1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира

Книжная выставка

Святой равноапостольный князь Владимир Святославович - Креститель Руси

Владимир I Святославич (ок. 960 — 15 июля 1015) —
киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.
Владимир Святославич
 
Владимир (древнее Владимер) Святославич - великий князь Киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши , ключницы княгини Ольги. Традиционная история княжения Владимира, покоящаяся на "Повести временных лет" (начало XII в.), такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде (970). После смерти Святослава (972) произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде , дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. В 981 г. Владимир покоряет червенские города, в 982 г. идет на вятичей, в 983 г. - на ятвягов, после чего гибнут в Киеве варяги-христиане, отец и сын (отец отказался выдать сына в жертву богам) В 984 г. - поход на радимичей, в 985 г. - поход на болгар, не известно каких - волжских или дунайских. В 986 г. явились к Владимиру послы-миссионеры: болгаре-магометане, хозарские евреи, "немцы" от папы и грек-"философ". Только последний заронил в душу Владимира семена христианства. По совету бояр и старцев, Владимир отправил посольство для испытания вере; лучшей оказалась греческая. Бояре и старцы, руководясь примером Ольги , посоветовали Владимиру креститься (987). Владимир пошел войною на Корсунь (Херсонес в Крыму), осадил и взял город. На требование у императоров руки их сестры, царевны Анны, они ответили Владимиру согласием, под условием крещения. По прибытии царевны, Владимир крестился в Корсуни; затем разрушил в Киеве идолов и крестил киевлян (988). После крещения Владимир совершил еще несколько походов, успешно отбивался от печенегов, строил против них города. Как христианин, Владимир заботился о просвещении (ему приписывается основание первой школы) и о построении церквей, даровав одной из них десятину (996). Владимир не казнил "разбойников", "боясь греха". Но "епископы" посоветовали, и Владимир установил казнь, скоро, однако, вновь замененную вирой. Владимир разослал по областям сыновей. Один из них, Ярослав Новгородский , отложился. Владимир готовился к походу на сына, но заболел и умер 15 июля 1015 г. Насколько Владимир до крещения был ярым язычником (обновление культа, человеческая жертва) и женолюбцем (5 жен, 800 наложниц), настолько после крещения он является образцом князя-христианина. Его щедрость сказывалась в богатейших пирах и обильной милостыни. Такова традиция, ученая разработка и критика которой свелась к разбору известий летописи по существу, к сопоставлению их с известиями других русских источников, свидетельствами иностранцев (византийцев, арабов, одного армянина, западноевропейцев, исландской саги), данными былин; были выяснены состав и источники летописного предания. Результаты этой работы, в общем, следующие. Владимир вступил на киевский стол в 978, а не в 980 г. Известия о варягах и о Рогнеде сомнительны; жертвоприношение отрока-варяга относится к первым месяцам княжения Владимира; оно, быть может, является выдумкой летописца (мнение Костомарова , не разделяемое большинством ученых). Легенда о женолюбии Владимира, являясь позднейшей вставкой в древнейший летописный свод (Шахматов ), не подтверждается другими известиями и не правдоподобна; она составлена по аналогии с библейской историей Соломона и для оттенения контраста с последующей христианской жизнью Владимира (Костомаров, Голубинский ). В обновлении языческого культа иные ученые (Соловьев , Завитневич ) видят результат реакции язычества против христианских тенденций и терпимости времен Ярополка. Другие признают и в этом известии преувеличение. Главной темой ученых изысканий является крещение Руси. Известие о приходе посольства является, по-видимому, отдельным сказанием, входившим, по Шахматову, в древнейший летописный свод. Самое содержание речей послов и Владимира признается измышлением автора сказания; голый факт прихода послов одними отвергается как неправдоподобный (Костомаров), другими признается возможным (Голубинский, Соловьев) и ставится в связь с политическим положением Восточной Европы и Передней Азии (Завитневич). Речь "философа" одни считают переводом речи миссионера, большинство - позднейшей компиляцией. Известие об испытании вер, подвергнутое уничтожающей критике по существу (Голубинский, Костомаров), признается позднейшей вставкой в древнейший свод (Шахматов). Автором его мог быть грек. Сохранившееся греческое известие о приходе из Руси послов в Царьград для испытания вер, на которое ссылался Карамзин , оказывается поздним измышлением (Голубинский). Согласно древнейшему своду (в реконструкции Шахматова), Владимир крестился в Киеве после проповеди философа (987). Этот взгляд известен и составителю "Повести временных лет", который предпочел так называемую "Корсунскую легенду", повествовавшую о крещении Владимира в Корсуни, и внес ее в "Повесть". В пользу крещения Владимира именно в Киеве и в 987 г. говорит многое. Поход на Корсунь долго оставался необъяснимым. Костомаров отвергал его, но неосновательно. Объяснение Карамзина - Владимир шел "завоевать веру" - несостоятельно; немногим лучше объяснение Голубинского - Владимир пошел в поход, чтобы добыть иерархию и цивилизаторов Руси. Объяснение, по-видимому, дают греческие дела. В конце 987 г. в Византии восстал против императоров полководец Варда Фока, едва не овладевший престолом. Императоры заключили союз с Владимиром на условии присылки Владимиром вспомогательного отряда и выдачи за него замуж царевны Анны, после принятия им христианства. Вот это последнее условие (принятие христианства) является как будто единственным существенным противоречием гипотезе о крещении Владимира уже в 987 г. Можно думать, что осада и взятие Корсуни были вызваны отказом императоров исполнить условие о браке Владимира и Анны, а самая осада относится к 989 г. При этом барон Розен относит крещение ко времени после взятия Корсуни, а Васильевский - к 987 г. Истолкование причин перехода Владимира в христианство вызвало среди ученых полемику. Слабо объяснение митрополита Филарета - покаянное настроение братоубийцы и развратника Владимира. Недостаточно объяснение Соловьева - бедность и бессодержательность язычества. Одними причинами, по-видимому, были тесная связь Руси и Византии, постепенное проникновение христианства в русское общество, образование в Киеве влиятельной христианской общины; лично на Владимира влияли впечатления детства (княгиня Ольга), может быть, общение с женами христианками (Голубинский). Повенчавшись с царевной, Владимир привез из Корсуни в Киев священников, книги, утварь. Крещение киевлян произошло в 989 или 990 г., может быть, по внешней обстановке так, как рассказано в "Повести". Несомненно, новая вера встречала некоторое сопротивление, о котором молчат источники. Только про Новгород мы знаем из так называемой летописи Иоакима , что там дело не обошлось без вооруженной борьбы. Христианство распространялось в Руси при Владимире медленно. Существовали ли при нем русские митрополиты - вопрос нерешенный. Другие известия о времени Владимира большею частью достоверны, хотя не лишены легендарных подробностей и создались под влиянием народных преданий и песен. Эпоха Владимира была временем большого культурного развития Киевской Руси, но следы его в источниках скудны. Личность Владимира далеко не выяснена. Одни считают его гением, Петром Великим древней Руси, ставят его даже выше Петра; другие отрицают в нем черты гениальности. У Владимира были сыновья: Вышеслав , Изяслав, Ярослав, Всеволод , Мстислав , Станислав, Святослав, Борис , Глеб , Позвизд, Судислав; двенадцатый, Святополк, был собственно сыном Ярополка. - Источники. "Полное Собрание российских летописей", главным образом, тома I - III и VIII. Другие источники изданы наиболее доступно Голубинским ("История русской церкви", I, 1). Важное письмо западноевропейского миссионера Брунова напечатано Гильфердингом в "Русской Беседе" (1856, № 1). Литература громадна. Хорошей библиографии нет. см. А.А. Шахматов "Розыскания о древнейших русских летописных сводах" (СПб., 1908; здесь напечатан гипотетический древнейший летописный свод 1039 г. в редакции 1073 г.); его же "Корсунская легенда" ("Сборник в честь Ламанского", т. II); Завитневич "Владимир святой как политический деятель" ("Владимирский сборник"; Киев, 1888); Костомаров "Предания первоначальной русской летописи" ("Монографии", т. XIII); Васильевский "Труды", издание Академии Наук, тома I - II; Бар. Розен "Император Василий Болгаробойца". Новейшие работы Н.К. Никольского и М.Д. Приселкова еще не опубликованы. Алексий Елачич.

Источник: http://enc-dic.com/biography/Vladimir-Svjatoslavich-Drevnee-Vladimer-2933.html

Повесть временных лет [Текст] / [сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д. С. Лихачева] // Изборник : (сборник произведений литературы Древней Руси). – Москва, 1969. – С. 28-91.

"Изборник" включает в себя лучшие образцы письменных памятников Древней Руси от "Повестей временных лет" (XI в.) до первых светских повестей XVIII в. В этих произведениях отразились героические и трагические страницы отечественной истории.
Повесть временных лет, древнерусский летописный свод нач. XII, вявляется главным источником сведений о Владимире Святославиче.  Повесть объединяет летописные заметки и ранние житийные предания о князе.
Место хранения: абонемент, читальный зал.

Владимир Святославич [Текст] / науч.-ред. совет: Ю.С.Осипов [и др.] // Большая Российская энциклопедия : в 30 т. Т. 5 : Великий князь – Восходящий узел орбиты. - Москва, 2005. – С. 435-437.

Владимир Святославич : [о великом князе Киевском] [Текст] / [сост. П. Каллиников, И. Корнеева] // Русский биографический словарь : в 20 т. Т. 4 : В. – Москва, 1999. – С. 344-348.

Владимир (Василий) Святославич [Текст] / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Православная энциклопедия, Т. VIII: Вероучение – Владимиро-Волынская Епархия. - Москва, [2004]. – С. 690-718.

Анисимов, Е. В. Владимир красно солнышко. Крещение Руси [Текст] / Е.В. Анисимов // Древняя Русь : Рюриковичи : [школьный путеводитель. – Санкт-Петербург, 2010]. – С. 18-25.

Около восьмисот лет Россией правила династия Рюриковичей – потомков варяга Рюрика. За эти столетия Россия стала европейским государством, приняла христианство, создала самобытную культуру. Разные люди сидели на русском троне. Среди них были выдающиеся правители, думающие о благе народов, но много было и ничтожеств. Из-за них к XIII веку Русь распалась как единое государство на множество княжеств, стала жертвой монголо-татарского нашествия. Лишь с большим трудом возвысившаяся Москва к XVI веку сумела создать государство заново. Это было суровое царство с деспотичным самодержцем и молчащим народом. Но и оно пало в начале XVII века...
Для среднего и старшего школьного возраста.
Место хранения: читальный зал.

Бутромеев, В. Великая Россия [Текст] / Владимир Бутромеев. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 304 с. : цв. ил., портр. - (Классика в иллюстрациях) (Мир в картинках).

Книга "Великая Россия" - это цельное и внутренне единое изложение истории нашей страны от Новгородской, Киевской, Владимирской и Московской Руси до Российской империи. Изложение идет через важнейшие события и судьбы исторических деятелей, олицетворяющих своими трудами, подвигами и именами народ и тысячелетнее государство. Все, кто прочтут эту книгу, яснее и образнее представят себе наше великое прошлое, чтобы с большей надеждой посмотреть в свое будущее. Книга проиллюстрирована произведениями русской классической живописи.
Несколько глав книги посвящено Владимиру Святославовичу.
Место хранения: читальный зал.

Вилков В. Владимир Святославович (Святой) [Текст] / В. Вилков, Ю. Степанов // Все правители России : новейшая версия. – Росто-на-Дону, 2012. – С. 37-48.

Знание родной истории, память о жизни и делах ее наиболее заметных личностей – одно из величайших завоеваний человеческого разума, который стремится извлечь уроки из прошлого.
Россия – страна с богатым прошлым. Ее правители – неординарные, сильные личности. У каждого из них своя судьба, но все они вложили свою душу в свою страну.
Воины, дипломаты, философы... Они все разные, но в их жизни было главное – служение своей стране. Каждый понимал это по-разному. Деятельность каждого из них ценна для становления русской государственности.
На протяжении многих веков под руководством князей, царей и императоров происходило формирование российского государства и русского народа…
Место хранения: абонемент.

Ишимова, А. Первое разделение Руси и крещение Владимира [Текст] / Александра Ишимова // История России. – Москва, [2009]. – Гл. 4. – С. 16-17.
Ишимова, А. Владимир и сын его Ярослав I [Текст] / Александра Ишимова // История России. – Москва, [2009]. – Гл. 1. – С. 20-24.

История России ("Сокращенная русская история") детской писательницы и педагога Александры Осиповны Ишимовой – уникальный памятник отечественной историографии XIX века.
Современники утверждали, что Ишимова обладала "неподражаемым даром привлекать к себе сердца детей и родителей". О ее творчестве высоко отзывались А.С.Пушкин и В.Г.Белинский.  "ИСТОРИЯ РОССИИ" охватывает тысячелетний период – с середины IX по середину XIX века.
Написанная прекрасным языком, она адресована детям среднего и старшего школьного возраста, но, несомненно, вызовет интерес и у взрослых читателей. Богатый иллюстративный материал (около 600 ил.) делает ее бесценным пособием по отечественной истории.
Место хранения: читальный зал.

Костомаров, Н. И. Князь Владимиръ Святой [Текст] / Н.И. Костомаров // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Кн. 1, Вып. 1-3. – Москва, 1990. – Гл. 1. – С. 1-7.
Место хранения: читальный зал.

Костомаров, Н. И. Господство дома Св. Владимира : русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей [Текст] / Н.И. Костомаров. – Москва : Военное издательство, 1993. – 766, [2] с.
Место хранения: читальный зал.

Костомаров Николай Иванович (1817-1885) – историк, этнограф и писатель. В книгах на основе летописей, фольклора рассказывается о событиях X-XVII вв., воссоздаются образы выдающихся людей Древней Руси, живших во времена правления Рюриковичей. Книга "Господство дома Св. Владимира" печатается по изданию 1873-1874 гг., впервые выходит в современной орфографии. 

Кравченко, С. И. Князья и цари. [Текст] / Кравченко Сергей. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 34-38.

Роман-хроника охватывает период русской истории от основания Руси при Рюрике до воцарения Михаила Федоровича Романова (862-1634). Читателя ждет новый нетривиальный ракурс изображения хрестоматийных персонажей истории, сочный бытовой язык, неожиданные параллели и аналогии. В романе практически отсутствуют вымышленные сюжетные линии и герои, он представляет собой популярный комментарий академических сведений.
Роман является частью литературно-художественного проекта «Кривая Империя» в сети INTERNET.
Главы "Владимир", "Восход красного солнца", "Крещение Руси" посвящены Владимиру Святославовичу.
Место хранения: абонемент.

Кузьмин, А. Г. Крещение Киевской Руси [Текст] / Аполлон Кузьмин. - Москва : Алгоритм, 2012. - 269, [3] с. : ил. - (Киевская Русь).

Аполлон Григорьевич Кузьмин (1928–2004) – историк, публицист, автор работ о происхождении Древней Руси. Занимал позиции антинорманизма. Яркий ученый, он, обращаясь к самым острым вопросам русской истории, умел находить в них ранее незамеченное, убедительно отстаивал подлинность «Слова о полку Игореве» и «татищевских известий» в «Истории Российской с самых древнейших времен» В.Н. Татищева. В данной книге А.Г. Кузьмин выдвинул принципиально иную версию крещения Руси, в которой на передний план выходят кирилло-мефодиевская традиция, арианство.

Курганов, В. Владимир Святославич [Текст] / Валерий Курганов // Рюриковичи : исторические портреты. – Москва, [2011]. – С. 150-177.

«Исторические портреты» рассказывают о наиболее известных представителях династии Рюриковичей, правивших на Руси почти семь с половиной веков. Автор опирается на труды отечественных и зарубежных ученых, работавших с оригинальными документами, летописными источниками и результатами археологических раскопок. События русской истории сопоставляются с событиями, одновременно происходившими у европейских и азиатских народов.

Лесной, С. Когда, где и при каких обстоятельствах совершилось крещение Владимира Великого [Текст] / С. Лесной // История руссов. Варяги и русская государственность. – Москва, [2012]. – Ч. 2. – С. 163-185.

Книга посвящена вопросам происхождения Русского государства и его культуры, становления Киевской Руси и возникновения Руси Новгородской, истокам славянской общности, языка и государственности.
Место хранения: абонемент.

Ляшевский, С. Крещение князя Владимира и всей Руси [Текст] / Стефан Ляшевский // История Христианства в земле русской с I по XI век. – Москва, 2002. – Гл. 10. – С. 259-276.

Давно известно, что христианские храмы существовали в Киеве задолго до князя Владимира, но все же, какие именно события положили начало христианству в Земле Русской? Первое крещение Аскольда и его свиты? Крещение киевлян и новгородцев в 988 году? Автор этой книги, протоиерей Стефан (Ляшевский), выдающийся историк и богослов, собрал и систематизировал обширнейший материал о начале христианства в Земле Русской.
Место хранения: абонемент.

Низвержение идолов : [из летописного свода «Повесть временных лет»] [Текст] / [сост. М.А. Федотова, К.М. Королев] // Россия : автобиография. – Москва : Санкт-Петербург, 2009. – С. 50-52.

Эта книга, как и положено автобиографии, состоит из свидетельств очевидцев. Из этих материалов становится совершенно ясно - пожалуй, никакая другая страна земного шара не имеет столь трагичной истории. И все же, вопреки всем испытаниям, Россия всякий раз выживала и ее история, неоднократно грозившая оборваться, продолжалась - и продолжается по сей день.

Перхавко, В. Б. Владимир Святой [Текст] / В.Б. Перхавко, Е.В. Пчелов, Ю.В. Сухарев // Князья и княгини русской земли IX-XVI вв. – Москва, 2002. – С. 54-61.

В книге в научно-популярной форме на примере жизни и деятельности известных лиц из княжеской среды – от легендарных киевских князей Аскольда и Дира до московского великого князя и государя всея Руси Василия III – раскрываются интереснейшие события и сюжеты прошлого Российского государства с древнейших времен и до начала XVI в. Читателю предоставляется возможность ознакомиться с жизнеописаниями знаменитых великих князей из династии Рюриковичей: Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и др..
Место хранения: абонемент.

Путилов, Б. Благоверный князь Владимир Святославич, креститель Руси (?/980-1015) [Текст] / Борис Путилов // Древняя Русь в лицах : Боги, герои, люди. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 238-249.

Книга "Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди" представляет собой своеобразную энциклопедию мифологии, эпоса и истории допетровской России. Выдающийся филолог-фольклорист и этнограф, профессор Б. Н. Путилов (1919-1997) собрал уникальный материал, который позволяет читателю познакомиться с основными персонажами народных верований языческой (верховными божествами, существами низшей демонологии) и христианской (Богородицей, ангелами, наиболее почитаемыми православными святыми) Руси; с известными героями устного (былин, баллад, песен) и книжного (Ярославной, Бояном, Дракулой, Фомой да Еремой и др.) эпоса; с прославленными деятелями древнерусской культуры и государственности (князьями, царями, просветителями, подвижниками веры, иконописцами и др.). За бронзой и лаком исторического благоговения автор обнаруживает живые человеческие характеры. Читатель получает возможность внимательнее вглядеться в лица и лики Древней Руси, узнать об ее искусстве, культуре, политике.

Торопцев, А. П. Киевская Русь [Текст] : исторические рассказы / А. Торопцев ; худож. И. Дзысь [и др.]. – Москва : Росмэн, 2000. – 141, [3] с. : ил., карт. – (От Руси к России).

Книга рассказывает об основных событиях в истории Руси после принятия крещения, о знаменитых русских удельных князьях, об их ссорах между собой и походах против общего врага - половцев, а позднее - полчищ Батыя. Завершают период междоусобиц победы над шведами и немцами князя Александра Невского.
Для младшего и стреднего школьного возраста.