил в основу публицистической книги «Россия в обвале» (1998), которую писал «как один из свидетелей и страдателей бесконечно жестокого века России — запечатлеть, что мы видели, видим и переживаем».

Наталия Солженицына

СОДЕРЖАНИЕ

  • От составителя
  • Ответ трём студентам
  • Встреча с читателями в Институте востоковедения
  • Беседа со студентами-славистами в Цюрихском университете
  • Выступление в Новосибирском Академгородке
  • Встреча в Ростовском университете
  • Встреча в Саратовском университете
  • «Прямая линия» в «Комсомольской Правде». Телефонный разговор с читателями
  • Встреча с местной общественностью в Угличе 
  • В Твери. Из выступления в Областной библиотеке имени Горького
  • Вечер в Центральном доме архитектора
  • Встреча с местной интеллигенцией в Калуге. Ответы на вопросы калужан
  • в Областной библиотеке
  • Встреча с читателями в РГБ
  • Беседа со студентами РГГУ
  • Краткие пояснения

КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Ответ трём студентам (октябрь 1967). — Три московских студента посетили автора в Рязани. «Ответ» как дополнение к разговору был послан им вслед. Позже ходил в самиздате. Первые публикации на Западе: по-русски — «Новый журнал» (Нью-Йорк), 1969, № 94; по-английски — лондонский журнал "Survey", vol. 73, Autumn 1969. На родине текст впервые напечатан в издании: Александр Солженицын. Публицистика: в 3 т. Ярославль: Верхняя Волга. Т. 2, 1996.

Встреча с читателями в Институте востоковедения (30 ноября 1966). — Вскоре после опубликования в «Новом мире» рассказа «Один день Ивана Денисовича» (ноябрь 1962) началась контратака партийных охранителей. В 1965 КГБ арестовал архив Солженицына, произведения его больше не печатали, началась травля в печати и клевета с закрытых партийных трибун, встречи писателя с общественностью пресекались. Об этом времени А.И. пишет в книге «Бодался телёнок с дубом»:

Стали приходить мне многие приглашения — одни предположительные, другие точные и настоятельные, я всем подряд давал согласив. И в этих учреждениях всё как будто было устроено, разрешено директорами, повешены объявления, напечатаны и розданы​  пригласительные билеты, — но не тут-то было!.. В последние часы, а где и минуты, раздавался звонок из московского горкома партии  говорили: « Устроите встречу с Солженицыным — положите партийный билет!» И хотя учреждения-устроители были не такие уж захолустные (Несмеяновский НИИ, Карповский, Семёновская Черноголовка, мехмат МГУ, Бауманский институт, ЦАГИ, Большая Энциклопедия), протестовать никто не имел сил, а академики-возглавители — мужества. В Карповском отменили так поздно, что успели меня туда р-> и привезти, но уже объявление висело: «Отменено по болезни автора». I А директор ФБОН (Фундаментальная библиотека общественных наук) отменил сам от испуга: ему позвонили, что придёт на встречу инкогнито в штатском генерал КГБ, так место ему приготовить...
За всю жизнь не ощущал я так остро лишения свободы слова!
И вдруг из Лазаревского института востоковедения, где однажды моё выступление уже запретили (а потом все партийные чины отпёрлись — мол, не они это запретили), меня пригласили настойчиво: не отменят! Прямо с рязанского поезда и пошёл я на ту встречу. И действительно — не отменили.

Приводимый текст основан на беглой попутной записи кого-то из присутствовавших в зале во время встречи писателя с сотрудниками института. Текст затем ходил в самиздате. Правлен автором по памяти. Впервые опубликован в издании: Александр Солженицын. Публицистика: в 3 т. Ярославль: Верхняя Волга. Т. 2, 1996.

Беседа со студентами-славистами в Цюрихском университете (20 февраля 1975). — Встреча была организована профессором Цюрихского университета доктором филологических наук Марией А. Банкул. Писатель впервые публично рассказывает о том, как собирал материалы для «Архипелага ГУЛАГа» и работал над книгой, об особенностях стиля «Августа Четырнадцатого», о трудности задачи исторического романиста. Беседа велась на русском языке, записывалась на магнитную плёнку. Текст впервые напечатан в Вермонтском собрании, т. 10. В России впервые - «Литературная газета», 27.5.1992.

Выступление в Новосибирском Академгородке (28 июня 1994). —При поездках по стране десятки встреч А.И. Солженицына с местной общественностью проходили всегда при свободном доступе, в переполненных залах. Всем желающим предлагалось высказываться на любую тему, говорили по 3-4 минуты, в каждой аудитории — 25-30 человек. Выступления писателя не были заранее подготовленными речами, но — заключительными откликами на сказанное выступавшими до него. Выступление в Доме учёных Новосибирского Академгородка цитировалось в местной прессе, а полный текст приведен в книге: Александр Солженицын. По минуте в день. М., 1995.

Встреча в Ростовском университете (20 сентября 1994). — Alma mater писателя, в 1936-1941 он учился здесь на физико-математическом факультете. Актовый зал не мог вместить всех пришедших на встречу, для оставшихся в фойе и на лестницах живой разговор с аудиторией транслировался по радио. Полный текст в книге «По минуте в день», М., 1995.

Встреча в Саратовском университете (13 сентября 1995). — Одна из многих встреч Солженицына во время его поездки осенью 1995 по при-волжским областям. Текст этого выступления впервые полностью напеча-тан в книге «По минуте в день», М., 1995.

«Прямая линия» в «Комсомольской правде» (15 апреля 1996). — lТелефонный разговор с читателями происходил в редакции «Комсомольской правды», длился более двух часов. За это время писатель принял 93 lзвонка и ответил на почти две сотни вопросов. Здесь воспроизведён со-Окращённый текст стенограммы, напечатанной в «Комсомольской правде» 23 апреля 1996, под заголовком «Разговоры с Александром Солженицыным».
Встреча с местной общественностью в Угличе (4 сентября 1996). — Путешествуя в начале сентября 1996 года по малым городам Тверской области, Солженицын заехал и в ярославский Углич. Незапланированная О встреча с местной общественностью прошла в Педагогическом училище.
Началась, как и все подобные встречи, с выступлений и вопросов угли- чан и завершилась ответным словом писателя, впервые опубликованном в издании: Александр Солженицын. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 8. М.: Терра, 2005.

В Твери (8 сентября 1996). — Со 2-го по 8-е сентября 1996 Солженицын посетил в Тверской области города Конаково, Кимры, Калязин, Кашин, сТоржок, Тверь. Это была двадцать пятая российская область, где побывал писатель со времени своего возвращения на родину в 1994. Всюду проис-ходили встречи его с местными жителями, на которых он выслушивал и  записывал их рассказы о сегодняшней жизни русской провинции. Высгу- пление в Тверской областной библиотеке было последним в этой поездке.  Полный текст его был напечатан газетой «Тверские ведомости» 13/19 сентября 1996 (в своей редакции и под заголовком «Власть далека от болей народа»). Здесь публикуется сокращённая расшифровка аудиозаписи.

Вечер в Центральном доме архитектора (23 апреля 1998). — Встреча с писателем в Доме архитектора была организована по инициативе и при содействии архитектора-художника Р.И. Тевосян. Открывая вечер, она сказала:

Сегодня значительный день в нашей жизни — нам выпала возможность общения с великим писателем и мыслителем Александром Солженицыным. Полагаю, что в русской литературе нет писателя, чьё творчество и судьба были бы столь неразрывно соединены с историей и судьбой страны и с каждым из нас. Солженицын не был сломлен никем и ничем и служил только истине. Он и сегодня неудобен властям. Совесть нации, он открыт нам, его читателям и согражданам, и разделил с нами наши беды и нашу боль.
Александр Исаевич, когда-то, в 1988 году, когда вы были в изгнании, в Доме архитектора прошёл вечер в честь дня вашего рождения. И вот сегодня я передаю вам билет на тот самый вечер как знак того, что мы с вами во все времена.

Подробный рассказ о подготовке, атмосфере и течении этого вечера, как и запись вопросов и ответов, были подготовлены Р.И. Тевосян.

Первая публикация: Тевосян, Р. «Только вера в человека и даёт надежду»: Один вечер Александра Исаевича / Роза Тевосян // Наше наследие. 2008. № 85.

Встреча с местной интеллигенцией в Калуге (23 мая 1998). — Встречей с калужанами в Калужской областной библиотеке завершилась поездка Солженицына по Калужской области в мае 1998. Текст этого выступления в записи И. Шевелёва был опубликован в «Общей газете» 4-10 июня 1998 под заголовком «Научиться держать жизнь в собственных руках», с таким предварением:
По весне старого зэка тянет на волю. Может, этим объясняется, почему 80-летний Александр Солженицын, преодолевая сердечные приступы, колесит по городам и весям Калужской области, посещает школы, библиотеки, дома для престарелых, интернаты для больных детей, встречается с читателями, выступает по местному телевидению, отвечает на множество вопросов. Причём выбирает не крупные города, а такие, куда и шоссейные дороги не ведут, сменяясь просёлочными. Боровск, Медынь, Юхнов, Мосальск, Мещовск, Оптина Пустынь, Козельск — самое сердце России, где православные святыни, древние исторические места находятся сегодня в разрухе и разоре. В советское время здесь расцветал военно-промышленный комплекс. Сегодня, когда производство остановлено, оказалось, что даже газа в дома не провели. Людям негде работать, денег давно не видели, выживают, питаясь с огорода, своей живностью, своим хозяйством. Причём все — учителя и инженеры, пенсионеры и агрономы. Ощущение полной заброшенности. «О нас забыли, — говорили в один голос. — Мы никому не нужны. То, что вы приехали к нам, — чудо».

Встреча с читателями в РГБ (Российской государственной библиотеке («Румянцевской»)) (16 мая 2000). — Встреча проходила в конференц-зале библиотеки, после выступления писатель отвечал на записки и устные вопросы читателей. Текст приводится здесь в записи Вл. Радзишевского. Несколько сокращённый его вариант был опубликован в «Литературной газете» 24/30 мая 2000.

Беседа со студентами РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета) (23 января 2002). — Беседа проходила в Зале заседаний Ученого совета РГГУ. За несколько месяцев до встречи студентам было предложено прочитать четырёхтомник избранных глав из «Красного Колеса», эпопеи о русской революции 1917 года. Во встрече участвовали студенты 1-5 курсов университета — историки, филологи, политологи, правоведы, социологи. Делились впечатлениями о книге, задавали вопросы. Фрагменты беседы опубликованы в журнале Родина (2002, № 6). Полный текст печатается впервые.


 

 

Сараскина Л.И. Александр Солженицын / Людмила Сараскина. - 2-е изд. - Москва: Молодая гвардия, 2008. - 935 [9] с.: ил. - (ЖЗЛ: Биография продолжается: сер. биогр.; вып. 12)

Аннотация:
Александр Исаевич Солженицын — редкий в современной словесности пример писателя-трибуна, писателя-моралиста. Его биография вместила в себя войну и лагеря, Нобелевскую премию и преследования, завершившиеся изгнанием из СССР. 20 лет, проведенные в эмиграции, не разорвали связь Солженицына с родиной — сразу после триумфального возвращения в Москву он включился в общественную жизнь, напряженно размышляя о том, «как нам обустроить Россию». Не смягчая выражений, не стараясь угодить власть имущим, он много раз вызывал на себя огонь критики справа и слева, но сохранил высокий моральный авторитет и звание живого классика современной русской литературы.
К 90-летию А.И.Солженицына приурочен выход его первой полной биографии, созданной известной писательницей и историком литературы Л.И.Сараскиной на основе уникальных архивных документов, бесед с самим Солженицыным и членами его семьи.

 

Я хотел быть памятью. Памятью народа.
который постигла большая беда.

А.И. Солженицын

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пролог. ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КООРДИНАТЫ СУДЬБЫ

Глава первая. Контуры и корни. Род Солженицыных 
Глава вторая. Дед Захар. «И снова став ничем...» 
Глава третья. Саня Лаженицын: герой и прототип
Глава четвёртая. Мама Таисия Захаровна. Недолгое счастье

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПОДПОЛЬЕ КАК ПОЧВА

Глава первая. Русский жребий: неизбежность тени
Глава вторая. Отчий дом: тайны скрытного времени
Глава третья. Писательство как призвание и предназначение
Глава четвёртая. РГУ. Союз математики и литературы
Глава пятая. Плюс МИФЛИ. Прозрения и миражи

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОЙНА И НА ВОЙНЕ

Глава первая. Бремя солдата: на пути к артиллерии
Глава вторая. Азбука офицерства и азы звукометрии
Глава третья. На фронте и в боях. Крещение огнём
Глава четвёртая. Страсть политическая, жар эпистолярный
Глава пятая. Этап: по ту сторону пограничного столба

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ

Глава первая. Меж боксом и бараком: следствие и приговор
Глава вторая. Тюремное образование и лагерная практика
Глава третья. На островах. Рождение Глеба Нержина
Глава четвёртая. Вдоль по каторге. Поэзия каменной кладки
Глава пятая. Ураганный год: бунт и болезнь
Глава шестая. Ссылка навечно. Чудо возвращённой жизни

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПЕРЕД ПРОРЫВОМ

Глава первая. Московские маршруты и деревенские будни
Глава вторая. Рязань: две стороны «тихого житья»
Глава третья. «Щ-854. Один день одного зэка»
Глава четвёртая. Сложенный костёр и огонь, упавший с неба 
Глава пятая. Привилегии триумфа и коварная изнанка славы
Глава шестая. Взлёты и приземления, падения и провалы

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. СЛОВО И ДЕЛО

Глава первая. Благая отсрочка. В укрывище и на людях
Глава вторая. Разгаданный шифр: беда как свобода
Глава третья. Бои без правил. «Шевардино» и «Бородино»
Глава четвёртая. Аля: возможность счастья. Сожжённые корабли
Глава пятая. Nobeliana. Минные поля, смертельные ловушки
Глава шестая. Дремлющий рок: кульминация и развязка

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. ОПЫТ ИЗГНАНИЯ

Глава первая. Европейские пристанища. Тень Ленина
Глава вторая. На просторах мира: в поисках дома и покоя
Глава третья. Вермонтский угол. Работа, семья, жернова
Глава четвёртая. Между двумя мировыми силами. Перемолот
Глава пятая. «АГ» — в «Новом мире» и во всей России

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ДОРОГА ДОМОЙ

Глава первая. Вектор возвращения. Кавендиш—Магадан-Москва
Глава вторая. В стране и в «эллипсоиде»: речь как меч
Глава третья. Сюжет о пророке и отечестве: новый поворот
Глава четвёртая. «Калёный клин». Хождение по лезвию ножа 

Вместо эпилога. ЧЕЛОВЕК СЧАСТЛИВЫЙ 896

Хронология жизни и творчества А. И. Солженицына

Краткая библиография

Об авторе:
Людмила Сараскина - известная писательница, историк отечественной литературы, критик, доктор филологических наук. Сделав главой темой своих исследований литературу ХХ века, в первую очередь творчество Ф.М. Достоевского, она в то же время уделяет большое внимание осмыслению современного положения России и русской культуры. Своего рода итогом этих размышлений стала масштабная биография Александра Исаевича Солженицына - двенадцатая книга Л.И. Сараскиной и шестая, написанная ею в биографическом жанре.


Рекомендуем интернет - ресурсы, посвященные А.И. Солженицыну:

solzhenitsyn.ru

Культурно-просветительский интернет-портал "Александр Исаевич Солженицын"

Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Сайт, посвященный Александру Исаевичу Солженицыну — его творчеству, его жизни, его следу в российской и мировой истории. Мы открыли сайт 11 декабря 2008 года, в день 90-летия писателя.

Наша главная цель — представить произведения А.И. Солженицына наиболее полно и точно. Тексты будут даны в последней прижизненной авторской редакции. Нам кажется необходимым сохранить все сделанные писателем выделения — курсивы, разрядки, ударения: их потеря или неполное, небрежное воспроизведение во многих его текстах, бытующих на электронных сайтах, обедняет, а иногда даже искажает авторскую интонацию.

https://vk.com/alexandrsolzhenitsin

Александр Солженицын. Творческое наследие

Официальная группа отдела по изучению наследия Солженицына Дома русского зарубежья

В этом году исполняется сто лет со дня рождения Александра Солженицына. И мы, сотрудники отдела по изучению наследия писателя Дома русского зарубежья, открываем эту группу, чтобы общаться с вами, дорогие читатели. Мы занимаемся изучением творчества Александра Исаевича уже почти десять лет. За это время накопилось много ценного, поэтому хотим делиться. Кроме новостей Солженицынского отдела, будем публиковать тексты произведений, писем и статей, отдельные цитаты, видео, аудио и все то, что поможет прикоснуться к наследию Солженицына, его кругу и его эпохе. 

Использованы фртографии из открытых интернет - источников.


Литературный час "Александр Солженицын. Личность. Творчество. Время": электронная презентация сопровождала интересный рассказ о писателе, стихи, проза, книжная выставка и информационная закладка на память каждому участнику.