Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

К 80-летию Сталинградской битвы. Плотицын А.Л.

Предлагаем вашему вниманию воспоминания нашего земляка участника сталинградского сражения, комсорга батальона Плотицына Александра Лаврентьевича, награжденного орденом Отечественной войны 1-й степени, о фронтовых шоферах, проложивших свои дороги через трудности войны. Слились эти дороги в одну общую – к Победе над  немецким фашизмом.

Сталинградская битва - одно из важнейших и ключевых сражений Великой Отечественной войны. Она длилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Победа нашей армии оказала большое влияние на дальнейший ход войны, заложив прочную основу для полного разгрома нацистской Германии.
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2023 году 80-летия победы Красной армии над вермахтом в Сталинградской битве.

Библиотекари обратились к своим архивам и оцифровали материалы газеты «Путь коммунизма» (сейчас «Бежецкая жизнь»).

Марков С. Внештатный корреспондент. – «Путь коммунизма». – 1983. – 5 мая (№54). – С. 3

Плотицын А. Солдатский долг. – «Путь коммунизма». – 1983. – № 2 (4 янв.). – С. 3. – «К 40-летию Сталинградской битвы»

Плотицын А. Солдатский долг. – «Путь коммунизма». – 1983. – № 3 (6 янв.). – С. 3. – «К 40-летию Сталинградской битвы»

Плотицын А. Солдатский долг. – «Путь коммунизма». – 1983. – № 4 (8 янв.). – С. 3. – «К 40-летию Сталинградской битвы»

Плотицын А. Солдатский долг. – «Путь коммунизма». – 1983. – № 11 (25 янв.). – С. 2. – «К 40-летию Сталинградской битвы»

 



Марков С. Внештатный корреспондент. – «Путь коммунизма». – 1983. – 5 мая (№54). – С. 3

Читателям газеты «Путь коммунизма» хорошо знакомо имя Александра Лаврентьевича Плотицына. Он многие годы является внештатным корреспондентом нашей редакции. Часто пишет интересные, нужные и полезные материалы, которые привлекают широкий круг читателей, обогащают их познания, а главное, воспитывают людей, побуждают к высокопроизводительному труду. Бежечане помнят опубликованные во многих номерах газеты его воспоминания «Солдатский долг», посвященные 40-летию Сталинградской битвы. В них рассказывается о героизме советских воинов, о тех огромных трудностях и лишениях, которые пришлось им перенести на пути к победе над фашизмом.

Александр Лаврентьевич прошел славный боевой и трудовой путь. С первых и до последних дней Великой Отечественной войны (1941 – 1945 г.г.) был на фронте. Начал войну рядовым бойцом, а закончил офицером. Участвовал во многих крупных и важнейших сражениях. В 1943 году, в дни великой битвы под Курском, стал коммунистом. И вот уже 40 лет с честью и достоинством оправдывает это высокое звание. Всегда находится в гуще людей. Отличается неиссякаемой, кипучей энергией и способностью увлечь массы на нужное дело. Не случайно в тяжелейший период боев на Курской дуге комсомольцы батальона избрали его своим комсоргом-вожаком. В послевоенное, мирное время он также постоянно выполняет ответственные партийные и общественные поручения. Работая 15 лет на опытно-экспериментальном заводе, почти всегда избирается в состав партийного бюро. Не порывает связей с комсомолом. Ряд лет является председателем совета ветеранов КПСС Великой Отечественной войны и труда при городском комитете ВЛКСМ.

Боевые и трудовые заслуги А.Л. Плотицына отмечены высшими правительственными наградами. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, девятью различными медалями, двумя знаками отличия победителя социалистического соревнования.

В труде, как и к бою, этот замечательный человек отдает все силы, знания и богатый жизненный опыт ради счастья и благополучия советских людей. Он непримирим к любым негативным проявлениям, особенно к расхлябанности, недисциплинированности, безответственности. Я помню его выступление на отчетном собрании народных контролеров завода, где он страстно и прямо говорил о недостатках и упущениях.

Неоценимый вклад внес Александр Лаврентьевич в подготовку заводских кадров. Как старший инженер по техническому обучению работников со знанием дела занимается и успешно решает эти вопросы. Учитывая трудности с обеспеченностью механизаторами в ряде колхозов и совхозов района, за ряд лет под его руководством на заводе подготовлено более ста таких специалистов. В нынешнем году закончили курсы и получили профессию механизатора 30 человек. Сейчас они активно трудятся на посевной третьего года одиннадцатой пятилетки.

 

СОЛДАТСКИЙ ДОЛГ

 

Плотицын А. Солдатский долг. – Путь коммунизма. – 1983. – № 2 (4 янв.). – С. 3.– «К 40-летию Сталинградской битвы»

 

Сегодня мы рассказываем еще об одной странице жизни участника сталинградского сражения, комсорга батальона Плотицына Александра Лаврентьевича, награжденного орденом Отечественной войны 1-й степени, о фронтовых шоферах, проложивших свои дороги через трудности войны. Слились эти дороги в одну общую – к победе над злейшим врагом человечества – немецким фашизмом.

Воспоминания ветерана опубликованы в № 148 за 7 декабря 1982 з.

Пламя сталинградского сражения согрело сердца и души советских воинов, воодушевило на новые подвиги. Появилась уверенность в наших силах.

Опыт сталинградцев, их героизм, стойкость и мужество, верность воинскому долгу стали эталоном действий наших дивизий и полков, гнавших фашистских захватчиков на запад, вон с родной земли.

К весне 1943 года Советская армия добилась новых крупных побед на фронтах Великой Отечественной войны.

К началу апреля линия фронта далеко переместилась на запад. Она тянулась почти прямо от Ленинграда до берегов Черного моря. И лишь в районе Орла, Курска и Белгорода образовался огромный выступ, вошедший в историю под названием Курской дуги, где закрепились войска Центрального и Воронежского фронтов.

Наш 102-й автобатальон дислоцировался на северной окраине Курска и был подчинен командующему 13-й армии генерал-полковнику Н. П. Пухову.

На фронте стояло затишье. Обе стороны готовились к большому летнему наступлению.

В эти дни в тылу наших войск создавалась глубоко эшелонированная оборона. Курская область – это холмы и перелески, пересеченные речками и ручьями, с многочисленными селами и деревушками.

Работы для водительского состава было предостаточно: переброска войск, боеприпасов, снаряжения, горючего, продуктов питания с узловых станций и разъездов во все подразделения двухсоткилометровой полосы нашей армии. Особенно трудно пришлось во второй половине весны. После теплых дождей дороги рухнули. Под колесами непролазная грязь, в колеях озерца воды. На ухабах машины раскачивает, как в хороший шторм. Нередко машины садятся на раму и стоит нечеловеческого труда, находчивости и смекалки, чтобы продвинуть их хотя бы еще на один метр вперед.

А над головой развернулись ожесточенные воздушные сражения. Не проходило дня, чтобы только в пределах видимости не было сбито от 2 до 5-и самолетов. К сожалению, среди них были и наши советские соколы.

Сейчас на развилке дорог близ Обояни стоит памятник одному из героев, единственному в мире летчику, который в одном бою сбил 9 немецких самолетов – лейтенанту А.К. Горовец.

Как рассказывали очевидцы, советский ас в одиночку напал на строй вражеских стервятников. С первого захода он сбил ведущий самолет. Затем еще три. А когда строй рассыпался – добил еще четыре самолета. Наконец, нашел свою гибель еще один фашист.

Кончились патроны. Возвращаясь на аэродром над деревней Дворики, советский сокол был атакован двумя парами «мессеров». Увлеченный боем, Горовец поздно заметил нападающих. Однако, успел развернуть машину и направить ее в лоб атакующего истребителя. В этот момент одна из пуль второго фашиста, зашедшего с тыла, сразила героя.

Гибли летчики, гибли и наши автомашины. Для кого как, а для нас, фронтовых шоферов, фашистские стервятники, все равно, что ястреб для цыпленка. Не знаешь – под какую щелку спрятаться. Порой, не решаясь вступить в единоборство с советскими летчиками, они всю свою злобу срывали, по - существу, на наших беззащитных машинах. У нас же, шоферов, даже винтовки были не у всех.

На поверках командиры рот часто докладывали: «Не вернулся из рейса...».

Железнодорожный вокзал Курска – важный стратегический узел, связывающий центр страны с югом, запад – с востоком. В район предстоящих сражений на ст. Курск шли и шли эшелоны с материальными средствами – танками, артиллерией, оружием, боеприпасами, горючим, продовольствием. Сюда было подвезено 3572 эшелона (171789 вагонов) грузов, среди которых 1410 эшелонов с артиллерией, танками, частями резерва ставки и около 150 тысяч вагонов с материальными средствами.

Немецкое командование, не считаясь с потерями, стремилось парализовать его работу. Железнодорожный вокзал и подъезды к нему находились под постоянным ударом вражеской авиации. Бомбежка шла и днем и ночью. Одна эскадрилья сменяла другую, сбрасывая свой смертоносный груз.

Казалось, места живого не было. Однако, транспорт работал. Ремонтные бригады вновь и вновь восстанавливали разбитые пути. Служба регулировщиков дирижировала потоком транспорта.

Вокзал действовал. Недаром начальнику вокзала в годы войны присвоено звание Героя Социалистического Труда. В те дни его часто можно было видеть в самых горячих точках огромного хозяйства.

Как хрупки и беззащитны были наши полуторки и трехтонки. Сколько усилий требовалось, чтобы перебороть себя, подавить страх и подать свою машину под погрузку в это пекло. Помогало чувство долга, верность присяге.

Героями не рождаются, они проявляются в бою, труде, ради своего народа.

В середине апреля на вокзале мы подтянулись к погрузочным площадкам, укрылись в тени каменного забора. Hачался очередной налет вражеских бомбардировщиков. Несколько бомб попали в прибывший вагон. Столбы огня и дыма поднялись над макушками. Появились раненые.

Стась Ледовских первым подал свой автомобиль из-под прикрытия к вагонам. Тронулись и другие. Началась погрузка раненых. В этот момент одна из бомб разорвалась между шинами. Воздушной волной меня сбросило с подножки. А когда поднялся, то не узнал «ЗИС» товарища. Стекла выбиты, капот сорван. Осколком Стасю снесло часть головы. Но его крепкие мускулистые руки так и остались не руле. Стоило большого груда, чтобы разжать пальцы и вынести тело из кабины. Погибли еще 6 водителей.

Через час, когда мы уже покидали Курск, двигаясь к фронту, наш краснозвездный сокол сбил одного вражеского стервятника.

В небе распустился черный шлейф дыма.

— Хорошо горит гад! Отлетался...

От самолета вдруг отделилась черная капля. Парашют не раскрылся, бандит, шмякнувшись о землю, превратился в бесформенную массу. Это все, что осталось от «сверхчеловека». Убийц наша земля не приемлет.

Над второй каплей возник белый купол. Ветер нес фашиста в нашу сторону. Не долетая до земли, он выбросил пистолет и начал размахивать белым платком, а другой рукой сбивал пламя с комбинезона.

Верзила оказался оберлейтенантом, стрелком-радистом с пятью регалиями на груди. На животе пряжка с надписью: «С нами бог». С каким богом сбрасывал он свой смертоносный груз на наши мирные города и села?

Коснувшись земли, он опустился на колени и поднял руки.

От села на помощь нам бежала группа бойцов. Каждый из нас еще не остыл от пережитого, тяжело переживая гибель товарищей.

—Ну, вставай… бог! Бей гада! — щелкнули затворы.

—Не трогать! Это пленный, — послышалась команда.

Обрезав с парашюта стропу, связали фашиста и усадили в кабину.

Видя захват стрелка-радиста, выбросившийся вслед за ним летчик раскрыл второй парашют, и его стало относить от окружной железной дороги, опоясывающей Курск, в сторону леса. Приземлившись и отстегнув парашюты, он бросился под его сень. Но не успел скрыться. Мы сумели отрезать ему путь и предложили сдаться. В ответ раздались выстрелы. Началась перестрелка. Захватить живым фашиста не удалось.

 

Плотицын А. Солдатский долг. – Путь коммунизма. – 1983. – № 3 (6 янв.). – С. 3.– «К 40-летию Сталинградской битвы»

Стрелок-радист и документы с убитого летчика были доставлена в батальон. Вскоре на «эмке» сюда прибыл и наш ас-парнишка в чине старшего лейтенанта, лет 22—24, мне по плечо, со светлой челкой над крутым лбом и с улыбкой во весь рот.

—Где тут моя жертва?

Можно понять его радость... Первый и к тому же живой трофей.

Нет, мне никогда не забыть улыбку и радость парнишки, почти сверстника мне.

Летчика сопровождали работники «смерш».

Предъявив комбату документы, они увезли с собой и нашу добычу. Ещё одним гадом в небе стало меньше.

Как стало известно, фашист дал ценные показания о дислокации аэродромов и войск врага.

В канун праздника 1-е мая меня срочно вызвали в штаб батальона.

Так как я знал машины иностранных марок, то получил американскую машину – не ахти как надежную в эксплуатации, чем-то напоминающую «форд». Но она была более быстроходна, чем наши газики. Меня она, конечно, обрадовала. Удобная кабина и скорость...

Грузовик этот попал под бомбежку. Шофер был убит. В машине имелись повреждения. Пришлось облазить не один десяток трофейных машин, брошенных на северной окраине Курска, пока нашел нужные детали: передний клык рамы, к которому крепится серьга, рессоры и радиатор. Лишь только заговорил мотор, я в радостном настроении погнал машину в штаб батальона, рассчитывая получить особо важное задание. Командир батальона майор Кузнецов, низенького роста, какой-то круглый, вечно хмурый, очень суровый и требовательный, быстро спустил меня с облаков на землю:

—Этот? – спросил он у замполита Орлова.

—Да, – прозвучал ответ.

—Образование?

—Среднее.

—Комсомолец?

—Да!

—Подойдет?

—Думаю, подойдет.

—Рисовать можешь?

Не поняв, к чему он клонит, я ответил: «Чего-нибудь могу».

Сразу вспомнил, что перед этим по всему селу, где стояли наши машины, кто-то на всех белых хатах написал лозунги, призывающие: «Вперед, на Запад», «Бить фашистов». Поступила жалоба от жителей. Подумал, что подозрение пало на меня, хотя я и не рисовал. Сколько потом мне пришлось писать этих призывов и на машинах, и на транспарантах, и на стенах домов.

—Сдай машину. Иди в распоряжение замполита.

Меня, как холодной водой облили: «Как сдать? Почему? Столько затрачено труда. Понимаете... Это же моя, моя машина».

Надо же судьбе сыграть со мной такую шутку!

—Товарищ майор! — слова застряли в горле. Жесткий взгляд, я окончательно понял, что за рулем мне не сидеть. Развернулся кругом, со злостью отпечатал сел в кабину и рванул машину в расположение роты.

Возле дома командира затормозил. Тот выжидательно посмотрел на меня. Михаил Алексеевич Ефремов — добрый и душевный человек. Я заглушил мотор и вылез из машины.

—Ухожу! Зачем же так со мной товарищ командир? Я же шофер. Что я без руля? Да и на что я способен? Зачем им понадобился?

Тот развел руками: что, мол, я поделаю. Приказы надо выполнять.

Сдав ему автомашину и ключи от нее, закинув через плечо рюкзак, зашагал в штаб батальона. На второй день я был утвержден в должности комсорга роты.

Началось мое становление комсомольского вожака. Большую школу воспитания я прошел у замполита старшего лейтенанта В.Г. Орлова, парторга батальона ставшего лейтенанта Ф.Ф. Сницаренко, заместителя начальника политотдела 13 армии по комсомолу капитана тов. Зайцева и начальника политотдела 13 армии полковника тов. Фомичева.

В те дни командиры, партийные и комсомольские организации все свои усилия направляли на подготовку личного состава к предстоящим боям, и не было такой области учебы в боевой жизни войск, которая бы оставалась вне поля зрения политработников.

Агитационно – массовая работа была направлена на выполнение приказов командования — создать непреодолимую для врага оборону, стойко удерживать занимаемые рубежи и быть готовым к переходу в контрнаступление. Сколько времени ушло на подготовку молодых водителей, приучить их работать под бомбежкой, освоить свое дело, экономить горючесмазочные материалы, выкладываться до конца.

В батальоне семь комсомольских организаций, 176 комсомольцев. За полтора года 112 из них были рекомендованы и приняты в ряды ВКП(б).

7 мая знаменательная дата. Я был сам принят кандидатом в члены ВКП(б). В это время батальон перебазировался ближе к переднему краю в район ст. Поныри и дислоцировался в непосредственной близости от линии фронта. Стоял праздничный, весенний, солнечный день. В новом обмундировании я, сержант Тарахкалов, Алеша Кононов, Сергей Кийков из Калинина, Толя Соколовский и еще несколько комсомольцев разместились в кузове автомашины. Проскочив через железную дорогу на ст. Возы, часа через два добрались до Глазуновки. Рядом в селе находился политотдел 13 армии. На парткомиссии нас поздравили с вступлением в партию. Я стал коммунистом.

Комсорг батальона А.Л. Плотицын

Группа награжденных полка.

В ожидании выдачи документов, мы расположились на лужайке перед домиком политотдела. Вскоре наши летчики, словно в честь этого события, преподнесли нам подарок, познакомили со своим мастерством.

На горизонте появилась идущая плотным строем пятерка самолетов. Мы уже готовы были дать стрекача к укрытию, но, когда самолеты приблизились, то с восхищением разглядели, что в середине строя они ведут на посадку вражеский «Юнкерс».

Самолет остановился на краю аэродрома – в 300 метрах от нас. Его мгновенно окружила аэродромная охрана. Фашистские летчики под конвоем сели а подошедший фургон и были отправлены к штабу командующего армией. Минут через 10 после этого события картина повторилась. Вторая пятерка посадила второй «Юнкерс». Но, когда к нему устремилась охрана, летчик повел машину на взлет, но был сбит за взлетной полосой. На дружное «ура!» на улицу выскочили все работники политотдела.

Привести и посадить два самолета – это ли не героизм? Такое редко увидишь. Вот с кого нам брать пример в своей работе на земле!

Серьезные потери водителей и автомашин от вражеской авиации и дальнобойной артиллерии вынудили нас применить новую тактику. В рейс стали отправляться по 2 - 3 машины, а то и в одиночку. Сержантского и старшинского состава не хватало. И мне вновь часто приходилось уходить в рейс старшим группы. Что значит старшим? Отвечаешь за груз, машины, водителей, за время доставки груза, а главное – сменяешь в машине выбившегося из сил шофера. Спали-то урывками, порой по 2 – 3 часа в сутки.

Фронтовой шофер – это как кровяные тельца в организме человека насыщают кислородом каждую клеточку, так и он в организме армии обеспечивает каждое маленькое подразделение, насыщает всем необходимым для боя.

Вспоминается срочная поездка за Обоянь. В последних числах июня часть батальона выделили для выполнения задания командующего фронтом. Ночью поставили машину под погрузку на ст. Курск. В этот раз внимание привлекла усиленная охрана на путях вдоль эшелона. Солдаты работали молча, быстро, бережно укладывая длинные ящики в кузов каждой машины. В конце погрузки там же разместились по два автоматчика и несколько солдат с ручными пулеметами.

В сердце затаилась тревога, что-то необычное было в их действиях. Не успели выехать, полил дождь. Пелена дождя закрывала видимость. Полоска света, падающая из затененной фары, позволяла с трудом просматривать дорогу. Шли впритык, опасаясь наткнуться в кузов впереди идущей машины, смотрели в оба. Автомобиль нырял в лужу, кренился из стороны в сторону в ухабах, развертывался в обратном направлении. Чудом не сталкиваясь с машиной, идущей вслед. Ну а как развернуть машину и какого труда это стоит, многие знают. Еду в машине с тезкой Сашей Солнышковым. Он сталинградец. Тщедушный, но крепкий. Мог работать сутками, а тут умаялся. Спит, склонившись к лобовому стеклу.

 

Плотицын А. Солдатский долг. – Путь коммунизма. – 1983. – № 4 (8 янв.). – С. 3.– «К 40-летию Сталинградской битвы»

С рассветом перед Обоянью дорога стала несколько лучше, скорость увеличилась. Однако, над колонной появились вражеские самолеты. С дороги не съедешь. Всюду непролазная грязь. Увеличили интервалы. Высунувшись из кабины, смотрим за действиями воздушных пиратов. Вот они образовали круг. Первый заход. Головная машина идет в пике, в лоб. В сердце закрадывается страх. Пулеметчики открыли огонь. Летчик потерял уверенность. Даю газ до отказа, выжимаю из мотора все, что могу. Трасса пуль проходит выше кабины, разрывы слышатся сзади. Новый заход с тыла. Летчик уравнивает скорость самолета с машиной. Вот-вот последует очередь. Резко тормозишь. Пули поднимают фонтанчики воды перед машиной. На этот раз ушел. Новый заход. Идет игра в прятки со смертью.

Вот и Обоянь. Прижимаю машину к церкви. Появились наши ястребки и отогнали стервятников. В нашем отделении все целы. Часа через два добираемся до ст. Ржавки. Помогаем гвардейцам сгружать снаряды. В балках сосредоточены гвардейские установки: знаменитые «катюши», артиллерия и танки.

В те дни никто из нас не предполагал, что всего через несколько дней рядом в районе Прохоровки произойдет знаменитое танковое сражение, закончившееся полным разгромом хваленых фашистских танковых армий. На всем Курском выступе, в том числа и в полосе обороны нашей 13-й армии, была создана мощная полевая оборона, состоящая из четырех оборонительных рубежей. Окопы и ходы сообщения, противотанковые рвы, надолбы, контрэскарпы, блиндажи и доты, индивидуальные ячейки для снайперов, бронебойщиков, истребителей танков возведены на всех направлениях вероятных ударов противника. На танко-опасных направлениях установлены минные поля.

15 апреля 1943 года Гитлер подписал оперативный план № 6, в котором говорилось: «Этому наступлению придается решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом. На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов. Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира».

В операции «Цитадель» были привлечены 50 отборных дивизий, в том числе 16 танковых и моторизованных, насчитывающих 900 тысяч человек, около 10 тысяч орудий и минометов, 2700 танков и штурмовых орудий, 2000 самолетов. На подготовленных рубежах наше командование сосредоточило 1337 тысяч человек, более 20 тысяч орудий и минометов, 3600 танков и самоходок, 3130 боевых самолетов, не считая сил степного фронта, расположенного в тылу наших фронтон. Сил достаточно не только противостоять удару врага, но и перейти в контрнаступление.

4 июля наш батальон был поднят по тревоге. Прибыли на станцию Поныри. Никто из нас не знал, что еще 1 июля Гитлер сообщил своим командующим свое окончательное решение – начать операцию «Цитадель» 5 июля 1943 года. В своем обращении к войскам он кричал: «Поражение, которое потерпит Россия в результате этого наступления, должно вырвать на ближайшее время инициативу у советского руководства, если вообще не окажет решающего воздействия на последующий ход событий».

От начала битвы нас отделяли считанные часы. Прямо с платформ и вагонов произвели срочную погрузку мин, снарядов, бутылок с зажигательной смесью «КС», ящики гранат. Грузили так, что рессоры прогибались до отказа, а машина с трудом трогалась с места. Двинулись в направлении города Кромы.

При подходе к линии фронта нас встретили регулировщики и разводящие от частей. Наша пятерка с минами спустилась в низинку. Сгрузились в кустарнике на берегу небольшой речушки. Ящики укрыли в траншеях. Всюду ощущалось какое-то перемещение воинских подразделений. Напряженная сосредоточенность на лицах бойцов и командиров.

Не успели мы отъехать на 5–6 километров от места разгрузки, как по всему фронту возникни огненные сполохи и раскаты артиллерийской канонады. В небе появились армады самолетов. Начался упреждающий удар наших войск. Земля вздыбилась от разрывов бомб и снарядов.

Войска нашей 13-й, как и наших соседей 70-й и 48-й армий, приняли на себя главный удар. На этот участок гитлеровское командование бросило одновременно 5 пехотных, три танковых дивизии, насчитывающие 500 танков, в том числе «Тигры» и самоходки «Фердинанд».

Трудно поверить, что перед такой мощной стальной лавиной уцелеет что-то живое. Небо почернело от дыма и пыли. Солнце едва просматривалось сквозь эту пелену. В эти дни появился клич: «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!», «Устроим врагу второй Сталинград!». Бойцы истребляли танки, отсекали пехоту, косили цепи гитлеровцев, отстаивали каждую пядь родной земли. В это время мне приходилось часто сидеть за рулем, подвозить боеприпасы, нередко в одни и те же часы. Нас ждали, надеялись, что не подведем, и каждый раз я убеждался в том, что здесь, на этом участке, бойцы стоят насмерть, что этот девиз стал символом мужества и верности своему долгу. И если уж врагу где и удавалось потеснить нас, то это делалось дорогой ценой: потерей танков, кровью своих солдат. Вклиниться в оборону и потеснить наши полки враг смог только на 10—15 километров.

Водители не знали устали. Машины сновали от одного рубежа к другому. В эти дни многие машины не вернулись с рейса, погибли их водители.

Отбив все атаки врага, 15 июля наши части перешли в контрнаступление. К 18 июля было полностью восстановлено прежнее положение, а затем прорвали оборону противника и принудили гитлеровцев к отступлению. По заданию замполита В.Т. Орлова 18 июля я впервые выступил перед всем составом батальона с докладом о начале разгрома немецко-фашистских войск. Это мое первое публичное выступление. 6 августа выступил на митинге по поводу освобождения города Орла. Сколько радости было на лицах водителей и командиров. В освобождение города была вложена частица труда каждого из нас. В ходе оборонного сражения, а затем и контрнаступления советских войск разгромлено до тридцати из 100 наиболее боеспособных дивизий, в том числе семь танковых и механизированных, до 1500 танков, 300 орудий, 3700 самолетов.

Провалилась еще одна последняя попытка врага вернуть себе стратегическую инициативу, взять реванш за Сталинград. Курская битва стала эхом Сталинградского сражения. Началось повсеместное изгнание фашистских захватчиков с нашей земли. Наши части устремились на Запад. А вслед за ними и мы, водители фронтовых машин. Позади Бахмач, Конотоп, Чернигов.

Упорные бои развернулись на переправах через Днепр, Припять. Враги взорвали Чернобольский мост. Его пролеты опустились в воду. Батальон получил задание перебросить сюда понтоны с Днепра. Металлические банки по 900 – 1200 килограммов, громоздкие по размерам, с трудом разместились на платформах грузовиков. Борта машины опущены. Сколько хлопот было при перевозке. Машину кренило из стороны в сторону при каждом уклоне. Понтоны двигались. Стоило большого труда и мастерства, чтобы удержать их не машине. Перевозка таких грузов производилась впервые.

Разгружали на кромке леса. Затем саперы волоком тащили к берегу и сталкивали в воду. Переправы бомбились, и все, что было возведено за ночь, днем уносилось вниз по течению. Командир вывода лейтенант Беркутов, впоследствии награжденный oрденом «Красной Звезды», приказал мне подать машину к самой кромке воды к выезду на переправу.

Со связки моста протянули трос, зацепили за понтон. Я тронул машину, и понтон остался у кромки воды. Тут же он был спущен на воду. Подошла вторая, третья машина. Вскоре все 150 понтонов были на плаву. Задание выполнено. Мне было присвоено звание сержанта.

Запомнился рейс в канун годовщины Октябрьской революции. В землянки к нам разместили бойцов чехословацкой бригады. Веселые, добрые, милые ребята. Сколько было вопросов, разговоров о матерях, о доме, дорога к которому лежала через бои. С наступлением темноты бойцы разместились в кузовах, и мы тронулись в путь. Выгрузили бригаду на опушке леса, на северо-западной окраине Киева. Героизм и мужество проявили ее бойцы при освобождении советского города. 7 ноября советское правительство салютовало доблестным войскам, освободившим столицу Украины от немецко-фашистских захватчиков.

Взяты Новгород-Волынский, Корец, Дубно, Ровно, Львов. Сколько наших дорог влилось в одну общую дорогу, приведшую нас к победе. В апреле 1944 года я был вызван в политотдел 13-й армии в город Дубно. Начальник политотдела тов. Фомичев вручил мне Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ. В ней говорилось: «ЦК ВЛКСМ награждает настоящей грамотой товарища Плотицына Александра Лаврентьевича за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками».

Вместе со мной Початные грамоты были вручены еще двум комсоргам.

10 сентября 1944 года я был вновь вызван в политотдел. В этот день я получил новое назначение – комсоргом батальона в 117-ю гвардейскую Бердичевскую стрелковую дивизию, прошедшую славный путь от предгорий Северного Кавказа, Ростова, Моздока, Туапсе, Малой Земли, Тамани, через Крым, Украину, Польшу к Берлину и закончившую свой путь в Чехословакии.

В боях за освобождение Польши с этой дивизией связана еще одна страница моей жизни в годы войны.

10 сентября 1944 года – новая строка в жизни. Я в пехоте. В военных мемуарах, с экранов кино и телевидения, театральной сцены, с газетных и журнальных страниц нередко звучит крылатая фраза: «Артиллерия – бог войны! Пехота – царица полей!» Афоризм, раскрывающий сущность двух основных родов войск.

На сохранившихся стратегических картах военачальников и километровках командиров всех рангов – черные, синие, зеленые, красные и других расцветок стрелы, упирающиеся в города и села, рассекающие пространства наших западных областей на части или сходящиеся по концентрированным кругам в одной точке, возвращают нас к событиям минувших дней Великой Отечественной войны. И каждая из них – немой свидетель боевых действий наших войск, партизан, боевых кораблей, усилий всего советского народа по разгрому врага.

Смотришь на эти стрелы и видишь: здесь стояли насмерть герои Бреста, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы, Сталинграда, Малой Земли, там наносили свои удары по врагу наша авиация, партизаны. Красные стрелы говорят о кавалерийских и танковых рейдах, сокрушающих залпах гвардейских минометов и артиллерии, прокладывающих путь царице полей – пехоте. И каждый полководец и командир, весь советский народ обретали спокойствие лишь тогда, когда на том или ином рубеже преграждали путь врагу герои-панфиловцы, куликовцы-павловцы – солдаты с винтовками и гранатами в руках.

Велико солдатское поле: от Мурманска да предгорий Кавказа, от западных границ до Волги и от Волги до Берлина, Праги и Вены. И сколь краток путь солдата: порой этот звездный час равен одному шагу навстречу врагу, одному броску под вражеский танк, на амбразуру вражеского дота, в другой раз — на взятие безымянной высотки, которой не найдешь ни на одной карте мира. И каждое солдатское сердце отстукивало своему владельцу свое время: одному – мгновение, другому – все тяготы фронтовых дорог от первых дней войны до светлого дня Победы.

Сколько же отведено мне? Благоволит ли ко мне моя звезда? 10 сентября я был срочно вызван в политотдел 13-й армии. Меня подвез шофер комбата Жевтун.

— Не робей, комсорг! Если не увижусь: ни пуха ни пера!

 

 

Плотицын А. Солдатский долг. – Путь коммунизма. – 1983. – № 7 (15 янв.). – С. 4. – «К 40-летию Сталинградской битвы»

Его слова оказались пророческими. Больше я не встретился ни с этим веселым непоседой, ни с друзьями, с которыми исколесил не одну тысячу фронтовых дорог.

У зам. начальника политотдела по комсомолу собралось не менее 30 человек. С многими я не раз встречался на армейских совещаниях и семинарах комсомольских работников. Краткие беседы с каждым вел начальник политотдела, полковник Фомичев.

Нас, 12 человек, давших согласие перейти в пехоту, принял командующий 13-й армией генерал-полковник Н.П. Пухов. Кратким было его напутствие:

—Настал и ваш час. Комсомольский вожак – это знамя. На вас будут устремлены сотни глаз. Так не уроните это знамя. На вас Родина возлагает ответственное дело и большие надежды. Так будьте достойны этого доверия!

Получив направление в 117-ю гвардейскую стрелковую дивизию, вчетвером на попутке к вечеру добрались до Сандомира. На окраине разыскали политотдел дивизии. Начальник политотдела В.В. Кабанов оказался приветливым, радушным человеком, среднего роста, подтянутый, в чине майора, с боевыми наградами на груди, один из героев обороны Северного Кавказа и Малой Земли. Я дорожу переписками и встречами с этим легендарным человеком. В книге, выпущенной в 1982 году военным издательством «Восемнадцатая в сражениях за Родину», говорится о нем на 195 странице:

«Тяжелые кровопролитные бои развернулись в полосах обороны... 107-й стрелковой бригады. Здесь противник наносил главный удар. Он стремился любой ценой прорваться вдоль дороги Федотовка –  совхоз «Мысхако» по лощине Безымянного ручья («долине смерти»). До 12 часов дня соединения армии отразили от 10 до 15 атак. С первых часов боя политработники соединений В.Г. Швец, И.В. Малютенков, В.В. Кабанов и другие руководили боем и отражали вражеские атаки. А сколько их было за 225 дней на Малой Земле. Леонид Ильич Брежнев уважал боевого командира. В канун праздника Великого Октября в 1982 году он подарил ему книгу своих воспоминаний с дарственной надписью: «Моему боевому соратнику по оружию Василию Владимировичу в знак глубокого уважения. Л. Брежнев».

Дивизия получила пополнение и держала оборону северо-западнее Сандомира. Мы прибыли вовремя.

В предыдущих боях за Тернополь и в Бродской операции полки понесли значительные потери. Не хватало командиров, политработников и нас, комсоргов. Отрадно, что нас представили комдиву, полковнику Т.И. Волковичу. Встреча с ним сначала озадачила нас.

—А, орлы, знаю вас. Суетесь в каждое пекло! Удержу на вас нет... Без нужды ранят. Задам вам перцу! Все делать надо с умом! Воевать – тоже. Где я вас наберусь...

Как оказалось впоследствии, комдив благоволил к нам, проявлял заботу и не был таким грозным, как показалось.

Прибыли вестовые с полков и батальонов. Обращаясь ко мне, В.В. Кабанов сказал: «Пойдешь в учебный батальон. Будешь готовить младших командиров. Сделаешь выпуск – переведем в полк. А коль начнутся бои – будешь в штурмовом батальоне. Учебный батальон – личный резерв комдива».

В темноте добрались до штаба батальона. А попросту до землянки в склоне горы. Ночь скоротал здесь. А поутру перебрался в землянку к парторгу. В нише –дымоход, в двери – стеклышко. Свет божий видно – жить можно. За два дня познакомились со всеми комсоргами рот, почти со всеми курсантами. Многие из них отличились в Корсунь-Шевченковской операции, участвовали в боях от Броды до Вислы. Были из госпиталей и других дивизий. Были и герои.

На второй день собрали парторгов и комсоргов. На этом совещании перед ними поставили задачу ознакомить личный состав с боевыми традициями дивизии, организовать встречи с ее ветеранами. Такие собрания прошли во всех подразделениях. А традиции 117-й гвардейской, поистине, боевые. Она создана из 107, 81-и гвардейских бригад и 8-й бригады морской пехоты, отличившихся в совместных боевых действиях на Брянском фронте, под Ростовом и Моздоком, на Клухорском перевале, под Туапсе, на Малой Земле, в освобождении Тамани и Бродской операциях.

В выпущенной в 1982 году книге «В сражениях за Родину» о боевых действиях дивизии написаны десятки страниц.

В то время перед курсантами выступили живые свидетели. Их рассказы звали на подвиг. А в подразделениях шла напряженная учеба. Курсанты штурмовали полосы препятствий, в Сандомире – кварталы домов. Вырабатывали у каждого умение осуществлять самостоятельные действия мелких, обособленных групп как в условиях захвата населенных пунктов, так и в поле, и в центре города.

Учения шли и днем, и ночью. Рубашки прилипали к телу, мускулы становились чугунными. А коль наступала минута отдыха – валились с ног. И стоило большого труда, чтобы поднять заснувших от усталости людей. Полки ждали младших командиров.

Тяжело в ученьи – легко в походе. Командиры и наставники не жалели сил. Все шло своим чередом. И уже 15 октября после «штурма» высоты, вслед за огневым валом, состоялся выпуск курсантов. Экзамены и бой выявили хорошую подготовку и умение действовать в боевой обстановке.

 

 

Плотицын А. Солдатский долг. – Путь коммунизма. – 1983. – № 11 (25 янв.). – С. 2. – «К 40-летию Сталинградской битвы»

Разъехались, разлетелись курсанты по частям. 18 октября я получил новое назначение – комсоргом 2-го батальона ЗЗ8-го гвардейского стрелкового полка. В этот период батальон держал оборону полосой в три километра на рубеже Шляхецки – Голембов – Свенчице. Правый фланг упирался в болото шириной в 2 - 2,5 километра, а на левом – до окопов противника было всего 70 метров. Нередко здесь шли соревнования, а кто сумеет добросить гранату – свой гостинец фрицу. В окоп не забрасывали, а до бруствера доставали. Враг дважды пытался захватить языка, но обе его попытки, благодаря бдительности бойцов, были отбиты.

А вот 19 ноября разведку боем провела 3-я рота 1-го батальона, находившаяся на нашем левом фланге. В результате стремительных действий личного состава под командованием старшего лейтенанта Г.А. Брудского рота заняла населенный пункт Братковшина и взяла контрольного пленного.

В начале боя враг открыл минометный огонь по отвлекающей группе бойцов, возглавляемой комсоргом 1-го батальона сержантом Лободой, захватившей первую траншею противника, напротив нашего наблюдательного пункта. Стало видно, как падают на землю убитые и раненые. Споткнулся и завалился на бок Лобода. Наша группа поддержки устремилась на помощь. Добежав до окопа, я подхватил раненого комсорга и взвалил на плечи, стал отходить. Подобрали и остальных убитых и раненых. В этот момент взрыв бросил меня на землю. Очнулся уже в расположении 6-й роты. От контузии в голове стоял звон. Смотрю на лица. Шевелят губами, разводят руками. Ничего понять не могу. В теле слабость, ноги и руки отказываются служить. Больше двух недель колдовал надо мной батальонный врач Добровольский. С его помощью избежал медсанбата и остался в строю.

На другой день по приказу комдива полк передал свою полосу обороны бойцам 309-й дивизии и вышел в район Ловница– Копец– Лозы– Доморадзице, занял оборону на краю леса юго-восточнее Вольска и стал готовиться к наступлению.

Запомнился день 20 декабря. Зам. комбата капитан Крылов вызвал в штаб батальона:
— Сержант, с тебя приходится! Приоденься, приведи себя в порядок! И срочно — к командиру полка.

Что может быть в рюкзаке у солдата? Пара белья, гимнастерка. Остальное — гранаты и патроны — они нужнее, Но был у меня томик «Маяковский – с нами». Издана такая книга до войны. Моя неразлучная спутница от Волги до Одера. После ранения осталась на поле боя. Может сейчас и хранится в доме, там, на силезской земле.

В штабе командира полка гвардии полковник Т.К. Сухацкий и начальник штаба гвардии подполковник А.С. Антонов поздравили меня с присвоением звания гвардии младшего лейтенанта и вручили офицерские погоны и гвардейский значок. Вместе со мной получили поздравление еще несколько человек.

В соседней комнате был поднят тост за нашу победу. Чтоб мы с честью пронесли звание офицера-гвардейца через все бои и годы!

6 января мы выдвинулись на передний край обороны, сменив батальон 34 стрелкового полка. В стрелковой дивизии траншея шла по косогору подковой. Ее левый край впускался к дороге в низину, а правый – упирался в сосновый лес. В батальоне – 550 человек – три роты, пулеметная рота, минометный взвод, взвод ПТР, связи и противотанковых орудий – две 45-миллиметровые пушки, возглавляемые лейтенантом Рыжовым, ветераном боев на Северном Кавказе, Малой Земле и Крыму.

Впереди открытое поле, а за ним в двухстах метрах черная лента реки Чарны. На другом ее берегу траншея противника и темнота елового леса. На 500 метров в траншеях всего три землянки. Беснуется сверху метель... Укрыться можно лишь в нишах под передним бруствером. В зависимости от глубины их в ней размещались 3 - 4 человека, а крайний закрывал своим телом вход в нее, сохраняя тепло уснувшим товарищам. И так шесть дней подряд.

Прибыл посыльный со штаба полка. В штабной землянке на столе раскинули карту. Уточнили задание: быть готовыми форсировать реку Чарну, овладеть лесом юго-восточнее Жицины, выйти на северо-западную его опушку и двигаться в направлении к железной дороге. Распределили свои места и время прорыва. Парторг гвардии младший лейтенант М.И. Абакумов координирует действия минометчиков и артиллеристов; замполит – обеспечение боеприпасами и заботу о раненых, мне – 6-я рота. Я всегда с удовольствием бывал в этом подразделении. Комсомольцы как на подбор и возглавлял их комсорг роты сержант Кислый. Черниговский паренек, статный, красивый, в карман за словом не лазил. Участвовал в танковом десанте. Был ранен. Из госпиталя прибыл в полк почти вместе со мной и был помкомвзвода. 14 января близ Щестно он первым с автоматом в руке поднялся в атаку. Но был разнесен снарядом, пущенным немецким танкистом по танку, шедшему позади наших цепей, чтобы поддержать атаку.

В ночь на 12 января в тылу батальона сосредоточились танки, артиллерия, гвардейские минометы, самоходные установки. Саперы проделали проходы в минных полях. Каждый готовился к решающему часу, выкинув из ранца и вещевых мешков все лишнее и, набив их патронами, дополнительные гранаты подцепили к поясу. Бережно уложили взрыватели в нагрудные карманы. С посыльным отправили белые треугольники в отчий дом, любимым и близким сердцу людям: «Дорогие мама и папа, дорогие близкие и друзья! О нас не беспокойтесь и ждите с победой! Врага мы научились бить и он будет разбит. Вы можете трудиться спокойно!».

В 4 часа 50 минут небо озарилось всполохами огня. Началась артподготовка. В 7 часов штурмовой отряд 5-й роты поднялся в атаку и уничтожил боевое охранение, занял вражеские траншеи первой линии. Противник в последних боях в начале нашей атаки не редко покидал первые линии окопов, сосредоточивался на 2–3, а затем переходил в атаку на уставшие цепи и опрокидывал их.

Враг принял действия передовых отрядов за общее наступление, ответил огнем и тем самым обнаружил свою систему обороны. Это помогло нашим артиллеристам засечь и уничтожить вражеские батареи. В 10 часов артподготовка переросла в сплошной рев. В это время танки и самоходные установки, подвижные средства выдвинулись на рубеж атаки. В 12 часов над батальоном взвилась красная ракета. Ее след рассек серую пелену хмурого неба и уткнулся в темноту елового леса. С криком «За Родину! За Сталина!», подняв автомат над головой, выскакиваю из окопа и увлекаю за собой бойцов.

Скатываемся с косогора к реке. Вражеская батарея бьет по цепи термитными снарядами. Цепь редеет. Быстрее, быстрее добраться до траншеи и уцепиться зa кромку леса. Наш порыв не затихает. Вот и речка. Переправа разбита. Вроде и не широка, а не перепрыгнешь. Скинув сапоги и шинели, прыгаем в воду. Ошпарило, как кипятком, перехватило дыхание. Хорошо, что глубина по груди. Выбираемся на другой берег и врываемся в траншеи. Соединяемся с передовым взводом. Отжимаем и у кого есть, заменяем на сухое белье, гимнастерки, запахиваем шинели. После небольшой паузы вступаем в лес.

Со мной четвертая часть 6-й роты, пятая рота со штабом батальона пошла в обход по северной опушке леса. Поступило сообщение, что в стычке убит комбат, гвардии капитан Березюк, а вскоре прервалась связь с пятой ротой. Получил ранение командир 6-й роты.

Со старшим лейтенантом, командиром 4-й роты К.Г. Казаряном приняли решение слить обе роты в одну и идти вглубь леса. Не прошли и сотни метров, как один из солдат впереди меня подорвался на мине. От взрыва второй отлетел в сторону и сам упал на снег с оторванной стопой. Тут же раздался еще один взрыв. И гадость же эти противотанковые мины. Сидят на палочке, воткнутой в землю. Три усика торчат в разные стороны. Нередко от них к кустику тянется тончайшая проволочка. Достаточно зацепить за них ногой, и боец выведен из строя. В другом случае мина подпрыгивает на высоту пояса и рвется. Рана – более серьезная, часто со смертельным исходом. Несколько минут, и за небольшой клочок земли заплачено жизнью и здоровьем 19 солдат. Оказав помощь, отправляем их в тыл. Подошла группа гвардии старшего лейтенанта П.В. Масленникова – командира пулеметной роты. Их сопровождали два сапера с миноискателями. П.В. Масленников – Герой Советского Союза. В бою его всегда отличали хладнокровие, выдержка, расчетливость. Звание Героя ему присвоено за захват плацдарма на западном берегу Днепра.

 

 


 

Книги из фонда библиотеки, посвященные Сталиградской битве:

К 80-летию Сталинградской битвы оформлена книжная выставка "Подвиг Сталинграда".

 

  1. Адам В. Катастрофа на Волге : Мемуары адьютанта Ф. Паулюса / В. Адам; пер. с нем. Н. М. Гнединой, М. П. Соколова. - Смоленск : Русич, 2001. - 480 с. - (Мир в войнах)
  2. Адам В. Свастика над Сталинградом. Откровения адъютанта Паулюса : [перевод] / Вильгельм Адам. - Москва : Яуза-Пресс, 2013. - 411, [5] с. - (Сталинград. к 70-летию переломного сражения Второй Мировой)
  3. Алексеев М. Н. Мой Сталинград / Михаил Алексеев. - Москва : Эксмо : Алгоритм, 2010. - 397, [2] с. - (Солдаты Победы)
  4. Бивор Э. Сталинград / Энтони Бивор ; [пер. с англ. А. Жеребилова, А. Коноплева, А. Марченко, А. Фельдшерова ]. - Смоленск : Русич, 1999. - 445, [5] с. - (Мир в войнах)
  5. Бондарев Ю. В. Горячий снег : роман / Юрий Бондарев. - Санкт-Петербург : Азбука : [Азбука-Аттикус], 2013. - 446, [2] с. - (Азбука-Классика)
  6. Венок славы : антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 т. / редсовет: Свиридов Н. В. [и др.]. - Москва : Современник, 1983-.  Т. 4: Сталинградская битва / сост. Корнеев А. А. - 1984. – 654 с. : цв. ил.
  7. Видер И. Я выжил в Сталинграде. Катастрофа на Волге : [пер. с нем.] / Иоахим Видер. - Москва : Яуза-Пресс, 2013. - 317, [3] с. - (Сталинград. к 70-летию переломного сражения Второй Мировой)
  8. Громов А. Жуков / Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала / Алекс Громов. - Белгород. - Харьков :  Клуб Семейного Досуга, 2013. - 637, [3] с.
  9. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления : в 3 т. / Жуков Г.  К. - 8-е изд. - Москва : Издательствово Агентства печати "Новости", 1987. - 20 см. -(Библиотечка Агентства печати "Новости"). Т. 2. - 1987. - 325, [2] с., [24] вкл. л. ил., портр.
  10. Золототрубов А. М. Сталинград и Курск : [романы] / Александр Золототрубов. - Москва : АСТ, [2015]. - 951, [9] с. - (Весь (ВСР)
  11. Золототрубов А. М. Сталинградская битва. Зарево над Волгой : [исторический роман] / Александр Золототрубов. - Москва : АСТ, 2014. - 510, [2] с. - (S.T.A.L.I.N.G.R.A.D)
  12. Лебедев Н. В. Эхо Сталинграда. Забытые битвы / Николай Лебедев. - Москва : Алгоритм, 2013. - 286, [2] с., [16] вкл. л. - (Военный архив)
  13. Мощанский И. Б. Утрата и возмездие / И.Б. Мощанский. - Москва : Вече, 2009. - 192 с., [8] л. ил., портр. - (Забытые страницы Второй мировой)
  14. Некрасов В. П. В окопах Сталинграда : повесть / Виктор Некрасов ; предисловие К. Ваншенкина, послесловие В. Кардина. - Москва : Прогресс-Плеяда, 2005. - 358, [2] с., [17] л. ил., портр.
  15. Першанин В. Н. Сталинград. Мы - штрафники / Владимир Першанин. - Москва : Яуза : Эксмо, 2013. - 317, [3] с. - (По мотивам кинохита "Сталинград") -
  16. Пикуль В. С. Площадь Павших борцов : роман-размышление : [незавершенная дилогия] / Валентин Пикуль ; [предисл. и послесл. А. И. Пикуль]. - Москва : Современник : Дом, 1992.
  17. Победа будет за нами! : стихи и рассказы о Великой Отечественной войне : [для среднего школьного возраста / сост. , ред. Р. Е. Данкова ; худож. В. Алексеев и др.]. - Москва : Оникс, [2012]. - 319, [1] с. - (Большая книга для чтения)
  18. Савицкий Г. Атомный Сталинград : священная война 2017 : [фантастический боевик] / Георгий Савицкий. - Москва : Яуза-пресс, 2012. - 316, [2] с. - (Третья мировая война)
  19. Самсонов А. М. Сталинградская битва / А. М. Самсонов ; АН СССР, Отделение истории. - Москва : Наука, 1989. - 627, [2] с.
  20. Симонов К. М. Третий адъютант : рассказы / К. М. Симонов ; [худож. П. Пинкисевич]. - Москва : Детская литература, 1987. - 126, [2] с. - (Школьная библиотека. Для средней школы)
  21. Сталинград : уроки истории : воспоминания участников битвы : [сборник] / сост. З.С. Шейнис ; под общ. ред. В. И. Чуйкова ; предисл. П. И. Батова. - Москва : Прогресс, 1980. - 496 с., [1] л. портр.
  22. Сталинградская эпопея : впервые публикуемые документы, рассекреченные ФСБ РФ / [сост.: В. К. Виноградов]. - Москва : Звонница-МГ, 2000. - 492 с.
  23. Сульдин А. В. Сталинградская битва / Полная хроника - 200 дней и ночей / Сульдин А. В.. - Москва : АСТ, [2013]. - 158, [2] с. -  (Величие СССР. Помним прошлое)
  24. Тамоников А. А. Наживка для вермахта : роман / Александр Тамоников. - Москва : Эксмо, 2022. - 315, [5] с. - (Разведка 41-го)