125 лет со дня рождения Бориса Пастернака

15 февраля в Бежецкой центральной библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся 

музыкально-поэтический вечер 
"Чтобы вовек твоя свеча во мне горела..."

125 лет со дня рождения поэта, прозаика и переводчика,
лауреата Нобелевской премии по литературе
Бориса Леонидовича Пастернака
/1890 - 1960/

Электронный читальный зал предлагает
виртуальную выставку
книг из фонда библиотеки о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака.
«Он  награжден каким - то вечным  детством,  
Той  щедростью и зоркостью  светил, 
И вся земля была его наследством.
А он ее со всеми разделил».
                             Анна Ахматова

 

Книги из фонда библиотеки
о жизни и творчестве Бориса Леонидовича Пастернака


Выставка на абонементе библиотеки.

 

Альфонсов, В. Н. Поэзия Бориса Пастернака / В. Альфонсов. – Ленинград : Советский писатель, 1990. – 366, [2] с. : портр.

Глубокая и яркая книга известного литературоведа В.Альфонсова рассматривает поэтическую систему Пастернака в ее неповторимом своеобразии и тесных связях с русской и мировой культурой. Содержит много ценных наблюдений над поэтикой писателя. Адресована читателям, которые серьезно интересуются великой русской поэзией первой половины XX века.
Одна из первых советских книг о Борисе Пастернаке, вышедшая к 100-летию со дня рождения поэта.

 

Быков, Д. Л. Борис Пастернак / Дмитрий Быков. – Москва : Молодая гвардия, 2007. – 892, [4] с. – (Жизнь замечательных людей ; вып. 1050).

Эта книга – о жизни, творчестве – и чудотворстве – одного из крупнейших русских поэтов XX века Бориса Пастернака; объяснение в любви к герою и миру его поэзии. Автор не прослеживает скрупулезно изо дня в день путь своего героя, он пытается восстановить для себя и читателя внутреннюю жизнь Бориса Пастернака, столь насыщенную и трагедиями, и счастьем.
Читатель оказывается сопричастным главным событиям жизни Пастернака, социально-историческим катастрофам, которые сопровождали его на всем пути, тем творческим связям и влияниям, явным и сокровенным, без которых немыслимо бытование всякого талантливого человека. В книге дается новая трактовка легендарного романа "Доктор Живаго", сыгравшего столь роковую роль в жизни его создателя.

Вильмонт, Н. О Борисе Пастернаке : воспоминания и мысли / Н. Вильмонт. - Москва : Советский писатель, 1989. – 222, [2] с., [8] вкл. л.

В книгу известного литературоведа, исследователя русской и немецкой литературы Николая Николаевича Вильмонта вошли воспоминания и размышления о жизненном и творческом пути Бориса Пастернака, с которым автора книги связывала многолетняя дружба. В своих воспоминаниях Н. Вильмонт не только рассказывает о событиях тех, теперь уже далеких лет, о людях, близких тогда Пастернаку, но и интересно комментирует многие произведения поэта.

 

Вирта, Т. Н. Родом из Переделкино : [история самого закрытого дачного поселка и его обитателей] / Татьяна Вирта. – Москва : Астрель, [2012]. - 318, [2] с., [16] вкл. л.

Татьяна Вирта – дочь знаменитого советского писателя Николая Вирты – все детство и юность прожила в Переделкино. Это не просто знаменитое дачное местечко. Этот поселок, обладающий особым укладом и философией, в свое время был настоящей культурной столицей СССР. Именно там по-настоящему раскрывались те, кто был культурной элитой страны. Чуковский, Кассиль, Фадеев, Пастернак и многие-многие другие. Татьяна Вирта описывает жизнь великих очень просто, по-соседски, что придает мемуарам необыкновенное очарование и искренность. 

 

"Доктор Живаго" Бориса Пастернака : [сборник / сост. Л.В. Бахнов, Л.Б. Воронин]. – Москва : Советский писатель, 1990. – 284, [4] с. : портр. – (С разных точек зрения).

Трагична истории публикации этого произведения Б. Пастернака, которое только через тридцать лет после своего завершения пришло к нашему читателю. Но и сегодня "Доктор Живаго" вызывает наш интерес и споры о герое-интеллигенте, о философии истории, о взаимосвязи автобиографии писателя и его поэтического мира. На этих проблемах скрестились мнения академика Д. Лихачева, писателей и критиков А. Вознесенского, Вл. Гусева, Д. Уринова, Н. Ивановой…

Иванов, Г. Борис Леонидович Пастернак / Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная // Сто великих писателей. – Москва, 2005. – С. 462-469.

Очередная книга серии "100 великих" посвящена писателям. Этот "золотой список" составили как программные имена, так и те, кто только входит в наш культурный обиход – мастера слова, чьи произведения в полном объеме опубликованы лишь в последние годы, а также писатели русской эмиграции и зарубежные литераторы, кого в подцензурные времена представляли в несколько искаженном виде. В книгу включены новые для российских читателей факты, ставшие известными благодаря пришедшей к нам литературе русского зарубежья, новым критическим и мемуарным публикациям.

Иванова, Н. Б. Борис Пастернак : времена жизни / Наталья Иванова. – Москва : Время, 2007. – 459, [5] с. – (Диалог).

Книга "Борис Пастернак. Времена жизни» повествует о жизни и творчестве Бориса Пастернака в их нераздельности: рождение поэта, выбор самого себя, мир вокруг, любовь, семья, друзья и недруги, поиск компромисса со временем и противостояние ему: от «серебряного» начала XX века до романа «Доктор Живаго» и Нобелевской премии. Пастернак и Цветаева, Ахматова, Булгаков, Мандельштам и, конечно, Сталин – внутренние, полные напряжения сюжеты этой книги, являющейся продолжением предшествующих книг – «Борис Пастернак. Участь и предназначение» (СПб., 2000), «Пастернак и другие» (М., 2003), многосерийного телефильма «Борис Пастернак. Раскованный голос» (2006). Книга рассчитана на тех, кто хочет больше узнать о русской поэзии и тех испытаниях, через которые прошли ее авторы.

Иванова, Н. Б. Борис Пастернак : участь и предназначение : биографическое эссе / Наталья Иванова. – [Санкт-Петербург : БЛИЦ, 2000]. – 342, [2] с. – (Русский Pen club).

Это авторская версия жизни и личности Пастернака, реконструкция времени и тврческой и психологической реакции поэта на события этого времени. Это книга без сносок. Не академическое исследование для специалистов. Не подробное изложение биографии с привлечением источников.
Материалы о жизни Пастернака объемны. Каждая деталь его биографии тянет за собою множество связей с "соседями по времени". Включить все данные в одно эссе, даже развернутое, не представлялось возможным, тем более,что Наталья Иванова хотела показать Пастернака в том числе и в "притчах из быта", как он их сам называл: в декорациях той жизни, которой он не толко не гнушался, а более того - находил в ней высшую поэзию. И сочетать это с медленным прочтением его стихов.

Ивинская, О. В. Годы с Пастернаком и без него / Ольга Ивинская, Ирина Емельянова. – Москва : Вагриус, 2007. – 526, [1] с. – (...Судьбы скрещенья)

Свою книгу "Годы с Борисом Пастернаком" Ольга Ивинская завершает словами: "Любимый мой! Вот я кончаю работу, завещанную тобой. Прости меня, что написала так; я не могла и никогда не смогла бы написать на уровне, которого ты достоин... Большая часть прожитой сознательной жизни была посвящена тебе, как будет посвящен и ее остаток..."
В этой книге впервые объединены мемуары О.Ивинской (в сокращенном виде) и ее дочери И.Емельяновой о Борисе Пастернаке. В книгу также вошли воспоминания Ирины Емельяновой об Ариадне Эфрон, о Варламе Шаламове. Впервые публикуются эссе "Парижские этюды" И.Емельяновой и фрагменты из ее "Записных книжек".

Масленикова, З. А. Портрет Бориса Пастернака : [записки скульптора] / Зоя Масленикова. – Москва : Советская Россия, 1990. – 286, [2] с., [8] вкл. л. : ил., портр.

Дневник автора скульптурного портрета Б.Л. Пастернака написан на основе многочисленных бесед с писателем, которые она вела во время работы. Скульптор рассказывает о личности Б.Л. Пастернака, его взглядах на литературу и искусство, о событиях последних двух лет его жизни – публикации романа "Доктор Живаго", присуждении Нобелевской премии, шумном отклике на эти события, исключении из членов Союза писателей.

 

Мир Пастернака : [выставка к "Декабрьским вечерам" в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / [cост. Е.С. Левитин [и др.]. – Москва : Советский художник, 1989. – 204, [4] с.

Перед вами каталог выставки к "Декабрьским вечерам" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Составитель каталога – Е. С. Левитин.
Содержит фотоиллюстрации.

Недошивин, В. Обыкновенный небожитель, или Голгофа Бориса Пастернака / Вячеслав Недошивин // Адреса любви : Москва, Петербург, Париж : дома и домочадцы русской литературы. – Москва, [2014]. – С. 630-665.

Вячеслав Недошивин – журналист, автор книги-путеводителя "Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург". В его новой книге "Адреса любви" – три места действия: Москва, Санкт-Петербург и Париж. Дома и домочадцы русской литературы неразрывно связаны. "Адреса любви" – не учебник по литературе, а уникальный путеводитель.
"Здесь всё выстроено на документальной точности. Кто где жил, бывал, с кем спорил в знаменитых салонах, в кого влюблялся в поэтических кабачках – обо всем этом узнаешь, погружаясь в рассказы, объединившие историю, литературу, биографические загадки и – Географию Великой Поэзии..."

Пастернак, Е. Б. Борис Пастернак : материалы для биографии. - Москва : Советский писатель, 1989. – 685, [3] с. : ил., портр.

Эта книга – первая биография Б.Пастернака, написанная его сыном Е.Б.Пастернаком на основе архивного материала – документов, писем, воспоминаний современников. Она раскрывает перед читателем не только обстоятельства жизни поэта, но и показывает творческую историю создания его произведений.

Пастернак, Е. Б. Борис Пастернак : биография / Е. Пастернак. – Москва : Цитадель, 1997. – 726, [2] с. : ил., портр.

Эта книга – первая биография Бориса Пастернака (1890-1960), написанная его сыном Е.Б. Пастернаком на основе богатейшего архивного материала – документов, писем, воспоминаний современников. Она раскрывает перед читателем не только обстоятельства жизни поэта, но и показывает творческую историю создания его произведений.

 

Прохорова, В. Пастернак и Зинаида Николаевна / Вера Прохорова // Четыре друга на фоне столетия. – Москва, [2012]. – С. 155-204.

Прохорова, В. Елена Сергеевна Булгакова / Вера Прохорова // Четыре друга на фоне столетия. – Москва, [2012]. – С. 205-232.

Вы держите в руках мемуары удивительной женщины, которая создавала их на протяжении всей жизни. В этой книге много действующих лиц: Борис Пастернак и Михаил Булгаков, Константин Станиславский и Марина Цветаева, знаменитый профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз и сталинский нарком Ежов, Юрий Нагибин и Белла Ахмадулина, художники Валентин Серов и Роберт Фальк, академик Андрей Сахаров и министр культуры Екатерина Фурцева и многие другие – великие и не очень – персонажи.

Смирнов, И. П. Роман тайн "Доктор Живаго" / Игорь П. Смирнов. – Москва : Новое Литературное Обозрение, 1996. – 204, [4] с. – (Новое литературное обозрение : науч. прил. ; вып. 8) (Научная библиотека).

Исследование известного литературоведа Игоря П. Смирнова посвящено тайнописи в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» Автор стремится выявить зашифрованный в нем опыт жизни поэта в культуре, взятой во многих измерениях – таких, как история, философия, религия, литература и искусство, наука, пытается заглянуть в смысловые глубины этого значительного и до сих пор неудовлетворительно прочитанного произведения.

Фокин, П. Пастернак Борис Леонидович / Павел Фокин, Светлана Князева // Серебряный век : портретная галерея культурных героев рубежа  XIX-XXвеков : в 3 т. Т. 2. – Санкт-Петербург, 2007. - С. 464-468.

Когда мы осматриваемся из своего более или менее уютного сегодня, то нам кажется, что "серебряный век" – сплошная череда персонажей, теперь едва различимых. Но когда-то это были настоящие "культурные герои", которые сплетали драматургию времени, вызывали бури и находили способы разрубить узлы. Стирая пыль со старых изображений, можно вдруг обнаружить, что те самые "барельефы" были живыми, обуреваемыми свои страстями или поразительно бесстрастными людьми, напролом или с осторожностью идущими к задуманному ими "завтра". И сквозь пелену прошедших лет проступают их лица, раздаются их голоса, становится ощутимее и зримее та давняя эпоха, становится яснее и понятнее само это понятие – "серебряный век".

Краткая биография

Родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка. Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством. По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. "Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком. 

В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник - "Поверх барьеров. Стихи разных лет" (1929) - своего рода расчет с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. - время создания книги "Сестра моя - жизнь" (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке "Мусагет" прочитал доклад "Символизм и бессмертие", где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания. 

Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряженностью. После завершения поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" - о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925).В 1929 г. он публикует "Повесть" с одноименным героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: "Аппелесова черта" (1918), "Письма из Тулы", "Детство Люверс" (оба-1922), "Воздушные пути" (1924). Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как "отжившей агитке". 

Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на "литературный трон". В книга 1932 г. вышла лирики Пастернака "Второе рождение". 

Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль", "Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт. 

Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла - романа "Доктор Живаго" (предварительное название - "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков. 

1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области. 

Русские писатели 20 века. 
Библиографический словарь. 
Т 1.М.: Просвещение. 1999. С. 171 

Источник:

http://www.chitalnya.ru/CommunityTape.php?id=754