Краеведческий дайджест. 2021

Утраченные храмы Бежецкого района. Юбилейные даты постройки.

Церковь Ильи Пророка - с. Ивашково (Сукроменское сельское поселение Бежецкого района).


Церковь Ильи Пророка 1994 год 
Источник: https://sobory.ru/article/?object=23576
Расположена в стороне от села, на невысоком холме среди полей, на берегу р.Остречина.

Построена в 1889-1896 гг. на средства прихожан, вероятно, по проекту тверского губернского архитектора К.К. Гельбига, наблюдавшего за сооружением храма и автора пояснительной записки к проекту.


Церковь Ильи Пророка 2018 год 


Церковь Ильи Пророка 2018 год 

 

Имела два престола: главный холодный - Пророка Илии, придельный теплый - Святой Великомученицы Екатерины.

Церковь поставили на земле, пожертвованной Алексеем Никитичем Татищевым, неподалёку от деревянного храма 1796-97 гг. (не сохранился).

К настоящему времени утрачено шатровое завершение колокольни, иконостасы и значительная часть росписей.
Здание кирпичное, оштукатуренное, с цоколем из гранитных тесаных валунов.
Характерный для тверской провинциальной архитектуры периода эклектики тип сельской приходской церкви в русском стиле.

На своде и стенах храма фрагментарно сохранилась позднеакадемическая масляная живопись нач. 20 в., написанная по широко распространённым образцам.

Свод занимает традиционная композиция, изображающая Новозаветную Троицу в окружении херувимов и семи стоящих архангелов с соответствующими атрибутами. Западная грань - находилась несохранившаяся ныне композиция "Лепта вдовицы". На северной и южной гранях - соответственно изображены сцены "Омовение ног" и "Христос в доме Марфы и Марии". На стенах четверика в простенках помещены круглые медальоны с русскими святыми. Орнаменты тёплых охристых тонов практически не сохранились...

По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - .- (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006. – 742 с. : ил.
 


Церковь Ильи Пророка. Фреска "Христос в доме Марфы и Марии"

Церковь Ильи Пророка. Фреска "Омовение ног"

Источник фото 2, 3, 4, 5: https://vk.com/album-110924378_252428323)


Осенью 2020 года в Тверской области побывала команда телеканала "Кухня ТВ" и гастрономический эксперт, журналист, фуд блогер, Почётный член гильдии шеф-поваров Российской Федерации - Ника Ганич.
Они презентовали проект «География на вкус», с которым «Кухня» приехала в нашу область.
Тверская область станет третьим в России регионом (после двух столиц), где будет создан гастрономический гид.

Презентация гастрономического гида по Тверской области состоится в конце марта 2021 в Твери, место проведения ещё пока остаётся неизвестным.

  • В дополнение к статье предлагаем вам интересный материал о гастрономических предпочтениях русских поэтов Н.С.Гумилёва и А.А.Ахматовой.

 

Ника Ганич — известный тележурналист, который специализируется на гастрономической тематике. На «Кухне ТВ» она ведет авторские проекты уже более 8 лет. Очередной интересный проект — создание путеводителей, включающих особенности кухни той или иной территории, объекты питания региона, фирменные рецепты. Есть уже Москва, Петербург, Латвия, Эстония.

Теперь такой путеводитель появится в Тверской области.

Как писала пресса, Ника Ганич и ее команда побывали в Весьегоньске, Бежецке, Кимрах, Кашине, Калязине и туристическом кластере Завидово, Ржеве, Старице, Осташкове, Торжке, Лихославле, и, конечно, Твери.

Ника Ганич, являющаяся почетным членом Национальной Гильдии шеф-поваров России, и ее команда отобрали лучшие рестораны и кафе, опираясь на опросы и рейтинги, мнения и рекомендации, а затем лично посетили каждое место. Наряду с ресторанами и модными кофейнями, в путеводителе представлены фермы, объекты гастротуризма, базы отдыха с интересными гастрономическими концепциями.

Раздел о каждом регионе будет включать подробную информацию о туристических маршрутах и знаковых достопримечательностях.

Презентация гастрономического гида по Тверской области состоится в конце марта 2021 в Твери, место проведения ещё пока остаётся неизвестным.

Если верить средствам массовой информации, то команда "Кухна ТВ" побывала и в Бежецке, но, даже если это и действительно так, нам остались неизвестны те места, которые они посетили. А вам?

Источник: https://vk.com/@tptver-nika-ganich-o-tverskih-dorogah..

 

Гастрономические предпочтения Николая Степановича Гумилёва.

Ирина Владимировна Одоевцева (псевдоним, настоящее имя Ираида Густавовна Гейнике,  русская поэтесса и прозаик):

«Гумилев очень любил сладкое. Он мог «ликвидировать» полфунта изюма или банку меда за один вечер, весь месячный академический паек.
– Я не только лакомка. Я едок-объедало, – с гордостью говорил он. – Я могу один съесть целого гуся. <…>
Аппетит у него действительно был большой. Когда через год (в 1920 г.) открылись «нелегальные» столовые, мне часто приходилось присутствовать при его «пантагрюэлевских трапезах».
– Приглашаю вас, – говорил мне Гумилев, выходя из Студии, – на пантагрюэлевскую трапезу, – и мы шли в маленькую темную квартиру на Фурштадтской, ничем не напоминавшую ресторан.
В двух комнатах, спальне и столовой, стояли столы, покрытые пестрой клеенкой. Вид широкой кровати со взбитыми подушками, по-видимому, не портил аппетита посетителей – в спальне обедающих бывало больше, чем в соседней столовой.
Гумилев обыкновенно усаживался в столовой, в конце стола.
Усевшись, он долго и основательно изучал меню, написанное на клочке оберточной бумаги, потом, подозвав хозяйку, заказывал ей:
– Борщ. Пирог с капустой. Свиную отбивную в сухарях и блинчики с вареньем. С клубничным вареньем.»

Источник: https://biography.wikireading.ru/227285
Фото из свободного доступа ресурса Интернет

 

5 любимых блюд Анны Ахматовой.


Застолье с А. Ахматовой

Известную поэтессу современники знали, как радушную хозяйку. Она любила собираться за столом, однако в еде была неприхотлива, вела аскетичный образ жизни и ела понемногу. Иногда Ахматова могла вела себя равнодушно по отношению к еде: могла угощать друзей слабым чаем с обычным печеньем и питаться одними овощами. Но любила и побаловать себя чем-нибудь вкусненьким!
Вот любимая еда и напитки, которые часто появлялись на столе Анны Андреевны Ахматовой.

Тушеные грибы
Поэтесса любила выходить поутру за грибами, а потом тушить их в луке и сметане с добавлением перчика. Последние годы Ахматовой прошли в Комарове, где в теплые месяцы она часто совершала прогулки в лес. Гуляла одна и «с тихой охоты» возвращалась не с пустыми руками. Современники, бывавшие в гостях у Ахматовой, упоминали это в своих мемуарах. 
Близкий друг поэтессы Сильва Соломоновна Гитович рассказывала о своих утренних походах в лес, где набирала целую корзинку грибов, а затем тушила их особенным способом, так, как любила Анна Ахматова: с луком, сметаной и перчиком. «Вы меня балуете, — кокетливо растягивая слова, говорила она, — грибы прелестны».

В очерках историка Ильиной Натальи Иосифовны также упоминаются кулинарные предпочтения Анны Ахматовой: «С веранды раздавались голоса, а из кухни – шипение жарившихся грибов, и вот их прямо на сковороде поставили на стол».

Яблочный пирог
Ахматова любила выпечку, особенно пироги. В воспоминаниях ее подруги Вечесловой Татьяны (артистка балета и балетный педагог, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова), однажды она шла к ней в гости и не нашла цветов. Взамен взяла в кулинарии кулебяку, и Анна Андреевна «по-детски искренне обрадовалась пирогу».
Начинка могла быть любая – грибы, капуста – но поэтесса предпочитала яблокам. Свой любимый яблочный пирог Ахматова готовила с добавлением сметаны (и в тесте, и в начинке) и чернослива, вымоченного в алкоголе. Для теста использовала муку и сливочное масло, начинку замешивала из яблок, сухофруктов, яиц, ванильного сахара и сливочного масла.

Пшённая каша с тыквой
Как-то раз Ахматова призналась своей соседке по коммунальной квартире, что очень любит это простое блюдо. И эти теплые искренние воспоминания соседка – Анна Анаксагорова – задокументировала в своих мемуарах:
Напротив наших окон стояла овощная палатка. Но перед ней всегда очередь. Однажды А. А. кричит: «Анна Константиновна, скорей бегите! Нет очереди». Побежала, купила тыкву. Сварила кашу «по всем правилам искусства», поставила в духовку и говорю Ане Каминской: «Мне надо уехать, а ты посмотри, готова ли каша. За «работу» можешь попробовать». Приезжаю вечером домой и вижу пустую кастрюлю. Объяснение: «Было так вкусно, что забыли вам оставить…»

Картошка с квашеной капустой
По заверениям другой частой гостьи поэтессы, писательницы Наталии Роскиной, на стол редко ставилось что-то, помимо вареной картошки с квашеной капустой. Этой же нехитрой закуской иногда сервировали стол к приходу гостей: водка, селедка, квашеная капуста и отварной картофель.
Бычки в томатном соусе
Ахматова была скромна и не умела готовить, у плиты стояла редко. Поэтому она предпочитала простые доступные закуски, их же и подавала на стол. Михаил Ардов ( русский писатель, публицист и мемуарист; клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей)  вспоминал, как перед приходом гостей она просила его сходить в гастроном и говорила:
«Купи, пожалуйста, ветчины, хлеба, сыра и… (Анна Андреевна, немного стесняясь, опускала глаза) баночку бычков в томатном соусе». Эти консервы были её излюбленным лакомством.
Чего-нибудь покрепче
Тот же Ардов вспоминал, что когда он стал старше, Ахматова просила купить для гостей бутылочку водки. 
Виталий Яковлевич Виленкин - советский и российский театровед, историк театра, литературовед и переводчик. Доктор искусствоведения:
«Помня о запретах врачей, я, бывало, не ставил на стол заранее никаких графинов и не без страха спрашивал у нее, что она будет пить, в надежде, что она скажет: «вино» или «ничего». Но ответ бывал всегда один и тот же: «Рюмку водки, если она у вас есть». И таким же неизменным был ее первый тост, которым она перебивала мой за нее: «Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились». От этого тоста становилось уютно. Больше двух-трех рюмок она никогда не пила.»

По материалам с сайта: https://zen.yandex.ru/media/id/5fb2b4019d1a007b566cda2d/5-liubimyh-bliud-anny-ahmatovoi-6023c8bbd6ee5732498b0803

Фото с сайта: https://zen.yandex.ru/media/id/5fb2b4019d1a007b566cda2d/5-liubimyh-bliud-anny-ahmatovoi-6023c8bbd6ee5732498b0803



 

В 2021 году исполняется 255 лет со дня переиме нования Городецко в Бежецком Верхе в город Бежецк.

Это произошло при административной реформе Екатерины II в 1766 году.

В фондах библиотеки хранятся книги, рассказывающие об истории возникновения нашего города, его культурном и социальном развитии, иллюстрированные прекрасными историческими фотографиями из архивов, музейных и частных коллекций.

Все издания представлены на абонементе нашей библиотеки. Приглашаем к прочтению!

 

 

 



 

Утраченные храмы Бежецкого района.  Юбилейные годы постройки.


Церковь Рождества Богородицы, 1977 г. (из свободного доступа ресурса Интернет)


Церковь Рождества Богородицы 90-е годы (из свободного доступа ресурса Интернет)​


Церковь Рождества Богородицы 1995 г. после обрушения верхнего восьмёрика храма (из свободного доступа ресурса Интернет)


Церковь Рождества Богородицы, 2019 г. ( страница https://vk.com/wall-117902151_2572)​

Дрюцково - церковь Рождества Богородицы

Богородицерождественская церковь, постройки 1786-1788 года, строилась на средства прихожан вместо прежнего деревянного храма (1671) того же наименования. Церковь деревянная, престола три: холодный - Рождества Пресвятой Богородицы, теплые: правый Святого Пророка Илии, левый Отрады и Утешения Божией Матери.

Расположена в центре села, у дороги Тверь-Бежецк, к которой обращена южным фасадом.

Первоначально с юга и севера к четверику храма примыкала галерея-паперть, а трапезная была равна храму по ширине и сообщалась с ним проёмом с гранёной перемычкой.
В 1825 г. переделана кровля и устроена новая глава.
В 1882 г. вместо разобранной трапезной сооружена существующая, более широкая трапезная, где помимо Ильинского был устроен придел Отрады и Утешения Богоматери, а также выстроена колокольня.
В 1912 г. выполнен проект новой колокольни, но был ли он осуществлён неизвестно.
Верхние ярусы колокольни разобраны до 1970-х годов.
Зимой 1992-93 гг. обрушился верхний восьмёрик храма. Его венчал глухой барабан с вазообразной главкой на фигурном основании из металлических волют.
В настоящее время почти утрачена полностью масляная живопись в храме (возможно, 1847 г.), выполненная по холсту в духе классицизма. В колорите преобладали тёмные коричневые, глубокие красные и синие тона.
На перекрытии в центре был изображён Саваоф, на восточной грани - Богоматерь с покровом.
На стенах четверика располагались редчайшие по своим сюжетам композиции на тему "Десять заповедей".
Полностью утрачен четырёхъярусный резной иконостас в пышных формах эклектики.
В 1993 г. выполнен эскизный проект реставрации памятника (ТМА архит. А.И. Кустова) в двух вариантах - на первоначальный облик и на время его перестройки в 1882 г. (ни один не осуществлён).
Здание рублено из брёвен, четверик - с остатком, остальные - без остатка.
Один из замечательных деревянных ярусных храмов Тверской области последней четверти 18 в., несмотря на утрату верхних объёмов, представляет большую художественную ценность...

По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - .- (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006. – 742 с. : ил.

 

 

 

 

 



 

Сюжетные экслибрисы из коллекции Сергея Дмитриевича Умникова.

 

Прекрасный образец сюжетных экслибрисов, ярко отражающий интересы его владельца, предоставленные нашей библиотеке http://cgiahmatova.ru/sample-page/ekspozitsiya-tsarsk.. (из коллекции Сергея Дмитриевича Умникова)

Мы благодарим Царскосельскую гимназию искусств имени Анны Андреевны Ахматовой http://cgiahmatova.ru/sample-page/ekspozitsiya-tsarsk.. и Елену Владимировну Абарову, которая уже не в первый раз присылают нам великолепные фотографии для нашего сайта и наших социальных сетей.

 

Экслибрис из книги музейно-литературного центра "Дом поэтов" в селе Градницы Бежецкого района.

--------------------------------------

Экслибрис из книги Д.В. Куприянова, тверского краеведа.

Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом.

Среди художественных экслибрисов различают:
- гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков. В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов;
- вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
- сюжетные, которые стали наиболее популярными в XIX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.

Экслибрисы представляют собой как отдельное направление собирательства, так и признак, увеличивающий стоимость антикварной книги, зачастую многократно. Принадлежность книги известному владельцу существенно влияет на спрос.