Протопоп Аввакум Петров – 400 лет со дня рождения

В 2020 году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума Петрова, священника Русской церкви, писателя (автора Жития протопопа Аввакума, ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам).

Аввакум Петров был не только одной из наиболее ярких фигур в истории старообрядчества, но и замечательным древнерусским писателем, оставившим след в русской культуре. О нем высоко отзывались Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, И.А. Тургенев, И. А. Бунин и др.

Почему протопопа Аввакума называли «родоначальником русской литературы? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Почему произошел церковный раскол? На эти и другие вопросы вам помогут ответить книги из фонда библиотеки о жизни протопопа Аввакума.

Икона: Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми (старообрядческая икона 18 в.)


АВВАКУ́М Пет­ров (20.11.1620, с. Гри­го­ро­во За­ку­дем­ско­го ста­на Ни­же­го­род­ско­го у. – 14.4.1682, Пус­то­зерск), про­то­поп, идео­лог ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. Из се­мьи свящ. Пет­ра, мать – Ма­рия (в ино­че­ст­ве Мар­фа) – ока­за­ла серь­ёз­ное влия­ние на нравств. раз­ви­тие А. С 1642 диа­кон, с 1644 свя­щен­ник с. Ло­па­ти­щи. Ле­том 1647 из-за пре­сле­до­ва­ний мест­но­го «на­чаль­ни­ка» бе­жал с же­ной и сы­ном в Мо­ск­ву. Сбли­зил­ся с чле­на­ми «Круж­ка рев­ни­те­лей бла­го­чес­тия» (цар­ским ду­хов­ни­ком Сте­фа­ном Во­ни­фать­е­вым, про­то­по­пом Ива­ном Не­ро­новым, Ф. М. Рти­ще­вым, митр. Ни­ко­ном), по­зна­ко­мил­ся с ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем. Вер­нул­ся в с. Ло­па­ти­щи, но за про­по­ведь стро­го­го бла­го­че­стия под­верг­ся го­не­ни­ям со сто­ро­ны ме­ст­ных вла­стей и па­ст­вы. В 1652 бе­жал в Мо­ск­ву, по­лу­чил на­зна­че­ние в г. Юрь­е­вец-По­воль­ский. В мае – ию­не 1652, вос­ста­но­вив про­тив се­бя ду­хо­вен­ст­во и па­ст­ву тре­бо­ва­ния­ми бла­го­чес­ти­во­го об­раза жиз­ни и взы­ска­ни­ем на­ло­гов в пат­ри­ар­шую каз­ну, был жес­то­ко из­бит тол­пой и бе­жал в Ко­ст­ро­му, за­тем в Мо­ск­ву, где слу­жил в Ка­зан­ском со­бо­ре. Вы­сту­пил про­тив цер­ков­ных ре­форм пат­ри­ар­ха Ни­ко­на.

В авг. 1653 ли­шён мес­та в Ка­зан­ском со­бо­ре. Слу­жил в «су­ши­ле» (на се­но­ва­ле) до­ма И. Не­ро­но­ва, где и был аре­сто­ван в авг. 1653, за­ко­ван в кан­да­лы и за­клю­чён в Ан­д­ро­ни­ков мон. Бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ст­ву ца­ря был спа­сён от рас­стри­же­ния, пе­ре­дан в Си­бир­ский при­каз, а в се­ре­ди­не сент. 1653 со­слан с семь­ёй в То­больск, где про­жи­вал до кон­ца ию­ля 1655, поль­зу­ясь по­кро­ви­тель­ст­вом то­боль­ско­го вое­во­ды В. И. Хил­ко­ва и архи­еп. Си­ме­о­на. Слу­жил про­то­по­пом Со­фий­ско­го и Воз­не­сен­ско­го со­бо­ров. Про­по­ве­дью вос­ста­но­вил про­тив се­бя па­ст­ву и ме­ст­ную ад­ми­ни­ст­ра­цию, так что на не­го «пять слов госу­да­ре­вых ска­зы­ва­ли» (до­но­сов). В ию­не 1655 со­слан в Якут­ский, а за­тем в Ени­сей­ский ос­трог с за­пре­ще­ни­ем слу­жить ли­тур­гию. С ию­ля 1656 от­прав­лен в Дау­рию с от­ря­дом вое­во­ды А. Ф. Паш­ко­ва, ко­то­рый за про­по­ведь ста­рых об­ря­дов и сму­ту про­тив «на­чаль­ных лю­дей» под­верг­нул А. бие­нию кну­том и за­клю­че­нию в Брат­ском ост­ро­ге. Вес­ной 1661 по при­ка­зу из Мо­ск­вы от­прав­лен в об­рат­ный путь че­рез всю Си­бирь, ох­ва­чен­ную вос­ста­ния­ми ко­рен­ных на­ро­дов. Вёл ак­тив­ную про­по­ведь, об­ли­чая «ни­ко­но­ву ересь»; при­влёк на свою сто­ро­ну мн. по­сле­до­ва­те­лей. В ию­не 1663 – февр. 1664 жил в То­боль­ске, где об­щал­ся с со­слан­ны­ми за при­вер­жен­ность ста­рым об­ря­дам. Вес­ной 1664 при­был в Мо­ск­ву, про­быв в си­бир­ской ссыл­ке 10 лет и 8 мес. В Мо­ск­ве по­ле­ми­зи­ро­вал с Си­ме­о­ном По­лоц­ким и Епи­фа­ни­ем (Сла­ви­нец­ким), спо­рил «о сло­же­нии пер­стов, и о тре­гу­бой ал­ли­луйи, и о проч. дог­ма­тах», стал ду­хов­ни­ком боя­ры­ни Ф. П. Мо­ро­зо­вой и мн. дру­гих моск. «ста­ро­люб­цев». Царь, боя­ре и ар­хие­реи убе­ж­да­ли А. сми­рить­ся с ре­фор­ма­ми об­ря­дов и прав­кой книг. За упор­ст­во в рас­ко­ле в авг. 1664 со­слан с семь­ёй в Пус­то­зерск, а за­тем отправ­лен в Ок­лад­ни­ко­ву сло­бо­ду на р. Ме­зень, где жил в 1664–66, ис­пытывая ну­ж­ду и го­лод. В мар­те 1666 с сы­новь­я­ми Ива­ном и Про­ко­пи­ем вер­нул­ся в Мо­ск­ву на цер­ков­ный со­бор (1666–67), по­ме­щён в Паф­ну­ти­ев Бо­ров­ский мон. В мае 1666 имел пре­ния с уча­ст­ни­ка­ми со­бо­ра. 13 мая ана­фе­мат­ст­во­ван и ли­шён са­на в Ус­пен­ском со­бо­ре, за­ко­ван в це­пи и по­ме­щён в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мон., где его по­се­щали для уве­ща­ний царь и боя­ре. В ию­не 1667 спо­рил на со­бо­ре с пат­ри­ар­ха­ми Ма­ка­ри­ем Ан­ти­охий­ским и Ио­а­са­фом II Мо­с­ков­ским. В ию­ле цер­ков­ный со­бор осу­дил и пре­дал ана­фе­ме «рас­ко­ло­учи­телей»: А., по­пов Ла­за­ря, Епи­фа­ния, Фё­до­ра, про­то­по­па Ни­ки­фо­ра. В дек. 1667 со­слан в Пус­то­зерск. В 1670 по­са­жен в «зем­ля­ную тюрь­му». В пе­ри­од за­клю­че­ния пи­сал мно­го­чис­лен­ные че­ло­бит­ные, пись­ма, по­сла­ния к ца­рям Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу, Фё­до­ру Алек­сее­ви­чу, боя­ры­не Мо­ро­зо­вой и мн. др. По­сле мас­со­во­го вы­сту­п­ле­ния моск. ста­ро­об­ряд­цев 6.1.1681 цер­ков­ный со­бор 1681–82 при­нял ре­ше­ние о каз­ни А. и его со­уз­ни­ков, ко­то­рые бы­ли сож­же­ны в сру­бе «за ве­ли­кие на цар­ский дом ху­лы». Ста­ро­об­ряд­ца­ми бе­ло­кри­ниц­ко­го со­гла­сия А. по­чи­та­ет­ся свя­щен­но­му­че­ни­ком; пер­вая служ­ба А. бы­ла со­став­ле­на ещё в нач. 18 в.

В пус­то­зер­ской тюрь­ме А. соз­дал своё гл. про­из­ве­де­ние – «Жи­тие» (в трёх автор­ских ре­дак­ци­ях – 1672, 1673 и 1674–75). На­пи­сан­ное не­по­вто­ри­мым по бо­гат­ст­ву и вы­ра­зи­тель­но­сти язы­ком, «Жи­тие» со­че­та­ло в се­бе чер­ты ав­то­био­гра­фии, ис­по­ве­ди и про­по­ве­ди, пе­ре­смат­ри­вая тра­диц. фор­му агио­гра­фич. жан­ра (см. Жи­тие): ав­тор и ге­рой бы­ли объ­е­ди­не­ны в од­ном ли­це. В Пус­то­зер­ске бы­ли на­пи­са­ны «Кни­га бесед» (1669–75), «Кни­га тол­ко­ва­ний» (ок. 1673–76) и «Кни­га об­ли­че­ний, или Еван­ге­лие веч­ное» (ок. 1679). А. – ав­тор бо­лее 80 бо­го­слов­ских, эпи­сто­ляр­ных, по­ле­мич. и др. со­чи­не­ний (не­ко­то­рые из них ут­ра­че­ны).

Источник: АВВАКУМ * Большая российская энциклопедия - электронная версия

  • Аввакум Петров : [статья] // Православная энциклопедия / под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 1. А - Алексий Студит - Москва : Православная энциклопедия, 2000. – С. 83-87.
  • Аввакумъ : [статья] // Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон : биографии : в 12 томах. Т. 1 Аазенъ - Бейеръ. - Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 34-36.
  • Житие протопопа Аввакума // Пламенное слово : проза и поэзия Древней Руси / составители В.В.  Кусков, С.С. Жемайтис. - Москва : Московский рабочий, 1978. - С. 195-222.
  • Жуков, Д. А.  Аввакум : повесть // Д. А. Жуков Избранные произведения : в 2 томах. Т. 1. Повести, рассказы, очерки. – Москва : Современник, 1987. – С. 5-165.
  • Нагибин, Ю.М. Огненный протопоп / Ю.М. Нагибин // Нагибин Ю.М. Пророк будет сожжен : новеллы - Москва : Книга, 1990. - С. 19-42.
  • Рябушинский, В.П. Корни старообрядческой психологии / В.П. Рябушинский // старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. - Москва ; Иерусалим : Мосты, 1994. - С. 22-28.
  • Сироткин, С.В. К биографии протопопа Аввакума / С.В. Сироткин // Старообрядчество в России (XVII - XX вв.) : сборник научных трудов / ответственный редактор и составитель Е.М. Юхименко ; Государственный исторический музей. - Москва : Языки русской культуры, 19999. - С. 243-246.