Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Виртуальная книжная выставка «Петр I в проекции времени»

В 2022 году 30 мая (9 июня) исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Великого.

Представляем вашему вниманию книгу об одной из самых значимых политических фигур истории России.

  • Петр I Великий, Честь, слава, империя : труды, артикулы, переписка, мемуары / Петр I Великий ; составитель, подготовка текста, примечания и комментарии: В. Г. Яблонский, А. С. Веселов. - Москва : Эксмо, 2022. - 475, [2] с., [10] л. ил. : ил., цв. ил., карт., портр., факс.   

Это юбилейное издание, приуроченное к 350-летию со дня рождения императора Всероссийского Петра I Великого, охватывает самые судьбоносные четверть века русской истории.

 

В Бежецкой центральной библиотеке им. В.Я. Шишкова к юбилею Петра I была оформлена  книжная выставка «Петр I в проекции времени».
На выставке представлены книги из фонда библиотеки, которые помогут вам составить своё мнение о личности Петра Первого. Виртуальная выставка поможет  вам с выбором книги.

 

 

 


Иллюстрации из книги "Российский царский и императорский дом"

Рубеж XVII–XVIII веков принято считать началом нового этапа в русской истории — все, что было раньше, называют допетровским. Конечно, понятие «эпоха» всегда условно, но в данном случае вполне можно говорить об этом времени как об эпохе Петра. Его реформаторская деятельность распростра­нялась на все сферы русской жизни. Своим характером и своими увлечениями царь определял движение страны; он был безусловным инициатором всего самого существенного и заметного, что произошло тогда.
Петр Первый, как и любая сильная личность, привлекает к себе внимание историков и литераторов. Каждый подходит к этой теме по-своему, и разнообразие точек зрения делает её по-настоящему интересной. Масштаб личности Петра настолько велик, что его невозможно отобразить в рамках одного исследования или одного художественного произведения. Художники и писатели обращали внимание, в первую очередь, на внутренний мир царя, историки старались оценить его политические действия. Только при обращении и к трудам историков, и к произведениям искусства, можно создать объективное мнение о том, каким же был Петр Первый.

 

Книжная выставка
 «Петр I в проекции времени»

 

 

 

Современники, историки и писатели о Петре I Великом

«Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России не взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь не делалось, от сего источника черпать будут».

Иван Неплюев, российский посол в Константинополе в эпоху Петра Великого.

 

«Сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью».

«Он хотел не заимствовать с Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом – техническим знанием».

Ключевский В.О., историк

 

«Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации...
С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна»

Соловьев С.М., русский историк

 

«Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, которые она, рано или поздно, неминуемо прошла бы».

Анисимов Е.В., советский и российский историк

«Один раз мы потеряли Россию при Петре I. В то время прошли масштабные акции не только по сбриванию бород и переодеванию во все европейское, но были уничтожены целые библиотеки древнерусской литературы. Не потому ли много позднее Пушкин воскликнет, что «Слово о полку Игоре» единственным памятником возвышается в пустыне древнерусской литературы? Но хорошо понятно, что ни один шедевр нельзя создать на пустом месте, к нему подводит опыт предков. Вот и получилось, что памятник остался, а опыт уничтожили.
Петр расширил границы, укрепил государство, разбил шведов, построил Петербург, много чего хорошего сделал для государства российского, а вот его силы духовные подорвал, впустив в страну инородные мысли, разрушающие патриархальные и нравственные устои. Вот так-то. Не будем спорить, что важнее и нужнее».

Солоухин В.А., советский писатель, произведение «Черные доски».

Александр Сергеевич Пушкин

СТАНСЫ

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной,
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник...

 

 

На протяжении всей жизни А.С. Пушкин интересуется личностью Петра Первого, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина. Проблема оценки этого монарха в начале девятнадцатого века становится необычайно важной.
Одно из первых стихотворений, посвященных теме Петра, - стихотворение «Стансы», написанное в тысяча восемьсот двадцать шестом году. Это время – начало правления Николая Первого – нового, еще не известного царя. Стихотворения Пушкина является своеобразным наказом Николаю. При этом Пушкин воспринимает Петра Первого как почти идеального монарха и ставит его в пример Николаю. Поэт восхваляет Петра. Строки этого стихотворения являются крылатыми выражениями и по сей день.
Поэма "Полтава" написана А. С. Пушкиным в 1828 году. Глубоко изучив историю Петра I, Пушкин считал самым значительным и важным событием его царствования Полтавское сражение летом 1709 года. Он писал: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования совершаемого царем». В поэме «Полтава» Пушкин рисует борьбу Петра, «молодой России» против внешних врагов. Петр показан как герой Полтавской битвы. В изображении исторических лиц и исторического прошлого Пушкин придерживается исторической точности.
В 1835 году Пушкин снова обращается к русской истории и к эпохе Петра в стихотворении «Пир Петра Первого», напечатано оно было в 1836 году в журнале «Современник».
Следует отметить, что великий государь был для Пушкина культовой исторической фигурой. Сравнивая его с правителями своей эпохи, поэт не пытался скрыть, что считает Петра I самым настоящим диктатором. Но при этом, изучая историю, автор пришел к выводу, что его любимый исторический персонаж не был самодуром и в отношении к своим подданным старался проявлять справедливость. Однако больше всего Пушкина поразил тот факт, что русский царь умел признавать свои ошибки и прощать врагов, если они готовы были к примирению.

 

  • Овсянников, Ю. М.  Петр Великий. Первый русский император / Ю. М. Овсянников; Ред. В. Смолкин; Худож. ред. М. Егизарова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001. - 240 с.: ил. -

Овсянников Юрий Максимилианович (1926 - 2001) — советский и российский историк, искусствовед, историк архитектуры и русского народного искусства, писатель, редактор.

Петр Великий. Первый русский император. Своей деятельностью, своей личностью и своей жизнью Петр определил характер новой России. Под перестук топоров и гром пушек средневековое государство вошло в союз европейских стран как равноправный член, с которым следовало считаться.
Автор подробно и живо рассказывает о жизни Петра. О его трудном и беспокойном детстве, о юности, когда он открывал для себя мир, о зрелых годах, когда проявил себя талантливым полководцем и мудрым государственным деятелем. В книге рассказано не только о делах Петра Великого, но и о его личной жизни, о взаимоотношениях с женщинами, единомышленниками и противниками. Книга интересна еще и тем, что эпоха царя реформатора во многом напоминает время, в котором мы живем сегодня.

Содержание

I  Путь к трону

Романовы. Рождение династии
Отец и мать
Братья и сестры Детство
Село Преображенское
Государевы забавы
Друзья и сподвижники
Начало службы Отечеству
Великое посольство
Посольство в Голландии
Посольство в Англии
На пути домой
Конец старой эпохи

II  Путь к Балтийскому морю

Дела государственные
Первые реформы
Начало Северной войны
Манифест
Основание Петербурга
Новые сражения — новые победы
Дела внутренние
Предательство союзников
Дела личные
Славная Полтавская победа

III  Время реформ

Окно в Европу
Прутский поход
Трудовой день Петра
Указы и реформы
Андреевский флаг над Балтикой
Ради общего блага
Второе путешествие на Запад
Предательство царевича
Трагический выбор Петра
Легенды о подмененном царе
Музей и Академия

IV  Рождение империи

Трудный путь к миру
Триумф победы
Правительствующий Сенат
Государственные Коллегии
Святейший Синод
Табель о рангах
Манящий блеск золота
Государь и дамы
Год 1724-й
Смерть императора. Легенды и факты


 

  •  Российский царский и императорский дом / под ред. В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 304 с.: ил. 

Под скипетром царей и императоров Россия стала великой державой и заняла видное место в мировой цивилизации. История русских царей и императоров - это часть истории России, русского народа и народов Российской империи. В данном издании помещены очерки о жизни и деятельности русских царей и императоров, которые управляли страной почти пятьсот лет. При подготовке издания использованы тексты юбилейного альбома "Трехсотлетие дома Романовых", проиллюстрированные работами русских и западноевропейских художников XVII-XX веков.

Петру I посвящена глава "Петр I Алексеевич Великий" 

 


 

  • Начало правления Романовых : от Петра I до Елизаветы / автор-составитель П.Г. Дейниченко. - Москва : Олма Медиа Групп, 2008. - 192 с. : ил., портр. ; 24 см. - (Россия).

21 февраля 1613 года на царство был избран Михаил Романов. Шестнадцатилетний мальчик основал одну из великих династий. Через 300 лет она включала 60 человек, а еще через четыре года лишилась трона.
XVIII век стал решающим в становлении династии Романовых. В этом веке, по словам Пушкина: "Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль, - при стуке топора и громе пушек".
В этом веке Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Великой Империя была не только своей территорией и природным потенциалом, но прежде всего духовной мощью, высочайшей культурой и замечательным взлетом научной мысли.


 

  • Брикнер, А.Г.  Иллюстрированная история Петра Великого / А. Г. Брикнер; Ред. Г. А. Лебедева. - М. : Сварог и К, 2000. - 684 с.,ил. - ISBN 5-93070-18-4 : 214.78.

 

Брикнер Александр Густавович(1834 - 1896) — российский историк немецкого происхождения, профессор кафедры истории Дерптского университета. Занимался, главным образом, исследованием процесса европеизации России.

Книга А.Г. Брикнера – настоящая энциклопедия петровского времени, непредвзятый взгляд на реформы Петра и их значение для упрочения русской государственности. С момента ее появления книга Брикнера стала заметным явлением русской и зарубежной общественной жизни. События одной из самых интересных, противоречивых и интригующих эпох русской истории изложены в ней на высочайшем художественном уровне и вместе с тем безукоризненно с точки зрения отбора фактического материала...

Книга печатается по изданию П.П. Сойкина (С.-Петербург, 1902 г. ) в полном объеме в соответствии с современой орфографией, максимально приближена к оригиналу, со всеми иллюстрациями.
Представляет интерес для широкого круга читателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1902 г.
Царствование Петра Великого является одним из славных периодов в истории России, когда жизнь нашей родины пошла по новому руслу, по которому она течет и в настоящие дни. Петр Великий ввел Россию в семью европейских государств, от общения с которыми она была отторгнута татарским игом. Поэтому изучение петровского времени представляет огромный научный интерес для всякого образованного человека, и для каждого русского такое изучение должно быть безусловно обязательным. Между существующими жизнеописаниями великого царя едва ли не самое выдающееся место занимает прекрасное исследование А.Г. Брикнера, бывшего профессора истории в Казанском и Юрьевском университетах. С редкой добросовестностью и еще более редким беспристрастием рисует нам почтенный ученый величественную личность преобразователя России. Он ярко выставил, выражаясь словом поэта, «труд, добро и славу» Петра, но наряду с этим не обошел молчанием его «грехи и темные деяния». Но Брикнер не ограничивается одной личностью Петра, он попутно рисует нам картины современной политической и духовной жизни России в связи с жизнью ее соседей, друзей и врагов.
Сочинение Брикнера представляет громадный вклад в русскую науку. Этот труд оценен по достоинству и у нас, и за границей. Написанный на немецком языке, он появился в 1882 г. в русском переводе в прекрасном издании Суворина, сделавшимся теперь библиографической редкостью. После того автор вновь переработал свой труд, и наша книга является переводом новейшего берлинского издания, значительно дополненного и пересмотренного самим Брикнером. Нет надобности говорить, что его научное достоинство от этого еще больше выигрывает.

С целью сделать настоящую книгу еще более ценной, мы снабдили ее целым рядом исторических и бытовых рисунков и портретов, имеющих отношение к содержанию книги.

 


 

  • Каменский, Александр Борисович От Петра I до Павла I : реформы в России XVIII века : опыт целостного анализа / А.Б. Каменский ; [Рос.гос. гуманит. ун-т]. - Москва : [РГГУ], 2001. - 575, [1] с. : ил. ; 22 см.

 

Каменский, Александр Борисович — советский и российский историк,  доктор исторических наук, профессор, один из авторов «Большой Российской энциклопедии».

В книге  представлен новый взгляд на историю реформ в России XVIII столетия. Автор рассматривает ее как целостный процесс преобразования общества и государства, который с разной интенсивностью шел, не прерываясь, на протяжении всего этого периода и в значительной мере предопределил развитие страны и в последующие два столетия.
Такой подход создает новый образ этой важнейшей эпохи российской истории, начавшейся преобразованиями Петра Великого и завершившейся свержением Павла I.
В книге анализируются понятия "реформа" и "контрреформа" как предмет исторического исследования и предлагается разработанная автором методика изучения этих явлений.

Петру I в книге посвящена вторая глава "1989 - 1725 гг.: Петровские реформы и их итоги":

  • Петровские реформы в новейшей историографии
  • Кризис традиционализма в России второй половины XVII в.
  • Хроника петровских реформ
  • Системный кризис и реформы в России и Турции: опыт сравнения
  • Итоги петровских реформ

Книга также опровергает ряд устойчивых и широко распространенных исторических мифов, касающихся, в частности, послепетровского времени, социальной политики Екатерины II и др.
Исследование основано на широкой источниковой и историографической базе.

 

«Петр был человеком Нового времени — любопытным и способным к восприятию нового. Во время путешествия по Европе он усвоил ключевую идею эпохи — идею о силе человеческого разума. Разума, с помощью которого можно не только познавать окружающий мир, но и влиять на него.

Ключевое для Петра и, соответственно, для его времени понятие — школа. Для того чтобы обучиться ремеслу, он задумал Великое посольство в Европу. О Северной войне, длившейся 21 год, Петр говорил: «Ученики обычно школу в семь лет оканчивают, наша же троекратно была». На войне он и сам был учеником. Но одновременно Петр был учителем для своих подданных.

Петр воплощал в себе очень многие, казалось бы, противоречивые черты. Он мог быть одновременно и жестоким, и милостивым, справедливым и вспыльчивым. Петр был человеком нервным, порывистым, известно, что он страдал эпилептическими припадками, много пил. Он мог издать какой-то указ, а потом забыть про него. Но именно эта странная смесь и позволила Петру осуществить многое из задуманного.»

Каменский А.Б.
источник: https://arzamas.academy/materials/1154


 

 

 

  • Чистяков, А.С. История Петра Великого / А.С. Чистяков ; под ред Е.И. Егоровой. - Москва : Буклет, 1992. - 526 с. : ил.

Репринтное издание с оригинала конца XIX века..
Монументальный труд А. С. Чистякова посвящен интереснейшей эпохе российской истории - периоду правления Петра Первого. Детство и юность российского царевича, у которого почти не было шансов стать законным монархом; годы учения в Европе и овладение ремеслами, подавление стрелецкого бунта и опала сестры Софьи. Азовские походы, перипетии Северной войны, преобразование Московского царства в Российскую империю, измена царевича Алексея и неясные обстоятельства его смерти. Отношения с женами и дочерьми, события, приведшие к болезни и смерти первого российского императора - все сколь-нибудь значимое попало в поле зрения автора; в книге об этом рассказывается живо и интересно. Автор уделяет особое внимание царскому двору эпохи Петра, нравам и обычаям того времени.

Кгига написана не в сухой форме летописи, а в виде интересного историко-биографического очерка, строго основанного на фактах.

Издание богато иллюстрировано. В качестве иллюстраций приводятся раритеты петровского времени, ныне хранящиеся в различных музеях: образцы монет и наградных знаков, фото и рисунки экипажей, оружия. И, конечно же, портреты людей, о которых упоминает автор.

 


 

  • Валишевский, Казимир Феликсович Петр Великий. Воспитание, Кн. 1. Личность, Кн. 2 : репринтное воспроизведение издания 1911 года / К. Валишевский. - Москва : Икпа, 1990. - 422 с.
  • Валишевский, Казимир Феликсович Петр Великий. Дело, Кн. 3 : репринтное воспроизведение издания 1911 года / К. Валишевский. - Москва : Икпа, 1990. - 410 с.

Казимир Феликсович Валишевский (1849–1935) – польский историк, писатель и публицист. К.Валишевский более 30 лет посвятил изучению истории России. Он работал в архивах Парижа, Лондона, Берлина и Вены. Автор ряда книг по истории России, среди которых наиболее известными являются «Петр Великий» (1897), «Дочь Петра Великого» (1900), «Иван Грозный» (1904), «Сын Екатерины Великой» (1910), «Екатерина Великая» (1934)...

Эпоха Петра I столько же интересна славными трудами, сколько изобилует темными деяниями. Перед историком во всей своей важности стоит вопрос, кем же был Петр? Был ли он гениальным человеком или это был самодур и изверг?
Труд Валишевского более всего и занимается этим вопросом; являясь лучшей монографией, он наиболее ярко и живо рисует нам бурю начала XVIII века. Печатая свой труд "за пределами досягаемости" цензуры, Валишевскому не приходилось умалчивать из принуждения и он мог говорить о вещах открыто.

ПРЕДИСЛОВИЕ
«Соразмеряй силы с предприятием, а не предприятие с силами». Этим смелым советом, данным одним поэтом-соотечественником, мне пришлось руководиться при задаче, взятой на себя, в качестве историка. Как трудно подступиться к человеку, занимающему такое выдающееся место в истории русского народа и оставившему такой неизгладимый след на всем его существовании.

Вот почему я подошел к нему так поздно, поднимаясь от ближайшего времени к более отдаленному, и только после великой наследницы перешел к созидателю наследства.

Сумел ли я схватить своим взглядом то, что обнимал своим взором ты – бронзовый гигант, спускающийся иногда – как говорят поэты – в белые петербургские ночи со своего гранитного пьедестала и победоносно скачущий, не зная устали, как при жизни, по заснувшему городу? Великий призрак, двести лет посещающий, как страшный, но всем близкий дух, те места, где ты жил, нашел ли я то заклинание, которое возвращает голос привидениям и из праха прошедших времен воссоздает вокруг них былую жизнь?

Я переживал отошедшие в вечность часы; мне казалось, что вокруг меня оживали все лица и вещи, наполнявшие их. Я осязал чудеса волшебного царствования, воочию видел осуществление сказки о пшеничном зерне, которое моментально прорастает и превращается в растение в горсти индийского йога. И я говорил с человеком, совершившим это чудо – может быть с единственным в своем роде, какого знал мир.

Наполеон всего лишь величайший из французов – или итальянцев, по мнению некоторых историков, – но он не Италия, не Франция. Петр – это вся Россия; ее плоть и дух, характер и гений, воплощение всех ее добродетелей и пороков. При разнообразии своих способностей, громадности усилий и страстности, он кажется существом собирательным. И этим он велик, этим он выделяется из рядов бледных умерших, которых спасают от забвения наши слабые исторические воспоминания. Не приходится употреблять усилий, чтобы вызвать его тень – он всегда тут. Он пережил себя; он вечен; он как бы жив и теперь; облик мира, извлеченного им из ничтожества, мог измениться в некоторых чертах, но принцип остался неизменным. Тут несоизмеримая сила, три века действовавшая вопреки всем расчетам и превратившая ничтожное владение Ивана в наследие Александров и Николаев, в империю, превышающую своим протяжением и численностью населения все государства, когда-либо известные Европе, Африке и Азии, империи Александра и Римскую, империю калифов и современную нам Британскую со всеми ее колониями. И эта сила называлась некогда Петром Великим. Она переменила имя, но не изменила характера. Это душа великого народа, но также душа великого человека, в котором как бы воплотилась мысль и воля миллионов существ. Эта душа вся в Петре, и он весь в ней; и ее-то я желал заставить затрепетать на этих страницах.

Конечно, не только с помощью одного своего воображения. Я взял у документов – этого единственного ключа, способного открыть нам двери, ежечасно запирающиеся за нами – все, что они могли дать мне. В своей честности я уверен. Может случиться, что она вызовет удивление, разочарование или даже неудовольствие. Но я прошу своих русских читателей взвесить свои впечатления. Надо всегда иметь мужество смотреть прямо в глаза действительности и своему прошлому, а для русских это нетрудно.

Кроме того, я прошу всех своих читателей не заблуждаться относительно цели, которую я имел в виду. Занятый собиранием материалов для биографии национального героя, Пушкин намеревался воздвигнуть ему памятник, который нельзя было бы перемещать с места на место. Неподвижность образцового произведения Фальконета как будто возбуждала неудовольствие. Забота и стремления поэта, общие большинству моих предшественников, даже вне России, мне были совершенно чужды. Петр, уже и без меня, имеет памятник, по-моему, наиболее достойный его. И воздвигли его не Пушкин и не скульптор-француз. Над тем памятником, о котором я говорю, он сам работал своими мозолистыми руками, и его наследники будут работать еще долго. Сибирская дорога прибавила к нему еще один камень, который послужит к его украшению и укреплению.

Моя цель совершенно иная. Взоры всего мира устремлены, полные симпатий с одной стороны, и недоверия или враждебности – с другой, на это вместилище душевной и физической энергий, неожиданно открытое между старой Европой, уставшей жить, и старой Азией, утомленной своим бездействием. Что это? Пропасть, куда суждено кануть обычным судьбам? Или источник вечной юности? Наклонившись над обоими берегами, толпы смотрят в напряженном внимании, вглядываясь в глубину, зондируя ее. Я только даю разъяснение общему любопытству и напряженному ожиданию. Это разъяснение почерпнуто, как я уже сказал, из истории, но также и из современной жизни. Петр Великий не умер. Взгляните! Может быть, настал час? Заря утра, которое принесет нам неизвестно что, появляется на горизонте, на широкой реке клубится туман, как бы окутывающий призраки! Слышите! Не топот ли коня раздается по мостовой тихих улиц?..

Валишевский

Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Петр Великий», автора Валишевский Казимир Феликсович. Книга была издана в [1911]

Книга на порталпредоставлена Российской государственной библиотекой (РГБ).

 

 

 


 

 

  • Петр Великий: pro et contra : личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей : антология / [Северо-Западное отделение Российской академии образования, Русский христианский гуманитарный институт ; предисл. Д.К. Бурлака, Л.В. Полякова ; послесл. А.А. Кара-Мурзы]. - Санкт-Петербург : РГХИ, 2001. - 760 с. - (Русский путь).

В предлагаемом издании впервые собраны воедино работы отечественных историков XVIII-начала XX вв., отражающие различные точки зрения на роль Петра Первого в русской истории, а также раскрывающие историю и содержание нескончаемой полемики вокруг результатов деятельности царя-преобразователя.
Антология предназначена для всех любителей исторического чтения, для студентов и преподавателей, а также может служить учебным пособием.

Оглавление:

  • Дмитрий Бурлака,  Леонид Поляков Предисловие 
  • Петр Романов Петр Великий в его изречениях / c. 13-60
  • Феофан Прокопович Слово на погребение всепресветлейшего державнейшего Петра Великого  
  • Феофан Прокопович Слово на похвалу блаженныя и вечнодостойныя памяти Петра Великого 
  • Михайло Ломоносов Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому 
  • Михаил Щербатов Рассмотрение о пороках и самовластии Петра Великого 
  • Иван Голиков Статьи, заключающие в себе характеристику Петра Великого и суждения о его деятельности 
  • Николай Карамзин Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях 
  • Александр Никитенко Похвальное слово Петру Великому, императору и самодержцу Всероссийскому, Отцу Отечества 
  • Петр Чаадаев Апология сумасшедшего <фрагмент>
  • Александр Герцен Двадцать осьмое января 
  • Виссарион Белинский Рецензия на `Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России` И. Голикова 
  • Сергей Соловьев История России с древнейших времен до наших дней 
  • Сергей Соловьев Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета 30 мая 1872 года 
  • Михаил Погодин Петр Первый и национальное органическое развитие 
  • Яков Грот Петр Великий как просветитель России 
  • Константин Кавелин Мысли и заметки о русской истории <фрагмент>
  • Василий Ключевский Лекции по русской истории <фрагмент>
  • Василий Ключевский Петр Великий среди своих сотрудников 
  • Николай Фирсов Петр I Великий, Московский царь и император Всероссийский 
  • Николай Фирсов Петр Великий как хозяин 
  • Владимир Соловьев Несколько слов в защиту Петра Великого 
  • Владимир Соловьев Византизм и Россия
  • Михаил Покровский Русская история с древнейших времен <фрагмент>
  • Михаил Богословский Петр Великий (опыт характеристики) 
  • Михаил Богословский Петр Великий по его письмам
  • Виктор Гольцев Законодательство и нравы в России XVIII века 
  • Константин Бестужев-Рюмин Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе
  • Сергей Платонов Лекции по русской истории <фрагмент>
  • Александр Кизеветтер Реформа Петра Великого в сознании русского общества 
  • Евгений Шмурло Петр Великий в оценке современников и потомства
  • Л. Поляков Россия и Петр
  • Послесловие. Алексей Кара-Мурза Формула Петра Великого 

 

К. Н. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН

Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе

Читано в торжественом собрании С.-Петербургского университета 31 мая 1872 года.

 

Двести лет прошло после рождения Петра Великого, почти полтораста после его смерти, имя его во всех устах, памятники ему стоят по городам русским, а между тем и наука, и общество до сих пор останавливаются в недоумении перед колоссальным образом Петра, перед исполинским подвигом, им совершенным. До сих пор, как и во время его деятельности, деятельность эта обсуждается с разных сторон: раздаются панегирики, иногда самые безотчетные, порицания, нередко самые неосновательные. Конечно, никто уже не повторит теперь слова Сумарокова: «Российский Вифлеем — Коломенско село», как никто серьезно не поверит в то, что Петр пропал во время поездки в «стекольное государство», а образ его принял на себя жидовин из колена Да-нова; но в коренном различии древней и новой России твердо убеждены еще многие: именно с этой точки зрения слышатся и самые сильные похвалы, и самые веские осуждения. «Петр уничтожил особенности старой русской жизни и сделал очень хорошо: он приблизил нас к идеалу общечеловеческой цивилизации, состоящей в отрицании всего народного, всего частного», — говорят одни. «Петр уничтожил особенности древней Руси и тем лишил нас народности; оставил общеевропейцами посреди французов, немцев, англичан, сохранивших и сохраняющих до сих пор свою народную физиономию, не похожих и не желающих Походить друг на друга», — говорят другие. Известно, что первое мнение, идущее еще от Ломоносова, с резкостью высказываемое в сороковых годах, когда даже не раз выражалась мысль, Что Россию следует назвать Петровиею, имеет за себя весьма значительную часть нашего литературного мира; за второе мнение мы имеем великий авторитет Карамзина. Оба эти мнения сходятся по вечному закону всех крайностей в одном — в точке исхода: оба отправляются от веры в безграничную силу личной воли, могущей безпрепятственно создать то или другое положение вещей. Резкости обоих направлений начинают, однако, уже сглаживаться в примирительном историческом взгляде, которым мы обязаны преимущественно С. М. Соловьеву, начавшему внимательно изучать XVII в. В результате такого изучения оказалось, как, несомненно, должно было оказаться, что деятельность Петра была наиболее энергическим выражением того, что составляло цель и заветные стремления его предшественников, что гениальность Петра сказывается главным образом в умении находить средства, нужные для его цели, и идти неуклонно к этой цели, и в особенности — в окончательном уяснении, в чем состоит эта цель. Словом, что представлялось смутно и неясно людям XVII в., то ясно и определенно явилось Петру Великому, но никакого перерыва, никакой пропасти между временем Алексея Михайловича и его гениального сына не оказывается, да в действительности и не было. Таков вывод, до которого дошла современная наука, но не таково наиболее распространенное мнение; отчего же происходит эта разница, где источник разноречий?

Всякое великое историческое дело, облекая плотью и кровью то, что неясно носилось в умах, создает нечто новое, как потому, что действительно привносится новый элемент, так и потому, что старое получает новый вид, становится чем-то иным. Это новое вносит, по евангельскому слову, меч, оно разделяет все общество. Таков неотразимый закон поступательного движения: получившее образ стремление требует себе места в практической жизни, прилаживает к себе условия этой жизни, а потом и само прилаживается к этим условиям. Пока идет этот процесс претворения, пока люди не свыклись с новым, оно им кажется диким и странным, оно не согласуется с их обычными представлениями, будит их и беспокоит; и люди всего медленнее и неохотнее свыкаются с тем, что будит их и тревожит, что затрагивает их привычки и материальные интересы. К тому же новое начало создает новые отношения, новые обязанности, жизнь усложняется, становится мудренее. Это опять закон исторического развития, закон неизбежный, но тем не менее тяжелый. Дело Петра именно так и подействовало на руское общество. Правительство Московского государства понимало, что у него не достает правильного войска, без которого плохо приходилось ему в борьбе с соседями, даже такими, как Польша и Крым, что у него недоставало промышленности, что внешняя его торговля вся в руках иностранцев-монополистов, что у него нет ни медиков, ни инженеров, нет даже образованных пастырей церкви, понимало также, что мало мо-лсет оно положиться на своих чиновников. Все это понимало оно и принимало меры, но меры частные, нерешительные: то выпишет иностранцев и поселит их в немецкой слободе, то пробует заводить фабрики, то введет в часть войска новый строй, оставя другую при старом, то даже пошлет молодых людей учиться за границу, но они оттуда не воротятся; с ними повторится то же, что было с Котошихиным, не нашедшим в России ничего, кроме предметов для осмеяния, что было с Хворостиным, который говорил, что в «Москве жить скучно, в Москве люди глупы». Правительство московское то немцев оденет в русское платье, то русских заставит ходить по-польски, и все это без системы, без настойчивости: сегодня за табак режут носы, завтра его позволят, а послезавтра опять запретят. Общество тоже смутно сознавало, что ему многого не достает: жаловалось на страсть к посулам приказных людей, на монополию иностранцев; были и такие, которые подумывали о просвещении; в «школах» заиконоспас-ских находились ученики, в домах появились гувернеры-поляки; еще в начале XVII века рассказывают об одном Головине, ходившем по вечерам, тайком, учиться по-латыни; и в царские хоромы, и в боярские стали заходить не только фряжского дела вещи, но и фряжские куншты (европейские картины), стали заходить и кое-какие книжки в переводе с польского и латинского, появились и театральные представления, появились «Куранты», первые наши ведомости; «цифирь» и «землемерия» небыли таким странным делом для наших предков, как это иногда представляют. Послы наши за границей не только вникали во взаимные отношения европейских государей, на что они были, надо признаться, первостатейными мастерами, — чем более мы узнаем старых наших дипломатов, тем более имеем право гордиться ими, — но и вглядывались в чуждые для них нравы и обычаи. Все это было — повторяем — случайно, частно, служило знамением потребности в новом, но к новому не приводило. Кн. М. М. Щербатов делает любопытный расчет, из которого выходит, что если бы не было Петра, естественным порядком, не предполагая никаких колебаний, Россия только в 1879 г. была бы в таком положении, в каком была в 70-х годах прошлого столетия. Как ни приблизителен его расчет, но в сущности он едва ли много отклоняется от правды. Мы шли бы медленно, постепенно; пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — лучший девиз Московского государства, и подле нас усиливалась бы Швеция, которой предел положен был только на полях Полтавы, и выросло бы другое государство, которому, если бы не было Петра, вероятно, досталась бы на долю вся Польша, без раздела. Что бы было тогда? Но Петр явился, и явился — великое историческое счастие — именно в ту минуту, когда все было готово и когда появление его было наиболее нужно. Воспитался он не в Кремлевских палатах, не посреди царского этикета чинного XVII века, а на вольном воздухе своего Преображенского, в соседстве Немецкой слободы; рано стал царем, но царь он был опальный: льстецам было нечего делать в Преображенском, их место было в Кремле, там они и вертелись; в Преображенское же шли недовольные и указывали на недостатки существующего. О воспитании Петра не заботились и потому не дали ему в учителя многоученого Симеона Полоцкого, который познакомил бы его с тонкостями богословия, научил бы немного по-латыни и по-польски, как выучил его братьев, и дубовыми стихами воспевал бы его добродетели в панегириках; дали же ему учителем добродушного и неглупого дьяка, который, показывая картинки, пробудил в нем любознательность — все, что он мог сделать; остальное сделала гениальная русская натура, которая сумела всех обратить себе в учителей и которой одного намека было достаточно для того, чтобы идти вперед и самой все узнавать. Такое самообразование положило печать на всю жизнь. С детства привыкший отыскивать источник для удовлетворения своей любознательности, Петр сохранил эту привычку на всю жизнь и всю жизнь учился. С этою привычкой поехал он за границу: там — источники знания, но добиться до них надо самому, и он привык сам до всего доходить, сам все узнавать, и результаты его самообразования были изумительны: он и корабли строил, и артиллерию изучил, и зубы дергал, и во всем он сам мог экзаменовать, и все он сам мог показать. Такая обстановка детства развила в нем врожденную способность узнавать людей помимо внешних отличий, находить каждому занятие, соответствующее его способностям: оттого в редкую историческую эпоху мы встречаемся с таким количеством способных людей, употребленных именно на свое дело. Но воздавая каждому должное, Петр с каждого требовал работы непрестанной: он по своему опыту знал, что может сделать человек, и требовал, чтобы каждый сделал все, что мог сделать. Подобное требование было тяжело для общества, привыкшего быть в «нетях» и укрываться при вызове на службу всевозможными способами. Петр же требовал от людей своего времени другой службы, чем требовалось прежде: прежде требовали только явления на службу, когда служба была нужна при «ратных вестях», по очереди в Москву, что не было службою трудною, а воеводство считалось даже льготою: оно было средством покормиться. Петр же вел войну 21 год; ему люди были нужны постоянно, и старое начало пожизненной службы он обратил в действительность: служба стала тяжелее, раздался ропот. К тому же он потребовал и службы не дворянской: надо было ехать к бусурманам, учиться строить корабли. Тяжело это было московским баричам, и в «нетях» сказаться было нельзя — отыщут и строго накажут. Не все понимали, что это совершалось во имя высокого начала — государственного блага: «А о Петре ведайте, — говорил он под Полтавою, — что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ее»; «Если случится (что я впаду в турецкий плен), — пишет Петр Сенату из-под Прута, — то вы не должны почитать меня своим царем и государем и ничего не исполнять, что мною, хотя бы то по собственноручному повелению от вас было требуемо, покаместь я сам не явлюсь между вами в лице моем». Такие чувства и мысли были немногим доступны и даже понятны в ту эпоху, когда еще свежи были предания вотчинные, когда разница между государевым и государственным была еще очень не ясна: ясно, отчетливо эту разницу первый поставил Петр, посвятив всю жизнь свою на службу государству, такой же службы он требовал и от других: много он прощал «дите своего сердца» Данилычу и прощал за то, что тот понимал его намерения и умел исполнять их; но к тем, кто уклонялся от службы, кто был нерадив или своекорыстен, Петр был неумолим. Несчастный царевич Алексей пал жертвою своей неспособности понять законность требований отца, своей созерцательной природы, которой противна была безустанная деятельность. Трагическая коллизия отца с сыном только с этой точки зрения и может быть объяснена. С этой же точки объясняются и меры Петра против монахов и вообще его отношения к духовенству: в нем не видал себе подпоры, а видел сторонников Алексея, которые «не в авантаже обретаются» и стремятся обрестить в авантаже. Другой причины его отношений к духовенству нельзя подыскать. Становиться на точку зрения XIX в. Петр не мог; требовать от него, чтоб он стоял на точке зрения своего отца, благоговевшего перед юродивыми, или сына, подыскивавшего в Ба-Роние места о преимуществе духовной власти над светскою, мы не имеем права. Забота о могуществе государства, о его политическом значении была первою заботою Петра, все остальное было средством к достижению этой высшей цели: государству нужны техники, и создаются заведения, способные образовать этих техников, моряков, артиллеристов, инженеров, медиков; без собственной промышленности и торговли невозможно благосостояние государства, процветание его финансов: для этой цели дается самоуправление городскому сословию, льготы желающим заводить фабрики и заводы, русским купцам, торгующим за границею, и т. д.; водворяется та или другая форма промышленности, предписываются правила для того, как выделывать юфть, и т. п., назначаются строгие наказания за несоблюдение этих правил; государство принимает в свое полное ведение промышленность, что соответствует господствовавшей тогда в Европе теории, представителем которой был знаменитый Кольбер. Меры Петра находили сочувствие и в России, например, в Посошкове, предлагавшем меры совершенно того же характера. В заботах своих о промышленности Петр прежде всего имел в виду, чтобы выгоды доставались русским людям, чтоб они выучивались разным производствам, а иностранцев он призывал только как учителей. Та же мысль видна и в учреждении Академии наук, которая заключала в себе, кроме ученого общества, и Университет, и даже гимназию, имевшие целью готовить ученых из русских. Говорят, что Петр предсказывал то время, когда центр просвещения, некогда перешедший из Греции и Рима в Западную Европу, перейдет к нам. Он непременно должен был верить в то, что его земле назначена высокая участь и что его дела — только заря этой блестящей будущности: лишь крепкая вера творит великие дела!

Дело Петра, требовавшее такого напряжения сил, должно было непременно возбудить многих против себя, и мы действительно знаем, что многих и возбудило. Когда же он умер, когда многое пошло не по его предначертаниям, когда иностранцы получили незаконное преобладание, когда русские люди преимущественно высших сословий, увлекаясь всем иностранным, начали предпочитать немецкое русскому и в Париже видеть рай земной, когда, наконец, с конца XVIII века кроме роскоши и моды последовал к нам наплыв иностранных гувернеров и все общество окончательно заговорило по-французски, тогда поднялись мало-помалу голоса против преобразований Петра и выступила, разумеется, идеализация старого быта. В учении славянофилов (в его первобытном виде) эта идеализация получила окончательную форму. Есть в их возражениях стороны справедливые, но они по большей части касаются последствий деятельности Петра, от него не зависевших и им не предвиденных: мало ли сколько посторонних элементов примешалось к великому подвигу Петра уже тогда, когда дело его досталось продолжать другим, часто далеко уступавшим ему людям? Частью же эти возражения касаются приемов Петра и его средств. Его средства и приемы заимствованы им из прошедшего Московского государства или даже из примеров тогдашней Европы, переживавшей эпоху Людовика XIV. Порицатели Петра не правы, стало быть, в том, что они неясно различают все эти многообразные элементы в его деле и не останавливаются на вопросе о том, что принадлежит ему самому, что его времени, и что, наконец, его преемникам. Появление безусловных хвалителей Петра столько же понятно, как и появление порицателей: результаты подвига Петра были слишком блистательны, сияние европейской цивилизации, открывшейся для России реформами Петра, слишком ослепительно, и потому не мудрено, что преимущественно те из людей ближайших к Петру поколений, которые пошли дорогою науки, как великий Ломоносов, наиболее увлеклись его делом: для них только с Петра открылся новый мир; к ним присоединились те, которые рабски подчинились Европе; таких много было в последующих поколениях. Эти последние даже отчаялись в России и все хорошее видели в Европе, оставляя нам роль вечных учеников, которым не суждено быть мастерами, незавидную роль Тре-дьяковского. Пока европеизм в смысле западничества, то есть поклонение всякому «последнему слову», господствовал у нас, и это мнение было господствующим; теперь мы, однако, начинаем выходить на другую дорогу, и, быть может, исполнится заветная мысль Петра — видеть нас и в области науки равноправными членами с другими великими народами мира, и, быть может, в будущем законодатели, полководцы и поэты представят Русскую землю в великом пантеоне всемирной истории. Тогда подвиги Петра получат свое завершение, и, быть может, только тогда замолкнут разноречивые о них толки, и вся мыслящая Россия в один голос признает важность реформы не в одном лишь политическом отношении, хотя главнейшая ее цель и была, как я уже сказал, внешнее могущество России. Время это, будем надеяться, близко, заря уже стоит на нашем горизонте. Тогда дождемся мы и полной истории Петра, которою мы все еще в долгу перед его великой памятью.

 


 

  • Молчанов, Николай Николаевич  Дипломатия Петра Первого / Н.Н. Молчанов. - 2-е изд. - Москва : Международные отношения, 1986. - 445, [2] с., [30] л. ил. : ил. ; 23 см. - (Библиотека "Внешняя политика. Дипломатия").

В книге профессора Н.Н.Молчанова освещается внешняя политика и дипломатия России в период петровских преобразований. В ней раскрывается яркая картина борьбы русского народа за укрепление независимости, могущества России, за превращение ее в великую европейскую державу. Для художественного оформления книги использованы картины и гравюры русских и зарубежных художников.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. К славным делам

Истоки
Немецкая слобода
Азовские походы
Великое посольство
Амстердам
Лондон и Вена

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Северная война

Сквозь «облако сомнений» 
Дипломатическая подготовка
Северной   войны 
Вступление России в войну 
Дипломатия в годы первых побед

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Полтава

Перед нашествием 
Европа, Швеция и Россия
Победа
Послеполтавская дипломатия
Урок на Пруте      

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Бремя величия

Дела турецкие и польские
Балтийская политика
Аландский конгресс
Конец Северной войны 
Неоконченное завершение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

 

 

 


  • Анисимов, Евгений Викторович   Петр Первый : благо или зло для России? / Евгений Анисимов. - 2-е изд. - Москва : Новое литературное обозрение, 2019. - 271, [1] с., [16] л. цв ил., портр., факс., карт., фот. : ил. ; 21 см. - (Что такое Россия).

Реформаторское наследие Петра Первого, как и сама его личность, до сих пор порождает ожесточенные споры в российском обществе. В XIX веке разногласия в оценке деятельности Петра во многом стали толчком к возникновению двух основных направлений идейной борьбы в русской интеллектуальной элите – западников и славянофилов. Евгений Анисимов решился на смелый шаг: представить на равных правах две точки зрения на историческую роль царя-реформатора. Книга написана в форме диалога, вернее – ожесточенных дебатов двух оппонентов: сторонника общеевропейского развития и сторонника «особого пути». По мнению автора, обе позиции имеют право на существование, обе по-своему верны и обе отражают такое сложное, неоднозначное явление, как эпоха Петра в русской истории. Евгений Анисимов – доктор исторических наук, профессор и научный руководитель департамента истории НИУ «Высшая школа экономики» (Петербургский филиал), профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Автор нескольких сотен научных публикаций, в том числе трех монографий по истории царствования Петра Первого.


 

 

  • Петр Великий / сост. и ред. Е. В. Анисимов; отв. ред. Е. Савина. - М. : ОГИ, 2007. - 335 с. - ISBN 5-94282-367-7 : 209.00.

Сборник посвящен России времен Петра Великого. Эпоха, прямо скажем, не обойденная вниманием исследователей. Что можно про нее сказать нового? Оказывается, можно, и немало. Авторы альманаха обнаруживают темы, доселе практически не изученные (например, представления Петра и его окружения о медицине). Но немало сюрпризов сулят и "вечные" темы (например, история петровской бюрократии): сплошь и рядом исторические факты соответствуют общепринятым представлениям... с точностью до наоборот.
 

 


 

  • Серов, Д.О.  Администрация Петра I / Д. О. Серов; науч. ред. А. Зарецкий; отв. ред. Е. Савина. - М. : ОГИ, 2007. - 287 с. - ISBN 5-94282-316-2 : 177.00.

О реформах Петра I написано множество книг, но нет ни одной о тех, кто отвечал за практическое воплощение идей императора.
Работа известного историка, доцента Д.О. Серова — первое систематическое исследование персонального состава государственного аппарата России первой четверти XVIII в. Книга основана на многолетних архивных разысканиях автора. Собранный и проанализированный им материал позволяет не только понять, как воплощались в жизнь петровские реформы, но и по-новому взглянуть на первостроителей Российской империи.
Для историков, историков права, студентов-гуманитариев и всех интересующихся отечественной историей.

 

 

 


 

 

  • Балязин, В. Н. Тайны дома Романовых / В. Балязин. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 254, [2] с. : цв. ил., портр. ; 25 см. - (Классика в иллюстрациях). 

Балязин Вольдемар Николаевич (1931 - 2005) — советский и российский историк, кандидат исторических наук, доцент и писатель. Член Союза писателей России и действительный член Академии педагогических и социальных наук. Автор более 50 книг и около 300 статей по русской и всеобщей истории.

 

В этой книге вы познакомитесь с историей России в первую очередь сквозь призму любовных, родственных отношений тех, кто правил империей. На основе богатого материала известный писатель и историк В.Н. Балязин создает широкое полотно жизни России - от XVII до XX века, выдвигая на первый план личности правителей страны.

В центре внимания автора - личная жизнь царей и цариц, императоров и императриц, их ближнего и дальнего окружения, их детей и родственников, фаворитов и фавориток, влияние тех или иных действующих лиц не только на самих самодержцев, но и на события, происходившие в стране.

Книга написана простым языком, при этом дополняется письмами, высказываниями, выдержками из дневников. Читается легко и увлекательно.

Для широкого круга читателей.

Петру I в книге посвящено несколько глав: 

  • Происхождение рода и фамилии Романовых
  • Второй брак царя Алексея и рождение Петра
  • Жизнь Петра до вступления на царский престол
  • Петр-самодержец
  • Начало «генерального романа» Петра 1
  • Прутский поход
  • Детство и юность царевича Алексея
  • Сватовство и женитьба Алексея на Софье-Шарлотте
  • Жизнь и смерть Софьи-Шарлотты в Петербурге
  • Переписка отца и сына и ее последствия
  • Странствия царевича Алексея и охота на него
  • Облава на царевича
  • Царевич Алексей и его сообщники
  • Помолвка Анны Петровны и Карла-Фридриха
  • Болезнь и смерть императора Петра 1