Сенин С.И. "Тихие песни: Бежецкий край в русской поэзии"

 Диплом “Открытие года”
на "Неделе тверской книги" в Тверской областной универсальной научной библиотеке им. А.М. Горького вручается автору или издателю за неожиданную книгу, поразившую тверское книжное сообщество.
Лауреат   2014 года -
Сергей Сенин за книгу «Тихие песни: Бежецкий край в русской поэзии»

Тихие песни : Бежецкий край в русской поэзии. Поэтическая антология / сост., авт. ст. и коммент. С.И. Сенин. – Санкт-Петербург : [ВВМ], 2013. – 535, [1] с.

 

В антологии впервые собраны поэтические произведения, посвященные Бежецкой земле или на ней созданные. В сборник вошли стихотворения, написанные П.И. Голенищевым-Кутузовым, Ф.Н. Глинкой, А.Е. Измайловым, В.В. Крестовским, Н.С. Гумилевым, А.А. Ахматовой, Е.Ю. Кузьминой –Караваевой, С.М. Городецким и другими авторами.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

Презентация книги в Бежецкой центральной библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялась1 декабря 2013 года.

Татьяне
Борисовне
Ремизовой
БЕЖЕЦКИЙ КРАЙ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Бежецкий край — это не только современный административный район, но и название бывшего одноимённого уезда, в состав которого входили земли современных Сонковского, Молоковского. Максатихинского, отчасти Рамешковского и других районов.
Бежецкий край — это ещё и древняя историческая область, сначала входившая в состав бывшей Новгородской республики, затем ставшая одним из уделов Московского княжества, и чаще всего называемая Бежецким Верхом.
Бежецкий край, вернее Бежецкий Верх —это еще и географическое название, так называется возвышенность на северо-востоке Тверской области.
Бежецкий край — ещё и особый поэтический уголок страны, где, как замечено, у многих творческих людей «мысли тянутся к перу, перо к бумаге». И вслед за А.А. Ахматовой многие служители муз, перечисляя наиболее впечатлившие их места, могли сказать о своём бежецком уединении: «Слепнево. Его великое значение в моей жизни». Или: «Слепнево для меня как арка в архитектуре... сначала маленькая, потом всё больше и больше и наконец — полная свобода (это если выходить)».
Писатели и поэты, связанные своей судьбой с бежецкой землей, могли бы эти слова повторить и вместо «Слепнево» назвать иные дорогие их сердцу сёла, деревни, усадьбы — Борисково. Дуброво, Теблеши, Подобино, Кузнецово, Градницы, Ромачево, Высочок и, конечно же, Бежецк. Такое особое отношение поэтов к бежецкому краю сын А.А. Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв объяснял прямым влиянием ландшафта. Он говорил: «Дело в том, что некрасивых мест на земле нет! Родной дом красив для всех. Я родился, правда, в Царском Селе, но Слепнево и Бежецк — это моя отчизна, если не родина. /.../ Дело в том, что этот, якобы, скучный ландшафт, очень приятный и необременительный, эти луга, покрытые цветами, васильки во ржи, незабудки у водоёмов, жёлтые купальницы — они некрасивые цветы, но они очень идут к этому ландшафту. Они незаметны и они освобождают человеческую душу, которой человек творит; они дают возможность того сосредоточия, которое необходимо, чтобы отвлечься на избранную тему. Вот поэтому дорого мне моё Тверское, Бежецкое отечество. Потому что именно там можно переключиться на что угодно... Ничто не отвлекало. Всё было привычно и потому прекрасно. Это — прямое влияние ландшафта».
В результате и сама природа стала отражаться в творчестве таких непохожих друг на друга поэтов, как П.А. Плетнёв, В.В. Крестовский, Ф.Н. Глинка, А.А. Ахматова, Н.С. Гумилёв, СМ. Городецкий, Е.Ю. Кузьмина-Караваева и многих других. Они, рассказывая о своих внутренних ощущениях и переживаниях, незаметно для себя описывали то, что видели вокруг — невысокие зелёные холмы, ржаные поля, неспешные реки, горящие болота, «таинственные тёмные селенья — хранилища молитвы и труда» и т.д. Всё это помогало им наиболее полно выразить свой внутренний мир, раскрыть свою сущность. И здесь, на бежецкой земле, их чувства легко облекались в самые сокровенные и выразительные слова:
Бессмертник сух и розов. Облака
На свежем небе вылеплены грубо.
Единственного в этом парке дуба
Листва ещё бесцветна и тонка.
Лучи зари до полночи горят.
Как хорошо в моём затворе тесном!
О самом нежном, о всегда чудесном
Со мною Божьи птицы говорят.
Я счастлива. Но мне всего милей
Лесная и пологая дорога,
Убогий мост, скривившийся немного.
И то, что ждать осталось мало дней.
(Ахматова А. «Бессмертник сух и розов...»)
Часто поэтам, находящимся в «тверском уединении», вся окружающая их жизнь кажется иной, она имеет совершенно особые тона и краски. Здесь творческие люди часто задумываются над вопросами, которые раньше их не волновали. Так, Н.С. Гумилёв в письме из Слепнева писал А.А.Ахматовой: «Каждый вечер я хожу один по Акинихской дороге испытывать то, что ты называешь Божьей тоской. Как перед ней разлетаются все акмеистические хитросплетения. Мне кажется, что во всей вселенной нет ни одного атома, который бы не был полон глубокой и вечной скорби».
Но не только особые мысли «о жизни тленной, тленной и прекрасной» могла пробудить бежецкая земля. Невзрачная на первый взгляд местная природа способствовала иногда изменению их творческого восприятия и люди часто оказывались в удивительной гармонии с внешним миром.
Отсюда раньше вижу я зарю.
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу...
А не дописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
(Ахматова А. «Уединение»)
Не меньшее воздействие оказывала бежецкая природа и на людей, для которых эта земля была родиной. Впоследствии, удалившись по долгу службы от своего родного очага, они очень часто в своём творческом полёте возвращались в «страну безвестную, но мне драгую». Они вспоминали так поразившие их в детстве картины: «пустынное село в глухих лесах», «низкие хижины, к потоку с двух холмов лицом к лицу неправильно сходящи», «поля, усеянные камнями» и т.д. Так, П.А. Плетнёв писал:
Забуду ль в песнях я тебя, родимый край,
О, колыбель младенчества златая,
Немой моей мечты прибежище и рай,
Страна безвестная, но мне драгая.
(Плетнёв П.А. «К моей родине»)
Но не только местная природа, её «неяркие просторы» с «мирными лугами» и пашнями оказывали на творчество литераторов особое влияние, также особое воздействие оказывали и местные жители, которые производили на приезжих гостей сильное впечатление. Может быть поэтому Муза А. А. Ахматовой здесь преобразилась. Она стала ходить в том же головном уборе и петь те же песни, в которых ходили и которые пели местные крестьянки:
И Муза в дырявом платке
Протяжно поёт и уныло.
В жестокой и юной тоске
Её чудотворная сила.
(Ахматова А. «Зачем притворяешься ты...»)
Если у одних литераторов (А.А. Ахматова, Н.С. Гумилёв, В.В. Крестовский) особый интерес вызывали простые люди, то у других, чаще всего не посещавших бежецкий край (А.С. Пушкин, К.Д. Бальмонт, Д.Б. Кедрин), особую симпатию вызывали люди, которые здесь родились — (П.А. Плетнёв, П.П. Чистяков, В.В. Андреев, В.Я.Шишков), или люди, которые в различные исторические времена посещали бежецкую землю. К ним можно отнести — князя Василько Ростовского, совершившего свой героический подвиг в 1238 году в битве на реке Сить на границе Бежецкой земли и Владимирского княжества и князя Дмитрия Юрьевича Красного, который неоднократно посещал Бежецкий Верх.
Некоторые литераторы проявляли особый интерес к местным традициям. Так, Н.С. Гумилёв писал:
Порою крёстный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут — то значит — по течению
В село икона приплыла.
(Гумилев Н. «Старые усадьбы»)
В этом стихотворении нашла отражение старинная местная традиция, существующая с 1654 года: из Николо-Теребенекой пустыни в Бежецк в день святых апостолов Петра и Павла привезли чудотворную икону Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Благодаря чудесному образу жители города были спасены от «моровой язвы», которая безжалостно уничтожала людей в соседних городах и селениях. В память этого события чудотворную икону стали ежегодно привозить в верховье Мологи. Вероятно, её привоз по реке и видел Н.С. Гумилёв.
Поэты и писатели, находящиеся на тверской земле, проявляли особый интерес к местному фольклору — устным рассказам, сказкам, песням, частушкам. Эти уникальные зёрна народной мудрости служители муз часто использовали в своём творчестве. Так, поэт В.В. Крестовский, в настоящее время более известный своим романом «Петербургские трущобы», записал на бежецкой земле и литературно обработал народную сказку «Бычок». А.А. Ахматова использовала в своём творчестве некоторые особенности местных частушек.
В 1920-е годы наблюдается активизация литературной жизни и в самом Бежецке. 18 января 1921 года в Бежецке было создано местное отделение Всероссийского союза поэтов. Газета «Бежецкая жизнь» сообщала: «При участии поэта Николая Гумилёва и его содействии организовался в г. Бежецке «Союз поэтов»... где по примеру Петербургского отделения Всероссийского союза поэтов проходит чтение произведений авторов — членов союза. ... Почётным председателем «Союза поэтов» состоит поэт Николай Гумилёв». О работе бежецких литераторов писал и тверской журналист И.П. Рогожин: «Революция родила поэтов и в уездах. В Бежецке несколько лет существует «Союз поэтов», в котором нередко бывал покойный бежечанин Николай Гумилёв и до сих пор продолжает бывать Анна Ахматова».
В июне 1927 года в городе создаётся литературный кружок, который объединяет в своих рядах начинающих литераторов, которые не желают, чтобы их творчество было оторвано от жизни и носило «печать скорлупы». Это объединение возглавил Г.Я. Образцов, ставший впоследствии корректором газеты «Ленинградская правда». Свои произведения члены кружка публиковали в литературно-художественном приложении к газете «Бежецкая жизнь» — «В час досуга». Их творчество находилось чаще всего под влиянием известных поэтов и писателей начала XX века — С.А. Есенина, И.С. Никитина, С.Д. Дрожжина и других.
Члены бежецкого литературного кружка были убеждены, что «поющему нужен резонанс», общение даёт отзвук и неуклонно толкает к «живой жизни». Поэтому они на своих встречах не только обсуждали творчество своих собратьев по перу, законы и приемы литературного творчества, но и проводили диспуты, доклады, вечера о творчестве Л.Н. Толстого, С.А. Есенина и других мастеров слова.
С конца 1920-х по 1960-е годы открытая литературная жизнь в городе затихает, но творчески мыслящие люди своих литературных увлечений не бросают. Свои поэтические произведения они пишут для узкого круга родных и знакомых. К этим людям можно отнести братьев A.M. и М.М. Переслегиных, Н. Никитина. Их представления об окружающей действительности не совпадают с теми, которые насаждались и господствовали в то время в стране. Их произведения чаще всего носили характер остроумной сатиры.
В 1970-е годы в Бежецке происходит активизация местных литераторов. При редакции газеты «Путь коммунизма» был создан литературный кружок, который возглавил редактор газеты B.И. Преображенский.
Но особенно активно бежецкие литераторы стали проявлять себя в 1990-е годы. Они неоднократно устраивали литературные вечера, читали свои стихи. А в 1996 году они выпустили сборник «Солнечная песня», в который вошли стихи Г. Волоховой (Кукушкиной), Е. Ершова, В. Колесниченко, А. Николаева. В. Луговского, C. Гусевой и других. А в 2002 году был выпущен коллективный поэтический сборник «Бежецкие мотивы», объединивший около 20 авторов.
С бежецкой землёй не порывают своих отношений поэты, которые здесь родились — Г. Иванов, Н. Дружков, Н. Рождественская. Сюда часто приезжали поэты из Твери (А. Скворцов, А. Гевелинг, В.Соловьёв, М. Аввакумова, В.Воробьёв), из Санкт-Петербурга (М. Кралин, О. Шестинский, А. Шевченко), из Москвы (Л. Озеров, Н. Бялосинская, И. Баженова) и другие.
Можно проследить, что на протяжении двух столетий связь поэтов с Бежецким краем была постоянной. Не угасает она и в последние годы. Сюда, в места, связанные с такими именами, как А. Ахматова, Н. Гумилёв, Е. Ю. Кузьмина-Караваева, В. В. Андреев, В. Я. Шишков, приезжают всё новые и новые литераторы. Они так же, как их предшественники, открывают для себя неяркую красоту этих мест и мир особого поэтического уединения, где легко возникают строки. Так, уроженец Бежецкого края Г. Иванов, находясь на месте бывшей когда-то усадьбы Гумилёвых Слепнсво, писал:
Здесь ничего по сути дела нет —
Высокий холм, овеянный забвеньем,
Через него пролёг тележный след,
Но и дорога веет запустеньем.
Как хорошо мне в этой тишине!
Иду, присяду где-нибудь на кочке
И слушаю — слова идут ко мне,
Как будто здесь таинственный источник.
Струится тихо доблестная речь,
Мне слышится высокое моление...
Не надо никаких музейных свеч,
Пусть будет вечно это запустение.
(Иванов Г. «Слепнево»)
Творчество поэтов, связанных с Верховьем Мологи, говорит о том, что бежецкая земля играла и будет играть важную роль в истории русской культуры. Это свидетельствует о том, что взгляд поэтов постигает не только мир столичных городов, но направлен и в глубину России, о том, что эти поэты были кровными узами связаны со своей землёй, со своим народом.
 
ОТЗЫВ
на книгу "Тихие песни. Бежецкий край в русской поэзии. Поэтическая антология"
Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
 
В данном подготовленном к печати труде бежецкий регион представлен: в максимальной полноте и дифференцированности его литературных (взята только поэзия) связей, чему, соответствует и деление книги по главам. Здесь и открывающий ее фольклорный раздел ("Народные мотивы" - собранные именно по деревням здешнего края), и откровения музы поэтов, своими корнями или биографией связанных с бежецкой землей (с восемнадцатого по двадцатый век), среди которых такие известные имена как К. Батюшков, Ф. Глинка, Н. Гумилев, А, Ахматова, Е. Кузьмина-Караваева, С. Городецкий или, пусть мало известный, но зато воспетый самим Пушкиным П. Плетнев ("В тиши уединенья"). Также большой раздел посвящен и объединениям местных поэтов, существовавшим на протяжении 1920-х - 1950-х годов. Среди них наибольший интерес представляют братья А. и В. Переслегины, выступившие также (в соавторстве с Н. Никитиным) и создателями оригинальных стихов, получивших распространение под псевдонимом Экзакустюдиан Недобитый ("Вдохновенные переменами"). Входит в эту обойму и поэтическое творчество известного ныне историка, географа и этнолога, создателя получившей широкое распространения теории пассионарности академика Л. Н. Гумилева (сына Н. Гумилева и А. Ахматовой), своим детством и юностью связанного с родной для него (по родословной отца) бежецкой землей.
Немало потрудился составитель (С. И. Сенин), чтобы собрать едва ли не целую антологию стихов современных поэтов, посвященных только этой земле, стихов, ввязанных преимущественно с памятью Николая Гумилева и Анны Ахматовой, а также с историей и природой края ("Песни над Мологой").
Углубил составитель свою антологию и материалом на грани литературных разысканий с историческими. Этому соответствует раздел "Прославлены в веках", в котором собраны стихи, посвященные выдающимся деятелям России, связанным с бежецкой землей, среди них - К. Бальмонта о чудесной кончине доблестного князя Дмитрия Красного (ХУ в.), Д. Кедрина о героической мученической смерти князя Василько Ростовского в плену Батыя, (XIII в.).
Завершает книгу сугубое исследование "Предки Пушкина на бежецкой земле", которое также заставило автора немало потрудиться.
Информативная часть книги написана с глубоким знанием истории бежецкого края (автор - профессиональный филолог-краевед), и любовью к нему. В нее включено немало доселе неизвестных фактов местной литературной жизни. В целом же по полноте охвата творческих личностей и глубине исторического среза труд С. И. Сенина является значительным вкладом в изучение и постижение культурного феномена данного региона.
 
Ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкмнский Дом) РАН; доктор филологических наук А.И. Михайлов
21 авг. 2006 г.