Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Звездам навстречу: вклад Тверской области в освоение космоса

Звездам навстречу: вклад Тверской области в освоение космоса.

12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики, Международный день полета человека в космос. В этот день – 12 апреля 1961 года ракета космического назначения «Восток» с одноименным космическим кораблем стартовала с космодрома Байконур. На борту корабля был наш соотечественник, первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин. Его полет длился 108 минут и стал первой яркой страницей в истории полетов человека за пределы нашей планеты.

 


Аникеев Иван Николаевич  (12.02.1933 - 08.08.1992) – советский лётчик-истребитель, член первого отряда космонавтов СССР, Военный лётчик 2-го класса. Жил в Бежецке  с 1963 по 1992 гг.


Фото: http://sm.evg-rumjantsev.ru/cosmonauts/anikeev-grave6.html

В 1959 году военные медики отобрали в авиационных частях более трех тысяч молодых летчиков с безупречной биографией и отличным здоровьем. В Москве строжайшая комиссия просеяла эти тысячи сквозь мельчайшее сито. Осталось двадцать парней, которых стали усиленными темпами учить и тренировать по особой программе, включающей изучение медицины и биологии, астрофизики, техники связи, конструкции ракеты и орбитального корабля «Восток», а уж про физическую подготовку и говорить нечего – тут вам и центрифуга, и сурдокамера, и барокамера, и прыжки с парашютом. По воспоминаниям нынешних ветеранов космонавтики, их день начинался тогда с часовой зарядки, все паузы в аудиториях заполнялись бегом, прыжками, плаванием, нырянием, футболом, баскетболом и всем тем, что укрепляло здоровье, делало выносливым. Список двадцати открывался с Аникеева.

Когда началось «обживание» самого «Востока», то выяснилось, что всей двадцатке на тренажерах тесно. Из нее выделили шестерых, и стало ясно, что именно им отдается негласное предпочтение.
Иван Аникеев и в списке этой маленькой группы одно время значился первым! За ним следовали Гагарин, Титов и другие.

Иван Аникеев родился 12 февраля 1933 года в городе Лиски Воронежской области . Отец, Николай Николаевич, был железнодорожником. Мать, Наталия Ивановна, домохозяйка. Как и всем его сверстникам детство укоротила война. Любимый город надо было покидать, отправляться в тыл.

Невысокий, с виду хрупкий и стеснительный, Иван, между тем был парнем упорным. Он шагнул своей мечте навстречу – подал заявление в военное училище, да не простое летное, а такое, где учат настоящих асов – военно-морское авиационное.

Когда двое военных медиков из Москвы объявились в полку, а дислоцировался он на Севере, за самым Полярным кругом, Иван ожидал капитанского звания, ему оставалось всего три-четыре вылета, чтобы стать летчиком первого класса.

И вот крутой поворот судьбы: подошел и по уму, и по здоровью, и по анкете, и по росту, и по весу (в первые космонавты отбирали невысоких – до 170 см и до 70 кг веса). В самом начале весны 1960 года в его офицерском документе появилась необычная запись: «Слушатель войсковой части №…» - так первое время назывался Центр подготовки космонавтов ВВС.

Ребята из первой шестерки крепко подружились между собой, гадали, кто полетит первым. Чаша весов все больше склонялась в пользу веселого, способного, с очень запоминающейся улыбкой смоленского парня Юрия Гагарина. 

Вскоре  Иван Аникеев сдал экзамен по общекосмической подготовке и 4 апреля 1961 года его зачислили на должность космонавта Центра подготовки космонавтов ВВС. Потом слетал в космос Юрий Гагарин, уже и Герман Титов совершил свой суточный полет вокруг Земли. И все ближе, ближе подходила очередь к заветному старту. Иван Аникеев за участие в подготовке этих первых полетов получил орден Красной Звезды, на официальном приеме в Кремле лично товарищ Хрущев Никита Сергеевич вручил орден и похлопал по плечу. И еще стал слушателем Военно-воздушной академии имени Жуковского, приняли его туда без вступительных экзаменов.

Первый отряд советских космонавтов.


(Снимок сделан в Сочи в мае 1961 года)

Сидят в первом ряду слева направо: Павел Попович, Виктор Горбатко, Евгений Хрунов, Юрий Гагарин, С.П. Королев, его жена Нина Королева с дочкой Поповича Наташей, Евгений Карпов(начальник ЦПК), Николай Никитин (тренер по парашютной подготовке), Евгений Федоров (врач).
Стоят во втором ряду слева напрово: Алексей Леонов, Андриян Николаев, Марс Рафиков, Дмитрий Заикин, Борис Волынов, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Валерий Быковский, Георгий Шонин.
В верхнем ряду слева направо: Валентин Филатьев, Иван Аникеев и Павел Беляев.
На фото отсутствуют: Анатолий Карташов, Валентин Варламов, Валентин Бондаренко и Владимир Комаров.

Но случаются в жизни роковые обстоятельства, навсегда закрывающие путь к цели. 17 апреля 1963 года Николай Аникеев был отчислен из отряда космонавтов «за нарушение воинской дисциплины и режима» с товарищами по отряду космонавтов Григорием Нелюбовым и Валентином Филатьевым.
После отчисления из отряда космонавтов Иван Аникеев продолжил службу в Военно-воздушных силах. Их, троих, направили кого куда. Аникееву достался город Бежецк Тверской области. С 2 июля 1963 года Иван Николаевич Аникеев служил старшим лётчиком в Дорохово (Бежецкий район Тверская область), а с 6 ноября 1965 года — штурманом наведения командного пункта 611-го ИАП 3-го корпуса ПВО в городе Бежецк Тверской области.

До учебы на космонавта и во время пребывания в ЦПК он не был женат. Но уже тогда ему дали в Москве трехкомнатную квартиру на одного. Отчисление из отряда автоматически лишило его этого роскошного жилья. В Бежецке снимал углы. 
Здесь же, в Бежецке повстречал он одну женщину. Галина также переживала свое несчастье. У нее в авиакатастрофе погиб муж, летчик этого же полка. Иван и Галина сошлись, он перешел в ее однокомнатную «хрущевку».
Аникеев никогда не сетовал на судьбу, не ругал бывшее начальство. Он переносил боль в себе, не выказывая особо сослуживцам свое состояние.
В сентябре 1975 года он вышел в запас в звании капитана авиации. Он являлся военным лётчиком второго класса и штурманом наведения КП второго класса, был награждён орденом Красной Звезды (за участие в подготовке первого полёта человека в космос) и шестью медалями. Также был инструктором парашютно-десантной подготовки, совершил 89 прыжков с парашютом.
После выхода в отставку остался жить в Бежецке, увлекался музыкой и театром.

Ушёл из жизни Иван Николаевич 20 августа 1992 года после тяжёлой болезни и похоронен на Новом городском кладбище.

По материалам сайта https://communa.ru/obshchestvo/neizvestnyy_kosmos-_on_byl_pervym/
Фото из открытых интернет - источников.


 

Астроном из Вышневолоцкого уезда.

Сергей Павлович Глазенап  (25.09.1848 - 12.04.1937) - русский и советский астроном, член-корреспондент, почётный член АН СССР.
Родился  в  селе Павловском Вышневолоцкого уезда в многодетной небогатой семье. Ему была суждена долгая и удивительно яркая жизнь: появившись на свет еще при крепостном праве, умер он Героем Социалистического Труда.

Сергей Глазенап окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета и уже во время учебы стал интересоваться астрономией. Юноша делал настолько серьезные успехи в науке, что после окончания учебы ему предложили должность сверхштатного астронома в Пулковской обсерватории, где он стал заниматься научными вычислениями. За работу по наблюдению затмений спутников Юпитера Сергей Глазенап получил степень магистра, после чего ему предложили должность преподавателя астрономии в Санкт-Петербургском университете. Спустя несколько лет Глазенап был утвержден в должности ординарного профессора астрономии, став самым молодым обладателем этого ученого звания по данной дисциплине за всю историю учебного заведения, ему было 37 лет. По инициативе Глазенапа при университете создали обсерваторию, и он стал ее первым директором. Его научные работы были посвящены изучению двойных и переменных звезд, и он провел несколько тысяч исследований, предложив в итоге простой и удобный способ определения истинной орбиты звезды по орбите видимой. За эти расчеты Глазенапа наградили золотой медалью Парижской академии наук, а его методиками астрономы пользуются до сих пор.

Сергей Павлович являлся и одним из основателей Русского астрономического общества. Впоследствии, изучив возможности строительства новых обсерваторий, он пришел к выводу, что наиболее удобно для астрономических наблюдений возводить их в горных местностях Крыма и Кавказа. В итоге Сергей Глазенап уже после революции переехал в Грузию, где создал первую высокогорную астрономическую обсерваторию в СССР, знаменитую Абастуманскую.

Скончался Сергей Павлович на 89-м году жизни, похоронен на Шуваловском кладбище, г.Санкт-Петербург.

Источник: https://tver.mk.ru/social/2019/10/30/k-zvezdam-kak-tverskie-vklad-v-osvoenie-kosmosa-sdelali.html

Фото из открытых интернет - источников.


 

Космонавт из Удомли


В Удомле установлен памятник знаменитому земляку.

Макаров Олег Григорьевич  (06.01.1933 - 28.05.2003) - летчик-космонавт. Дважды Герой Советского Союза. Бортинженер. Всего выполнил 3 космических полёта общей продолжительностью 20 суток 17 часов. После увольнения в запас, продолжал работать заместителем руководителя комплекса в НПО «Энергия».

Олег Макаров родился 6 января 1933 года в городе Удомля Тверской области в семье военнослужащего. С 1940 года жил по месту службы отца в Молдавии. С началом Великой Отечественной войны находился в эвакуации в городах Саратов и узбекской Фергане. До 1945 года находился в селе Кесова Гора Тверской области. На протяжении следующих четырех лет жил в немецком городе Веймар. В 1949 году переехал в украинский Ровно. В 1951 году окончил десять классов школы.

В 1957 году Макаров окончил Московское государственное техническое училище имени Николая Баумана. Получив диплом работал в ОКБ­-1: инженером, старшим инженером, начальником группы. Участвовал в подготовке и выпуске исходных данных и эскизных проектов по космическим кораблям «Восток», «Восход» и «Союз».

С конца 1962 года проходил предварительную техническую подготовку в ОКБ-1 в качестве одного из потенциальных гражданских космонавтов-инженеров, подавших заявления о приеме в космонавты. Летом 1963 года участвовал в парашютной подготовке. В июне 1964 года Макаров направлен на медицинское обследование в качестве одного из 14 кандидатов для полета на первом трехместном космическом корабле «Восход» в качестве космонавта-инженера.

Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по Центральному конструкторскому бюро экспериментального машиностроения о формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки инженеров-испытателей, был направлен на повторное обследование, которое прошел успешно, 23 мая 1966 года Макаров прошел мандатную комиссию и был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели. С мая по ноябрь 1966 года проходил подготовку в составе группы кандидатов в космонавты.

С 10 января 1967 по 8 января 1970 года проходил подготовку к полету по программе облета Луны на космическом корабле 7К-Л1 сначала в группе, а затем в качестве второго пилота, вместе с Алексеем Леоновым. С 21 января по 13 сентября 1968 года проходил подготовку к полету по программе Н1-ЛЗ в качестве командира лунного орбитального корабля, также вместе с Алексеем Леоновым. В период с 27 мая по 12 июня 1968 года проходил подготовку в том же качестве, но вместе с Валентином Быковским, до закрытия программы полета на Луну.

Олег Григорьевич с октября 1972 по апрель 1973 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго, дублирующего экипажа для полета на долговременную орбитальную станцию, вместе с Василием Лазаревым. Полет оказался отменен из-за аварии на орбите орбитальной станции ДОС-3, получившей название «Космос-557».

С июля по сентябрь 1973 года Макаров проходил подготовку к автономному испытательному полету модифицированного корабля «Союз» в качестве бортинженера основного экипажа, вместе с Василием Лазаревым.

Первый космический полет Олег Макаров совершил с 27 по 29 сентября 1973 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-12» вместе с Василием Лазаревым. Продолжительность полета составила: 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды.

За успешное осуществление космического полета и проявленные мужество и героизм Указом Президиума верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года Макарову Олегу Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 15 января по март 1975 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа по программе второй экспедиции на долговременную орбитальную станцию «Салют-4», вместе с Василием Лазаревым.

Следующий космический полет Олег Макаров совершил 5 апреля 1975 года на космическом корабле «Союз».  Однако корабль не вышел на орбиту из-за аварии ракетоносителя при отделении второй ступени. Максимальная высота полета составила 192 км. Спускаясь по баллистической траектории, космонавты испытали перегрузки силой 18g. Спасательная капсула с экипажем приземлилась на склоне одной из гор Алтайской области. Эвакуация произведена только на следующий день. Продолжительность полета составила: 21 минута 27 секунд.

С октября по декабрь 1977 года Макаров проходил подготовку в качестве инженера основного экипажа по программе первой экспедиции посещения долговременной орбитальной станции «Салют-6», вместе с Владимиром Джанибековым.

Второй космический полет Олег Макаров совершил с 10 по 16 января 1978 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-27» вместе с Владимиром Джанибековым. Продолжительность полета составила: 5 суток 22 часа 58 минут 58 секунд.

За успешное осуществление комического полета и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1978 года Макаров Олег Григорьевич награжден второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

С октября 1979 по май 1980 года Олег Григорьевич проходил подготовку к первому пилотируемому испытательному полету космического корабля «Союз Т» во втором, дублирующим экипаже, вместе с Леонидом Кизимом.

С июня по ноябрь 1980 года проходил подготовку к испытательному полету космического корабля «Союз Т» в пилотируемом режиме, а также по программе ремонта орбитальной станции «Салют-6» в качестве бортинженера, вместе с Леонидом Кизимом и Константином Феоктистовым. В октябре 1980 года Константин Феоктистов заменен Геннадием Стрекаловым.

Третий космический полет Олег Макаров совершил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-3» по программе экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6» с задачей ремонта системы терморегулирования станции. Продолжительность полета составила: 12 суток 19 часов 7 минут 42 секунды.

Всего выполнил три космических полета общей продолжительностью: 20 суток 17 часов 44 минуты и один суборбитальный полет по баллистической траектории, без выхода на орбиту искусственного спутника Земли продолжительностью: 21 минута 27 секунд.

После отчисления из отряда космонавтов до 1999 года продолжал работать заместителем руководителя комплекса в научно-производственном объединении «Энергия». С 1999 года работал главным специалистом в ракетно-космической корпорации «Энергия».

Параллельно с основной работой преподавал на кафедре аэрофизической механики факультета астрофизики и космических исследований Московского физико-­технического института.

Олег Григорьевич Макаров скончался 28 мая 2003 года в Москве, похоронен на Останкинском кладбище столицы.

Его имя носит гимназия № 3 г.Удомли и в 1984 году в Удомле установлен памятник знаменитому земляку.

Источник: https://tver.mk.ru/social/2019/10/30/k-zvezdam-kak-tverskie-vklad-v-osvoenie-kosmosa-sdelali.html

Фото из открытых интернет - источников.


 

Создатель Плесецка


Михаил Григорьевич и Вера Геннадиевна.

Григорьев Михаил Григорьевич (23.10.1917 - 12.11.1981) - генерал-полковник, командующий первым соединением межконтинентальных баллистических ракет, первый заместитель командующего РВСН СССР, лауреат Ленинской премии.
Его по праву называют создателем советских военно-космических сил.
Он родился в 1917 году в крестьянской семье в деревне Молодка Бежецкого уезда. Окончил сельскую школу, потом, уже в армии, освоил полный курс артиллерийского училища. Григорьев прошел всю войну, начав с должности командира батареи, завершил ее командиром отдельной артиллерийской батареи. После войны требовались кадры для военной науки, и Григорьев был отозван в Москву на должность старшего научного сотрудника штаба артиллерии. Ему предстояло оценить новый тип оружия – ракеты дальнего действия. Не секрет, что все космические разработки так или иначе были связаны с военно-промышленным комплексом. И если космодром Байконур считался «гражданским», у него был и военный «близнец» – космодром Плесецк. Здесь отрабатывались пуски межконтинентальных ракет, самого грозного советского оружия.

Именно Григорьеву было поручено строительство и создание второго космодрома. В январе 1957 года было принято решение о создании нового военного объекта с условным названием «Ангара». Это было первое в советской армии ракетное соединение, на вооружении которого находились межконтинентальные баллистические ракеты Р-7 и Р-7А. А его первым командиром стал Михаил Григорьев, к тому времени дослужившийся до генеральских погон. Летом 1959 года был совершен первый успешный пуск межконтинентальной ракеты, а уже в декабре того же года боевая стартовая станция заступила на боевое дежурство. Именно поэтому с именем Григорьева связывают создание нового рода войск – РВСН (Ракетные войска стратегического назначения).

Большое место в работе Михаила Григорьева занимали вопросы освоения космоса в интересах Вооруженных Сил и народного хозяйства. В течение девяти лет он был председателем Государственной комиссии по испытаниям ракетно-космического комплекса «Алмаз» с орбитальными пилотируемыми станциями «Салют-2», «Салют-3», «Салют-5», руководил полетами космонавтов на кораблях «Союз-14», «Союз-15», «Союз-21», «Союз-23» и «Союз-24». Его вмешательство неоднократно требовалось при решении сложнейших проблем повышения надежности и совершенствования ракетно-космической техники. Он заслуженно считался одним из виднейших специалистов в этой области.

Особым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (с грифом «Совершенно секретно») от 13 ноября 1967 года за создание автоматизированного ракетного комплекса с тяжелыми межконтинентальными ракетами Михаил Григорьев был удостоен Ленинской премии в области специального машиностроения. Известно, что ему принадлежит авторство почти 300 изобретений и улучшений, связанных с космонавтикой и ракетной техникой. Но поскольку большинство разработок в этой сфере до сих пор остаются засекреченными, только специалисты знают, какие именно идеи Григорьева работают на орбите и в военных баллистических ракетах. Михаил Григорьев вырастил троих сыновей, все они также стали офицерами-ракетчиками.

Нашего великого земляка не стало в 1981 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище, а имя Михаила Григорьева внесено в международную энциклопедию «Космический мемориал».

В честь знаменитого земляка, 22 октября 2017 года, на фасаде СОШ № 5 им. Л.Н. Гумилева города Бежецка, прошло торжественное открытие мемориальной доски – памяти Михаила Григорьевича Григорьева.

Источник: https://tver.mk.ru/social/2019/10/30/k-zvezdam-kak-tverskie-vklad-v-osvoenie-kosmosa-sdelali.html

Фото из открытых интернет - источников.