Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Бестужевки. Бежецк

Дорогие друзья!

В 2023 году мы продолжаем наши публикации и изыскания о бежечанках, окончивших Высшие женские (Бестужевские) курсы города Санкт-Петербурга, и продолжаем пополнять новый электронный ресурс "Алмазные лепестки нежных ромашек" о наших землячках.
Сегодня мы  рассказываем о БАРБАТЕНКО Любови Васильевне.


 

Сейчас уже мало кто помнит и знает, что в нашем городе преподавали различные школьные дисциплины женщины-педагоги, наши землячки, выпускницы Высших женских (Бестужевских) курсов города Санкт-Петербурга.
Их было 43 так или иначе связанных с Бежецким уездом, а предъявивших при поступлении свидетельство об окончании Бежецкой женской гимназии - 32 девушки.

Каждая фамилия, напечатанная в имеющемся у нас списке землячек, бежечанок-бестужевок - это дорога, длинною в жизнь и не всегда мы имеем возможность пройти по ней до конца, проследить профессиональный и личный жизненный путь, рассказать историю от и до.
Информации бывает до обидного мало, ушли из жизни люди, которые могли бы рассказать что-то или задать направление поиску, разъехались по всей стране и миру родные, утрачены документальные свидетельства...
Поэтому каждая рассказанная история - это наша небольшая победа, ещё одна страница библиотечного электронного ресурса "Алмазные лепестки нежных ромашек. Бежечанки-бестужевки".

В преддверии 145-летия со дня открытия в Санкт-Петербурге первых высших женских курсов и при поддержке и консультации Алексея Викторовича Вострикова, хранителя мемориальной библиотеки Высших женских (Бестужевских) курсов, мы начали собирать сведения о всех бестужевках, которые родились и преподавали в Бежецком уезде. Отправной точкой для начала данной работы стала фотография из краеведческого фонда нашей библиотеки.

Работа сложная, сведений крайне мало, поэтому мы просим помощи наших читателей и подписчиков.
Присылайте, пожалуйста, информацию на электронный адрес библиотеки (bezhlibrary@yandex.ru)  или в сообщения  в группу библиотеки ВКонтакте.

 

Новый электронный ресурс о наших смелых землячках мы назвали "Алмазные лепестки нежных ромашек".
Надо понимать, сколько отваги, настойчивости и упорства в те патриархальные годы нужно было проявить девушкам, чтобы учиться, а затем иметь право преподавать. Это в те годы, когда молодой девушке нежелательно было одной без сопровождения бывать где-либо и лучшей "карьерой" считалось замужество.
В народе даже закрепилось прозвище слушательниц курсов - не "бестУжевки", а "бестЫжевки".

Высшие женские курсы были первым полноценным высшим учебным заведением для женщин в России с систематическим университетским характером преподавания.
Неофициально курсы получили название «бестужевских», а их слушательниц стали называть «бестужевками» по имени их первого директора - историка Константина Николаевича Бестужева-Рюмина.
Открылись они 20 сентября (2 октября) 1878 года и прекратили свою деятельность в 1918 году.
Курсы принимали слушательниц на отделения: словесно-историческое, физико-математическое, специальное математическое. Юридический факультет был добавлен в 1906 году.
Курсы пользовались огромной популярностью, слава о них гремела на всю страну.

 

На фотографии, которая хранится в краеведческом фонде библиотеки (и по итогам консультации А.В. Вострикова), это историко-филологическое отделение, скорее всего - выпускницы 1911 - 1914 г., вполне может быть выпуск 1912 г., так как эта фотография попала к нам с некоторыми вещами из дома Антонина Герасимовича Кирсанова.
Скорее всего, это выпуск его будущей супруги - Клавдии Васильевны Шамшевой. Мы знаем, что она окончила курсы в 1912 году. Первая публикация о ней.

Далее сбор информации начнём в хронологическом порядке с первыми слушательницами 1882 года поступления.

Информация также публикуется в группе Бежецкой библиотеки ВКонтакте под хештегом #бестужевкибежецк.


 

БАРБАТЕНКО (РЕВЯКИНА) ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

 

Окончила Бестужевские курсы в 1887 г., физико-математическое отделение, слушательница курсовая (организация учебного процесса, основанная на распределении учебных дисциплин, учебной и производственной практики, зачетов и экзаменов по курсам, семестрам и годам обучения).

Студенткам физико–математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии.

Урожденная Ревякина. Потомственная дворянка.
Учредительница частного женского учебного заведения в Перми, открытого 16 августа 1901 г., переведенного в октябре 1903 г. в разряд прогимназии, а в ноябре того же года - в разряд гимназии с правительственной программой.
Гимназия располагалась в доме А.В. Синакевича (угол улиц Сибирской и Пермской).
Окончила в Санкт-Петербурге Высшие женские курсы по физико-математическому отделению (под фамилией - Ревякина; выпуск VI, 1887 год). [Список окончивших курс на Санкт-Петербургских Высших Женских Курсах в 1882—1889 гг. и 1893—1911 гг. - СПб., 1911. - С. 31].

В основанной ею женской гимназии в Перми преподавала естественную историю и географию.
В 1907 г. - председатель педагогического совета гимназии.
В 1912 г. преподаватель, член правления Общества вспомоществования нуждающимся ее гимназии.
1913 г., гласный Пермской городской думы.

Муж - Барбатенко Георгий Евграфович, помощник начальника службы тяги Пермской железной дороги, коллежский советник, инженер-технолог.

Семья проживала в доме по адресу: г. Пермь, ул. Вознесенская, 56,

О дальнейшей судьбе Л.В. Барбатенко после 1919 года сведений нет.

Дети: 1. Дочь НИНА.

«№ 10. Титулярный советник Георгий Евграфов Барбатенко и
законная жена его Любовь Васильева, оба православные.
Родилась - 23 декабря 1895 года (крещение - 14 января 1896 года) дочь Нина.
Восприемники: потомственный почетный гражданин Евграф Алексеев Барбатенко и жена надворного советника Павла Михайлова Ревякина».
[Метрическая книга Пермского Петропавловского собора на 1896 год. (ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 348. Л. 24об.-25)].

БАРБАТЕНКО Нина Георгиевна. 1919 (23 л.), машинистка Пермского университета; проживает: Вознесенская, 56; работает с 17 янв. 1919 г. [Личный состав Пермского гос. ун-та: ГАПК. Ф. р-180. Оп. 1. Д. 1025. Л. 71, 72об., 81].

2. Дочь ТАТЬЯНА.

БАРБАТЕНКО Татьяна Георгиевна.

1907, преподаватель арифметики в частной женской гимназии Л.В.Барбатенко, домашняя наставница.

Фото 1 - большая группа учениц в форменных платьях и черных фартуках. В центре - директор гимназии Любовь Васильевна Барбатенко, 1908, из фондов ГКБУК "Пермский краеведческий музей"
Фото 2 - Л.В. Барбатенко, форум Уральской генеалогии
Фото 3 - Свидетельства об окончании, выдаваемые Пермской женской гимназией, прислано ЦГБ им. А. С. Пушкина МБУК "ОМБ" г. Перми

 

 


СПИРОВСКАЯ ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА

Родилась 21.06.1885 г. в г.Бежецке, православная, дочь мещанина, окончила Бежецкую женскую гимназию с серебряной медалью в 1904 г. По окончании гимназии ей был присвоен статус учительницы и право преподавания в школе.
В 1912 г. окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы, физико-математическая слушательница предметная, биология.

Была замужем за Чистяковым Николаем Николаевичем, бежецким художником.

Первый ребёнок четы Чистяковых, девочка Галя умерла в раннем возрасте. Второго ребёнка, тоже девочку, назвали Галей (1921 г.) – в память о первой дочке.
К концу 1920-х годов пара рассталась.

Ольга Григорьевна Спировская преподавала географию и биологию в Бежецкой железнодорожной школе.

Умерла в Бежецке от рака в начале войны.

(Использовались материалы историко-краеведческого сайта «Бежецкий край», 2023 г., статья «Бежецкий художник НИКОЛАЙ ЧИСТЯКОВ»
Послесловие к публикации Нины Константиновны Дроздецкой, кандидата искусствоведения, преподавателя Тверского музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского) http://bezheck.tverlib.ru/node/65175

Фото 1 - из фотоальбома о бежецких педагогах из архива библиотеки
Фото 2 - Спировская Ольга Григорьевна. ЦГИА СПб. Фонд 113. Опись 1. Дело 431-2. Карточный каталог окончивших Высшие женские курсы. Карточки на букву "С"

В этой публикации использовано фото документа из центрального государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга, который прислала нам Наталья Свечникова, наша землячка из г.Красный Холм, ныне живущая в Санкт-Петербурге. Спасибо, мы ценим!


Фотография из книги Б.В.Стратонитского "Семейная летопись. История моей семьи",
А.Н. Стратонитская в юности.

СТРАТОНИТСКАЯ АННА НИКОЛАЕВНА

Бежецк, православная, дочь протоирея, Бежецкая женская гимназия с золотой медалью.
Окончила Бестужевские курсы в 1914 г., историко-филологический факультет, слушательница предметная (предметная система обучения позволяла слушательницам Бестужевских курсов специализироваться сразу в нескольких отраслях знания), русская филология, литература.

Из воспоминаний Бориса Всеволодовича Стратонитского, двоюродного внука А.Н. Стратонитской(Делецкой) и материал из его книги, находящейся в печати, "Семейная летопись. История моей семьи".
"Моя двоюродная бабушка Стратонитская Анна Николаевна родилась 15.06.1891 года.
Обучалась на высших Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге.
Мне удалось найти в архиве СанктПетербурга (ЦГИА СПб. Ф.113 оп. 2 д. 1893.) вот такой материал:
л.1. №11704. Дело слушательницы С.-Петербургских высших женских курсов историко-филологического факультета по 2 группе Русская Филология Стратонитской Анны Николаевны,
поступившей на факультет в 1908 году.
Декан (подпись)
лл.1об-2.
Группа 2. «Русская филология», подгруппа русской
литературы

Жила Анна Николаевна в Киеве на улице Большая Подвальная. Фамилия её по мужу была Делецкая. Она работала всю жизнь корректором в издательстве.

С ней я встречался эпизодически в дни её приезда в Бежецк, или в дни моего приезда в Киев. Встречи эти были незабываемы.
В детстве остались в памяти всякие вкусности, которых в Бежецке не было. Это и пастила, и зефир, и эклеры.

Когда же я приезжал в Киев, мы посещали оперный театр, русский драматический театр, дворец культуры "Украина". Мне посчастливилось прослушать почти весь репертуар оперного театра, побывать на спектакле "Когда мёртвые оживают" (до сих пор не понимаю, как его разрешили показывать). Это трагические истории с Тухачевским, Блюхером, Якиром, а в последствии и с Карбышевым. Я слушал лауреатов Сопотских фестивалей - Лили Иванову, Яноша Коша, Хелену Вондрачкову, Карела Гота...

Одним словом не скажешь о роли моей дорогой Анны Николаевны в моём воспитании.

После смерти мужа, Анна Николаевна жила по тому же адресу с единственной дочерью Валентиной. Умерла в 1964 году и похоронена в Киеве."

 


 

 БАРБАШИНОВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Родилась 11.02.1893 года в селе Зиновьево Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника, законоучителя церковно-приходской школы Василия Феодоровича Барбашинова. Окончила Бежецкую женскую гимназию с золотой медалью. Окончила Бестужевские курсы в 1917 году, физико-математический факультет, слушательница предметная (предметная система обучения позволяла слушательницам Бестужевских курсов специализироваться сразу в нескольких отраслях знания).

С 1919 года - учительница физики и математики 2-й советской II ступени школы, с 1947 по 1955 годы - учительница средней школы № 3.

Награждена за безупречную работу в течение многих лет орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

О личной жизни Марии Васильевны выяснить не удалось, но судя по тому, что фамилии она не меняла, в браке не состояла. Про детей также информации нет.

Собранная информация крайне скудна, поэтому просим всех, обладающими какими-либо сведениями о наших землячках, поделиться с нами.

 


ПОКРОВСКАЯ (ПЕРВУХИНА) КЛАВДИЯ МИХАЙЛОВНА

- Родилась 02.03.11884 г., Бежецк, православная, дочь мещанина, Бежецкая женская гимназия с золотой медалью, домашняя учительница.
Окончила Бестужевские курсы в 1912 г., историко-филологическое отделение, слушательница предметная, русская филология, литература.

Из списка бежечанок, окончивших Бестужевские курсы.
Альбом со списком был представлен в СПбГУниверситете на семинаре по бестужевским курсам в ноябре 2008 г.

 

- "Заслуженный учитель школы РСФСР. Учительница русского языка и литературы, она проработала в школах и много лет в педучилище - до 1960 года.

Интеллигентна, мастер педагогического труда, она снискала любовь и большое уважение учащихся и всех, кто её знал".

Из альбома о бежецких педагогах, оформленного бежечанином, педагогом Павлом Михайловичем Новосадовым.

 


 

Предлагаем вашему вниманию материал о бежечанке КЛАВДИИ ВАСИЛЬЕВНЕ ШАМШЕВОЙ (19.11.1888-04.01.1960), в замужестве Кирсановой.

Дата рождения из личного дела слушательницы курсов 28.09.1988 года отличается от даты рождения, выбитой на надгробном памятнике.

Окончила Бестужевские курсы в 1912 г., историко-филологический факультет, слушательница предметная (предметная система обучения позволяла слушательницам Бестужевских курсов специализироваться сразу в нескольких отраслях знания), русская история.

Клавдия Васильевна была женой известного бежецкого краеведа, педагога Антонина Герасимовича Кирсанова.

Она родилась в большой семье служащего городского общественного банка, начальника популярной в городе добровольной пожарной дружины Василия Николаевича Шамшева.
Жили они на улице Лассаля (ныне Введенской), № 60, в двухэтажном деревянном доме, который Василий Николаевич приобрёл по случаю рождения дочери Марии.

В конце 1909 года Василий Николаевич умер, а дом сохранился до сих пор. Здесь долгие годы проживало многочисленное семейство Шамшевых.
Разъехавшиесь по разным городам, члены семьи продолжали общаться, присылая друг другу открытки и письма.

Клавдия Шамшева обучалась в Бежецкой женской гимназии и окончила её в 1907 году с золотой медалью. Стараясь помочь семье, давала частные уроки.

После окончания Высших курсов в 1912 году работала учителем во 2-й Выборгской советской единой школе II ступени.

С декабря 1919 года трудилась инспектором по ликвидации неграмотности, а потом и заведующей секцией школ грамоты.

С 1921 года работала в Бежецке, во 2-й советской школе II ступени, что находилась на углу Рыбинской и Володарского (ныне это педагогический колледж). Школа меняла названия: НСШ № 1, Коммунальная семилетка, ФЗС № 2, НСШ № 2.

До 1928 года Клавдия Васильевна вела там историю, обществознание, географию и арифметику. С 1928 года - немецкий язык.
Надо отметить, что женская гимназия давала прекрасные знания по иностранным языкам - гимназистки могли свободно общаться на французском и немецком.

Клавдия Васильевна вела активную общественную деятельность, дважды избиралась секретарём Ревкомиссии Упрофбюро нескольких созывов, работала членом месткома. В школе организовала ячейку МОПРа (международной организации помощи борцам революции), выпускала стенгазету "страничку МОПРа", вела интернациональную работу.

С 1946 года и до самого выхода на пенсию Клавдия Васильевна работала учителем географии во вновь открытом Бежецком педучилище. Её любили и уважали студенты, с благодарностью вспоминали её уроки.

В замужестве с Антонином Герасимовичем Кирсановым Клавдия Васильевна жила в любви и уважении. Они вместе работали, обсуждали краеведческие находки - были близки по духу и образу мыслей. В браке детей не было.

Умерла Клавдия Васильевна Кирсанова(Шамшева) 4 января 1960 года.

Источник: Сборник материалов краеведческих Чтений к 135-летию со дня рождения Антонина Герасимовича Кирсанова "Певец родного края", составитель Гужиченко М.А., Бежецк - Тверь, 2021
 


Клавдия Шамшева - ученица Бежецкой женской гимназии
(фотография из сборника материалов краеведческих Чтений...​)


Клавдия Шамшева - Клавдия Васильевна и Антонин Герасимович Кирсановы, 1940-е годы
(фотография из сборника материалов краеведческих Чтений...​)

Фотографии учебного пособия из личных вещей К.В. Кирсановой из краеведческого архива библиотеки


Фотография страницы альбома по бежецким педагогам, составленного П.М. Новосадовым (краеведческий архив библиотеки)


Памятник на могиле К.В. Шамшевой
на старом городском кладбище, Бежецк

 


 

Предлагаем вашему вниманию рассказ Наталья Свечниковой, г. Санкт-Петербург о своей родственнице, выпускнице Бестужевских курсов 1916 года историко-филологического отделения (русская история).

МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА ЛАПШИНА
(06. 08.1891-1967).

М.А. Лапшина - племянница моего прадеда.
Отец Марии Алексеевны краснохолмский мещанин Алексей Иванович Лапшин, в 1912-1916 гг. был директором городского общественного банка; в 1915-1916 гг. - членом городского по налогу с недвижимых имуществ присутствия; в 1911-1916 гг. (кроме 1914 г.) - членом раскладочного по промысловому налогу присутствия.*
В 1917 г., по представлению министра финансов, за отлично-усердную службу и особые труды был удостоен государем высочайшей наградой - серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения на груди на Станиславской ленте.**

В списке лиц, окончивших в 1911 г. курс VII-ми классов женской гимназии г. Бежецка Тверской губернии и получивших аттестаты об окончании курса, о Марии Алексеевне написано так: "Лапшина Мария Алексеевна, дочь купеческого сына, 06.08.1891 г.р."***
Сословная принадлежность ее отца обозначена здесь как "купеческий сын". Действительно, она была внучкой краснохолмского купца и городского головы Ивана Васильевича Лапшина.

По окончании бежецкой женской гимназии Мария Алексеевна поступила на Высшие женские (Бестужевские) курсы в Санкт-Петербурге, которые закончила с отличием.

Впервые об этом рассказала мне бывший директор краеведческого музея Красного Холма Н.С. Игонина, мать которой многие годы работала вместе с Марией Алексеевной в краснохолмской школе № 1.
В архивном фонде Петроградских высших женских курсов хранится дело М.А. Лапшиной.****

По окончании Бестужевских курсов Мария Алексеевна вернулась в Красный Холм, где начала учительствовать и жила вместе с родителями.
После Октябрьской революции дом был экспроприирован, однако Марии Алексеевне оставили в нем одну из комнат второго этажа. Объяснялось это тем, что она страдала врожденной хромотой и добираться до работы из других мест города ей было бы затруднительно.
А бывший дом ее отца находился на Троицкой (ныне Народной) площади, напротив колокольни, в непосредственной близости от школы. Во второй половине 20-х гг. в доме Лапшиных на ул. Красной (ныне ул. Калинина)

Мария Алексеевна вместе с другими родственниками устраивала вечера для краснохолмской молодежи.
Всю свою жизнь М.А. Лапшина проработала учительницей русского языка и литературы в школе № 1.

Замуж она не вышла и в старости осталась одна.
Ухаживала за ней Ольга Александровна Лаптева (р. Кичигина), предполагаю, ее двоюродная сестра.
Умерла Мария Алексеевна 26.11.1967 г. в своей комнате, в бывшем своем доме.

В преддверии 145-летия со дня открытия в Санкт-Петербурге первых высших женских курсов Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова начала сбор сведений о бестужевках, родившихся и преподававших в Бежецком уезде. В связи с просьбой сотрудников библиотеки я поспешно написала эту заметку о краснохолмке, выпускнице Бежецкой гимназии и Бестужевских курсов.
Много лет по крупицам собираю биографию своей родственницы, дело идет туго.
Фотографий Марии Алексеевны у меня нет. Если вы располагаете сведениями об учительнице Марии Алексеевне Лапшиной, прошу вас ими поделиться.
В моей заметке использованы воспоминания Н.С. Игониной, ее матери О.А. Морковиной, Г.С. Новиковой (Андреевой), А.В. Виноградовой (Проскуряковой).

Сноски:
* Адрес-календари Тверской губернии на 1911-1916 гг.
** Тверские губернские ведомости. 1917. № 4. С. 1.
*** ЦИАМ, Ф. 459. Оп. 14. Д. 36. Л. 10-12об.
**** ЦГИА СПб. Ф. 113. Оп. 2. Д. 1032.

 


 

В процессе поисков информации нам посчастливилось познакомиться с Оксаной Борисовной Вахромеевой, доктором исторических наук, профессором Санкт-Петербургского государственного университета.

Последние тридцать лет она занимается историей высшего женского образования, написала и издала двенадцать монографических исследований и публикаций источников по истории первого женского университета в дореволюционной России.

От неё библиотека получила в дар монографическое исслеование "Преподавание наук на Высших женских (Бестужевских) курсах (1878 - 1918) с дарственной надписью.

Оксана Борисовна любезно согласилась ответить на наши вопросы и мы предлагаем вашему вниманию интервью с ней.

 

(Санкт-Петербург, 09 марта 2022 года)
 

В процессе поисков информации нам посчастливилось познакомиться с Оксаной Борисовной Вахромеевой, доктором исторических наук, профессором Санкт-Петербургского государственного университета.

Последние тридцать лет она занимается историей высшего женского образования, написала и издала двенадцать монографических исследований и публикаций источников по истории первого женского университета в дореволюционной России.

Не перестаём постоянно удивляться, с какой душевностью и готовностью занятые учёные приходят к нам на помощь. Оксана Борисовна Вахромеева оказалась очень простой в общении, при этом инеллигентна и бесконечно предана Истории.

От неё библиотека получила в дар монографическое исслеование "Преподавание наук на Высших женских (Бестужевских) курсах (1878 - 1918) с дарственной надписью. После занесения в каталог библиотеки книга будет доступна к прочтению.

 

  • Оксана Борисовна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

CurriculumVitae «по существу» будет кратким. Занимаюсь изучением «корней» человечества – историей – 30 лет. Вижу себя «ремесленником» науки. Никогда не останавливаюсь на пути познания, в том числе в совершенствовании навыков вспомогательных исторических дисциплин, иностранных языков, филологии, искусствоведения, культурологии, слежу за инновациями века в широком поле науки, например, в области, электронных экологических тканей. Интерес проявляется ко всему, что окружает. За счастье полагаю возможность думать, анализировать, наблюдать, а также решительно действовать, когда это необходимо. Большая часть моей жизни – это Санкт-Петербургский государственный университет – моя AlmaMater, мой «научный дом» – годы учения, взросления, служения, открытий, безвозвратных потерь и светлой памяти. AlmaMater заслуживает слова искренней благодарности, и прежде всего – мои учителя – профессор Юрий Давидович Марголис (1930-1996), академик Борис Васильевич Ананьич (1931-2015), профессор Таисия Михайловна Китанина (1929-2020).

 

  • Как Вы пришли к Истории, вы всегда интересовались ею?

«Быть в Университете» означает принадлежность к той или иной научной школе. «Научным приютом» для меня стала «школа Юрия Давидовича Марголиса». Её девизом были и остаются слова: честность, чистота и преданность. Спецсеминар доктора исторических наук, профессора русской истории Санкт-Петербургского государственного университета Юрия Давидовича Марголиса на историческом факультете Ленинградского – Санкт-Петербургского университета просуществовал более четверти века; он носил название «Общественное движение в России в конце XVIII ‒ начале ХХ вв.». Его отличало единство темы – восприятие и трактовка общественных взглядов и течений в российской истории, та же тема расширяла заявленные хронологические рамки. Семинарская работа повлияла на крепкую и трепетную дружбу прежних студентов, аспирантов, продолжительное профессиональное партнерство многих учеников профессора. В качестве основных столпов семинара выступали – научность и человечность. Круг захваченных вопросов в семинарской работе был довольно широк, распространяясь на весьма различные сферы жизни общества, от вопросов общественного призрения до проблем просвещения и анализа деятельности крупных политических фигур. Но основной мотив спецсеминара Юрия Давидовича заключался в изучении «дум и чувств» российского общества. На мою долю в семинаре выпало изучение истории Бестужевских курсов. Я занимаюсь историей высшего женского образования три десятка лет, написала и издала двенадцать монографических исследований и публикаций источников по истории первого женского университета в дореволюционной России[1]. И я всё ещё продолжаю путь, выбранный когда-то для меня моим Учителем в науке. Везунчиком считается человек, выросший в хорошей семье. Счастливцем является тот, кто занимается любимым делом. А как назвать того, у кого был замечательный университетский Учитель? Баловнем в науке!

 

  • В вашей обширной библиографии достаточно работ, посвящённых женщинам в истории, в обществе, в экономике, науке, культуре.  Эта тема Вам близка или интересна с точки зрения историка и исследователя?

Преданность теме, постоянные занятия многочисленными «частными сюжетами», конечно, могут показаться со стороны углублённым и всесторонним изучением «женского вопроса» (как писал профессор Григорий Алексеевич Тишкин), я же вижу свой путь как разнообразие дорог, пройдя которые, современникам можно поведать о них самих, затронув историческую канву. Считаю, что не существует «женского» или «мужского» вопросов, видится лишь общая важная цель – гуманистическое воспитание человека.

 

  • Почему исследование, посвящённое Высшим женским курсам? Вам было интересно исследовать «женский вопрос», прослеживать судьбы женщин, решивших идти во многом вопреки общественному укладу?

История Санкт-Петербургских – Петроградских Высших женских (Бестужевских) курсов (1878-1918) – это образец огромной работы русского общества дореволюционной России в деле воспитания, просвещения и образования женщин. Это не история «вопреки», скорее – «во имя» науки, завтрашнего дня и новых поколений, каждое из которых также должно решить с полной ответственностью перед историей – «во имя» или как-то иначе оно будет развиваться. Биографика, как вспомогательная историческая дисциплина, хорошо взаимодействующая с психологией, филологией, философией и другими областями знания, позволяет явственнее, нагляднее, чувственнее и убедительнее раскрывать историческую канву. Ведь самая большая ценность человека – жизнь, отданная какому-то делу, всецело посвящённая призванию, никого не оставит равнодушным или отстранённым.

 

  • Какими качествами характера должны были обладать слушательницы?

Слушательницы Бестужевских курсов были обычными людьми, а вот мир, в который они попадали, войдя в массивные двери курсового здания на 10-й линии Васильевского острова, дом № 33, заставлял проходить их «экзамены» на прочность с точки зрения устремлений получить высшее образование и овладеть обширнейшим миром знаний; со стороны состояния их здоровья, когда речь шла необходимости прожить на 20-30 копеек в день, или в результате нервного или душевного переутомления от непривычного им ритма жизни. Не стоит забывать, что молодые девушки и женщины оказывались практически без поддержки в столичном городе. Для некоторых новыми «членами семьи» становились их товарищи по курсам («товарки»), другие вливались в земляческие объединения, общественные и политические организации. И «академистки», и «революционерки» уживались в «храме науки», все они без исключения, отличались волевыми качествами, любознательностью и устремлённостью в будущее. Большую роль играл строго организованный учебный процесс и прекрасно подобранный профессорско-преподавательский состав; курсисткам приходилось ежедневным трудом доказывать свою тягу к знаниям и преданность науке. Не случайно, что, приезжая в Ленинград и Москву на объединённые встречи или заходя на чашку чая «бывшие слушательницы Бестужевских курсов», как они себя называли, с волнением и трепетом, уважением почтением вспоминали «учителей»– профессоров, приват-доцентов, ассистентов, а с некоторыми из них поддерживали общение до конца из жизни. Не бросали бестужевки и друг друга (поддержка дряхлых, едва видевших и одиноких) – оказание взаимопомощи с курсового периода перерастало в многолетнюю бескорыстную дружбу.

 

  • Какими источниками Вы пользовались при составлении альбома к 140-летию курсов?

Основные источники по истории Бестужевских курсов хранит Санкт-Петербургский государственный исторический архив (ЦГИА СПб), многие из них ещё не введены в научный оборот. Прекрасные коллекция исторических документов, фотографий находятся в фонде «ВЖК» Музея истории СПбГУ. Также же существуют богатые материалы частных архивов; их находки неисчерпаемы.

 

  • Каких слушательниц было больше – из провинции или из столицы и больших городов?

В специальном исследовании 2008 года «Бестужевка в цифрах» (к 130-летнему юбилею женского университета) детально был затронут данный вопрос. Жительницы Санкт-Петербурга преобладали в первые годы деятельности Бестужевских курсов, особенно до временного закрытия приёма на курсы в 1886 году. Медленный рост не петербурженок наметился в 1890-е годы, когда при учебном заведении существовало общежитие. Преобладание курсисток из провинции устойчиво наметилось с введением в 1906 году предметной системы, взамен курсовой системы обучения. Спад провинциалок снова наблюдался в середине и в конце Первой мировой войны (1914-1918), что было связано с тяжёлым положением Петрограда, а также заботой курсовой администрации, в частности, директора курсов, профессор С. К. Булича, о безопасности учащейся молодёжи.

 

  • Расскажите, пожалуйста, о «закулисье» учебного процесса: как жили девушки, объединялись ли в землячества, как квартировались, как организовывали свой досуг?

Санкт-Петербург – особенный город. Для каждого, кто приезжал в него на протяжении его существования, он был и продолжает оставаться «разным», «диаметрально противоположным» городом. Так, и молодые девушки, и женщины, которые учились на курсах, были представительницами различных классов – «белая кость» и «дочь крестьянская», «серьёзная разночинка» и «купеческая дочка». У всех был разный достаток, который диктовал различный образ жизни (очень редко имелись дома / особняки, в основном «комнаты» или «углы»), в том числе досуг. Замечу, что тема досуга практически не поднимается в научной литературе, потому что учёба в женском университете практически с ним не была сопряжена. Досуг – это встреча с родственниками (в период летних каникул) или экскурсионная поездка («ближняя или дальняя»); смена деятельности (устройство благотворительной ёлки для бедных детей Васильевского острова или работа в Лазарете в военный период); чтение библиотечной книги, одолженной за один рубль, в течение двух суток, чтобы эта сумма вернулась её владелице или грошовая работа по переводу научных статей или детских сказок. Землячества – форма общественной работы, как и Касса взаимопомощи, Общества вспоможения и другие курсовые организации. Основанные на принципе объединения чаще всего земляков одного региона, землячества способствовали консолидации слушательниц одной национальности. Курсисткам оказывалась материальная помощь и моральная поддержка. Первые землячества были нелегальными организациями, только после 1905 года их уставы стали утверждаться Советом профессоров и помещаться в ежегодных курсовых отчётах. Средства землячеств составлялись из членских взносов (в размере 50 копеек в семестр) и сборов с таких мероприятий как популярные лекции, концерты, литературные и музыкальные вечера. Землячества нередко ориентировали курсисток на подготовку национальных кадров. На ВЖК осуществляли практическую деятельность 59 земляческих объединений (Амурское, Астраханское, Бакинское, Бельское (Смоленской губернии), Бердянское, Бессарабское, Брест-Литовское, Витебское, Владивостокское, Владимирское, Вологодское, Волынское, Вятское, Гродненское, Грозненское, Екатеринбургское, Екатеринославское, Елисаветградское, Иркутско-Якутское, Казанское, Калужское, Ковенское, Костромское, Ливенское, Митавское, Могилёвское, Мозырское, Нижегородское, Николаевское, Никольск-Уссурийское, Новгородское, Новозыбковское, Одесское, Орловское, Пензенское, Пермское, Полтавское, Ростовское-на-Дону, Рыбинское, Рязанское, Саратовское, Симбирское, Ставропольское, Старооскольское, Сумское, Таганрогское, Тверское, Тихвинское, Тульское, Уральское, Уссурийского края, Устюжское, Уфимское, Харьковское, Херсонское, Царицынское, Череповецкое, Эстонское «Pohjala», Ярославское землячества). Названные землячества имели зарегистрированный устав, утверждённую курсовой администрацией программу деятельности. Все они имели связи с землячествами других учебных заведений столицы. Также были неформальные земляческие группы, которые организовывались по договорённости между слушательницами и студентами; сведения о таком роде объединений находятся в мемуарной литературе.

 

  • Вы помогаете нам, Бежецкой центральной библиотеке, в проекте, посвящённом нашим землячкам, бежечанкам-бестужевкам. Есть ли по нашим девушкам какая-либо зафиксированная информация, много ли её?

Проект Бежецкой центральной библиотеке о бежечанках-бестужевок заслуживает поддержки. Изучение микроистории – самая сложная часть работы исследователя, одновременно и самая ценная. Выражаю надежду, что благодаря поддержке потомков бежечанок-бестужевок, сохранившемуся эпистолярному и биографическому наследию их семей, а также кропотливой работе краеведов, библиотекарей и просто тех, кто дорожит историей родного края, будет ликвидирована лакуна, которая в данный момент наметилась в данном вопросе. Пока же обращение к исследовательским трудам мало что дали. Но это не повод для уныния, а лишь надежда, что искать следует в ином месте, например, в фондах ЦГИА СПб (по картотекам слушательниц / вольнослушательниц, плативших за обучение, в личных делах и др.). Отдельно надо обратиться к сбору и изучению иллюстративного материала (в отдельных личных делах курсисток сохранились фотографии). Также важно всесторонне изучить биографии бежечанкок-бестужевок до поступления их на курсы и проследить их трудовой путь после окончания.

 

  •  Не хотели бы вы однажды написать не академическую работу, а художественную книгу о тех же бестужевках, например, как Лидия Чарская об институтках?

Лидия Алексеевна Чарская была «павлушкой», как себя именовали воспитанницы Павловского института благородных девиц. Она, как и череда её книг, в том числе «Записки…», неотделимы друг от друга; они вместе образуют среду, элемент культуры, поэтому спустя столько лет написания влияют на чувства новых поколений. Культурная память – «уникальный ключ» биографики. Моя роль скромнее – я лишь служу истории Бестужевских курсов.

 

  • Что у Вас в дальнейших планах по исследованиям?

«Я знаю, что я ничего не знаю» … скажу вслед за Сократом. Но «в своём незнании я знаю чуть больше, чем другие», потому что Бестужевские курсы – это многочисленная череда судеб человеческих, а сами курсы – это сложные механизмы, взаимодействующие в одном организме; и те, и другие заслуживают, чтобы их постоянно изучали и исследовали.

 

[1] Вахромеева О.Б. Духовное пространство Университета: Высшие женские (Бестужевские) курсы. 1878-1918 гг.: исследования и материалы. СПб.: Диада СПб., 2003. – 352 с, ил.; Она же. 175 лет основателю Бестужевских курсов Константину Николаевичу Бестужеву-Рюмину (публикаций источников по истории первого женского университета в России). СПб.: Филологический фак-т СПбГУ, 2005. – 144 с., ил.; Она же. Положение женщин в правовом поле Российской империи на рубеже XIX-XX вв.: публикация законодательных актов. СПб.:Б.и, 2006. – 342 с.; Она же. Женщина и семья в Европейской России на рубеже XIX-XX веков. СПб.: Знаменитые универсанты, 2008. – 231 с.; Бестужевка в цифрах: к 130-летнему юбилею Санкт-Петербургских Высших женских курсов (1878-1918 гг.) / Сост. О.Б. Вахромеева / Вступит. ст. О.Б. Вахромеевой, Т.Н. Жуковской, А.Г. Румянцева, Н. Тихоновой-Сигрист. СПб.:Б.и., 2008 – 412 с.; Вахромеева О.Б. Женщины в системе трудовых ресурсов в России на рубеже XIX-XX вв. СПб.: Знаменитые универсанты, 2009. – 249 с.; Она же. Новая женщина в старой России. Очерки по истории женского образования. Конец XVIII – начало XX века. СПб.:Лема, 2011. – 248 с.; Она же. Кинофильм «Бестужевки», 1973 год. СПб.:Лема, 2013. – 124 с.; Она же. Их дань Бестужевским курсам (объединенная деятельность бывших бестужевок в 50-70-е годы XX века). СПб.:Лема, 2015. – 444 с., ил.; Она же. Воспитанные традицией. Воспоминания бывших слушательниц Бестужевских курсов. СПб.: Арт-Экспресс, 2016. – 124 с., ил.; Она же. Химия и химики на Бестужевских курсах.  СПб.: Арт-Экспресс, 2017. – 120 с., ил.; Она же. Преподавание наук на Высших женских (Бестужевских) курсах (1878-1918). Со вступительным очерком «Границы женской эмансипации в дореволюционной России»: К 140-летию Бестужевских курсов. М.: Политическая энциклопедия, 2018. – 903 с., ил.

 


 

АЛМАЗНЫЕ ЛЕПЕСТКИ НЕЖНЫХ РОМАШЕК

 

С разбором фотографии из нашего краеведческого архива и предположительно определить девушку, похожую на Клавдию Васильевну Шамшеву (Кирсанову в замужестве) нам любезно помог Алексей Викторович Востриков, российский историк, публицист, хранитель мемориальной библиотеки Высших женских (Бестужевских) курсов. Ссылка на библиотеку: http://lib.pu.ru/bbk/

На пост в нашей группе ВКонтакте, открывший эту тему, мы получили широкий и очень продуктивный отклик, нам прислали развёрнутую информацию об одной из девушек, окончивших Бежецкую гимназию, информацию о ней разместим позднее. Вся информация этой рубрики будет храниться под хештегом #бестужевкибежецк. Присылайте, пожалуйста, информацию в сообщения группы или на электронный адрес библиотеки: bezhlibrary@yandex.ru.

Мы продолжаем сбор информации о Клавдии Васильевне Кирсановой. Какие-то сведения у нас есть, но просим и вашей помощи.

Письмо Алексея Викторовича Вострикова:

«Фотография из Бежецкой библиотеки

Фотография представляет собой групповой портрет («группу», как часто говорили) профессоров, преподавателей и слушательниц С.-Петербургских Высших женских (Бестужевских) курсов; обычно такие фотографии делались с выпускницами на память. Вероятно, в данном случае это группа преподавателей историко-филологического отделения ВЖК с выпускницами 1911–1914 г.

Организовывали такие съемки обычно сами девушки (инициативная группа) – в одном из фотоателье (реже фотограф приезжал прямо на курсы), приглашали профессоров и преподавателей; в тех случаях, когда тот или иной приглашенный не мог приехать, просили разрешение поместить фотографию. На данной фотографии в овалах помещены портреты профессоров, пользовавшихся безусловным авторитетом на курсах: историка античности М.И. Ростовцева, историка русской литературы Д.Н. Овсянико-Куликовского, профессора русской истории С.Ф. Платонова и филолога-классика Ф.Ф. Зелинского; в центре – портрет первого выборного директора ВЖК профессора биологии В.А. Фаусека (1861–1910) – Фаусек пользовался всеобщей любовью на курсах, и его портрет – дань памяти директору, при котором девушки поступили на курсы.

В «почетном» ряду сидят наиболее авторитетные профессора: одного (с пробором и усиками) – не узнал, далее С.М. Середонин (умер летом 1914 г.), Н.И Кареев, С.К. Булич (профессор-лингвист, директор ВЖК с 1910 г., традиционно на подобных фотографиях

его сажали в центре), И.М. Гревс, И.А. Бодуэн де Куртенэ, С.А. Венгеров; далее сидит Александра Яковлевна Ефименко, первая в России женщина – доктор русской истории. Рядом с ней, возможно, С.И. Протасова.

Во втором ряду преподавателей узнаются А.Г. Вульфиус, М.А. Полиевктов, Н.М. Каринский, остальных нужно проверить.

Кроме того, справа в группе слушательниц (под овалом С.Ф. Платонова) – И.И. Лапшин, а ниже М.В. Клочков, Я.Л. Барсков и, возможно, В.В. Сиповский; в верхнем ряду (выше всех, в очках) – А.А. Ларонд; в верхнем ряду, под овалом Фаусека (с бородкой) историк церкви Антон Владимирович Карташев.

Наиболее заметным мне показалось отсутствие И.А. Шляпкина (он редко фотографировался, но его портрет помещали в овале).

Более точно датировать я пока не могу: раньше 1911 нового директора Булича не сажали в центр, Середонин умер в августе 1914.

 

Если эта фотография принадлежала К.В. Кирсановой (урожд. Шамшевой), то это, действительно, должен быть выпуск 1912 г. Всего в этом году ист-фил. отделение окончили 342 девушки, из них 113 по группе русской филологии, подгруппа литературы, и 164 по группе русской истории. Понятно, что на фотографии изображена лишь часть выпускниц – наверно, самые активные.

Среди них нет ни одной, которую я знаю в лицо. Но среди них МОГУТ БЫТЬ девушки, которые очень интересны – например, будущая философ О.М. Котельникова и историк литературы С.П. Струмилло-Петрашкевич – и, наверно, еще другие, которые сейчас не приходят на ум.

Относительно присланной фотографии Кирсановой-Шамшевой, она, действительно, кажется мне похожей на одно из лиц с присланного Вами фрагмента (по форме рта и особенно век). Вот это:»