Преподобный Сергий Радонежский

700 лет со дня рождения Сергия Радонежского,
одного из самых почитаемых и, главное, самых любимых русских святых. Святой - покровитель Руси и русского народа во все времена. Величайший подвижник. Объединитель земли русской. Преобразователь монашества на Руси. Великий труженик, работавший с младых лет до конца своих дней.

Библиотека предлагает материалы из своего фонда о преподобном Сергии Радонежском.

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея , Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси. см. "Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины" ("Христианское Чтение", 1892, № 9 - 10); "Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского" ("Странник", 1892, № 9); А. Г-в "О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1892, № 9); Е. Голубинский "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им лавра" (Сергиевский Посад, 1892); "Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского" (Москва, 1897, 5-е издание); В. Эйнгорн "О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории" (Москва, 1899, 2-е издание). В. Р-в.

Источник: Биографический словарь

Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Пасаде

Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж, Московская область

Памятник Сергию Радонежскому в Коломне, Московская обл.,
(Богоявленский Старо-Голутвин монастырь)

 

 

 

 

 

Памятник Сергию Радонежскому в Ржеве, Тверская обл.

Более подробные сведения о биографии Сергия Радонежского можно почерпнуть в следующих изданиях, интересных как взрослым, так и детям:

Владимир, (Иким Василий Захарович; митрополит Омский и Таврический; 1940-). Слово о преподобном Сергии [Текст] / архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). -Москва, 2003. - 143, [1] с. : ил.

Борисов, Н.С. Сергий Радонежский / Николай Борисов. - 5-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 2014. - 298 [6] c. : ил. - (Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 1463).

Впервые в серии `Жизнь замечательных людей` выходит жизнеописание одного из величайших русских святых — преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. `Игуменом земли Русской` называли его еще при жизни. Но жизнь Сергия отнюдь не замыкалась в стенах созданного им Троицкого монастыря; его по праву считают крупным политическим деятелем эпохи Куликовской битвы. Так что же это был за человек? Какую роль сыграл он в истории России? Каковы были его нравственные идеалы и политические взгляды? Как складывались его отношения с "сильными мира сего"? 
Автор книги, известный историк Николай Сергеевич Борисов, на основании многолетнего и скрупулезного исследования всех сохранившихся источников восстанавливает подлинную, а не легендарную биографию нашего великого соотечественника.

Житие преподобного Сергия Радонежского [Текст] / [авт.-сост. М.А. Письменный]. - Москва : Рипол-Классик, 2003. - 160 с. – (Святые Лики).

Книга посвящена одному из самых почитаемых на Руси святых - Сергию Радонежскому, покровителю земли Русской, его духовному подвигу и подвижничеству.
Рассчитана на широкий круг-читателей, интересующихся историей православия.

Преподобный Сергий Радонежский [Текст] : [cборник / ред.-сост. Т.А. Соколова]. - Москва  : Новатор : Кренов, 1996. – 349, [3] с., [16] вкл. л. : ил. - (Российские судьбы : РОСС : жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы в 30 книгах).

Книга о печальнике, молитвеннике и заступнике Русской земли, легендарном Первоигумене, вдохновившем Русь на освободительную, от затяжного ордынского ига, Куликовскую победу. "Она-то, - по словам великого русского писателя Л. М. Леонова, - и придала светлому имени его навеки парольное звучание нашего национального единства, согласия и, значит, надежды". В книгу вошли произведения выдающегося русского историка В. О. Ключевского, писателей И. С. Шмелева, Б. В. Шергина, Б. К. Зайцева, Ю. М. Лощица, В. Г. Распутина. Читатели познакомятся со "Сказаниями о явлениях и чудесах Преподобного отца нашего Сергия Радонежского" и конечно же - с "Житием Сергия Радонежского", написанным великим писателем русского средневековья Епифанием, прозванным Премудрым. В иллюстративном своде представлены фотографии святынь, оставшихся от Сергиевой поры, - вещей самого Преподобного, икон, донесших до нас образ Сергия, запечатленный крупнейшими русскими иконописцами, мест, связанных с именем Первоигумена.


 

Преподобный Сергий Радонежский [Текст] / [авт.-сост. Е.А. Князев, Е.Ю. Князева, А.А. Евстигнеев]. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 159, [1] с. : цв. ил. 

Эта книга повествует о светлых образах великого Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского. В тысячелетней традиции русского жизнечувствия Преподобный Сергий - один из наиболее почитаемых святых. В годину тяжких испытаний чудотворец совершил приснопамятные духовные подвиги во имя спасения народа нашего. Авторы рассказывают: о житии и чудесах Преподобного Сергия, о храмах и монастырях, воздвигнутых в память о великом подвижнике. В книге дается краткий очерк иконографии, а также приведены молитвы и тропари.

Сергий Радонежский [Текст] / [сост. П. Каллиников, И. Корнеева] // Русский биографический словарь : в 20 т. – Москва, 2001 – Т. 13. – С. 455 - 457.

Периодические издания /2014г./:

Ключевский, В. О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства [Текст] / В.О. Ключевский // Культура и время. – 2014. - № 1. – С. 46 – 59.

Тютюгина, Н. В. Образ Преподобного Сергия Радонежского в творчестве М.В. Нестерова и Н.К. Рериха как явление метаистории [Текст] // Культура и время. – 2014. - № 1. – С. 84 – 105.

Родина : Сергию Радонежскому 700 [Текст] : исторический журнал / изд. «Редакция «Российской газеты». – 2014. - № 5. – 8500 экз.

Славянка : к 700-летию преподобного Сергия Радонежского [Текст] : православный женский журнал / изд. «Славянка» ; учредитель Р.В. Тимченко. – 2014. - № 3 (51). – 50000 экз.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева Лавра [Текст] / [авт.-сост. Сергей Ренеевич Бегиян] // Православные святыни мира. – Минск : Белорусский Экзархат : [Харвест, 2007]. – С. 196 - 200.

Бесценные святыни Православия... Как они дороги для всякого верующего! Не один километр готов преодолеть благочестивый паломник, чтобы молитвенно припасть к раке с мощами святых. Однако не все могут отправиться, к примеру, на Святую Землю, Афон или в Метеоры. Настоящее издание предоставляет читателю уникальную возможность познакомиться с гланейшими христианскими святынями своей родины, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра [Текст] / [гл. ред. М. Аксёнова] // Русские храмы. – Москва : Аванта+ : Астрель, [2008]. – С. 38 – 39.

Книга рассказывает о самых знаменитых, почитаемых и красивых русских православных храмах и монастырях. Традиционно православные церкви и обители возводили в лучших (порой - уникальных!) уголках земли Русской самые талантливые зодчие, а расписывали, создавали внутренний интерьер признанные иконописцы и мастера. Неудивительно, что русские храмы стали эталонами красоты и соразмерности, образами Божественной славы и творения, собраниями шедевров мирового искусства.

Ионина, Н. А. Троице-Сергиева лавра [Текст] / Н.А. Ионина // Сто великих монастырей. – Москва, 2006. – С. 265 – 276. – (100 великих)

Мы привыкли считать, что монастыри и монастырская культура связаны прежде всего с христианской религией. Это, безусловно, так. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает о христианских монастырях, ставших поистине национальными (а нередко и общемировыми) святынями как на католическом Западе, так и на православном Востоке, а также в странах, где существуют так называемые древние христианские Церкви. Но книга повествует и о монастырях буддийских, ведь в традиции этой мировой религии также издревле распространены обычаи создавать центры отшельнического совместного жития, молитвенной практики и хозяйствования, которые по праву именуют монастырями.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО

на официальном сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры