Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Николай Гумилев и музыка

Данный материал является частью проекта «Музыка в жизни и творчестве семьи Гумилёвых – Ахматовой», который адресован обучающимся средних и старших классов.
Материал подготовила Фомина А.Н., педагог - музыкант.


 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ И МУЗЫКА

Данная тема предполагает несколько аспектов. Мы остановимся на двух: «Музыка в жизни поэта», «Преломление творчества поэта в музыкальном искусстве».

Информация  по первой теме скупа, фрагментарна. Работая над ней, важно было воссоздать эстетическую атмосферу, в которую с детства был погружён юный Гумилев, чему он обучался и где он учился.

Николай Гумилёв в детстве

Для ребёнка встреча с музыкой происходит в детстве.  Хотя Гумилёв считался недворянского происхождения (мать – дворянка, отец только к концу службы получил личное дворянство), однако жизнь и воспитание сыновей в семье протекали по дворянским традициям домашнего образования.
Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал.
Важнейшими дворянскими добродетелями являлись честь, храбрость, выносливость, нравственность, они составляли основу целей и методов воспитания дворян.
Как и все, начальное образование до 10-ти лет братья Гумилёвы получили дома. Дворянское домашнее образование включало уроки музыки, предполагавшие умение музицировать, понимание музыки, даже любительское сочинение музыкальных произведений. Гумилёв осваивал постепенно все полагавшиеся этапы музыкального воспитания, воспринимая это как должное и неизбежное.
Сначала это была учительница музыки – З.Н.Баженова, в Царском Селе. Кстати, у неё же занималась и ближайшая подруга детства Ахматовой Валерия Срезневская.

 

Отрочество, обучение в гимназии

Гумилёв учился в трёх гимназиях. Это были одни из лучших на то время. Каждая гимназия внесла свой вклад в музыкально-эстетическое развитие Гумилёва.
В 1893 году (7 лет) семья переехала жить в Петербург, в район Песков, недалеко от Лиговки. К 10-ти годам, как и положено, родители подыскали подходящее учебное заведение - частную гимназию Гуревича. К тому же, она располагалась недалеко от дома.
Здесь  он проучился четыре года: с осени 1896 года по весну 1900 года.

Гимназия возникла в 1871 году и через несколько лет стала одной из лучших и прогрессивных частных средних учебных заведений со всеми правами казенных гимназий. Приглашались лучшие преподаватели.  К примеру, с 1879 года по 1893 преподавателем древних языков и русской словесности был И.Анненский.
Знаменитые выпускники: писатель В.Бианки и К. Вагинов (участник «Звучащей раковины»), актёр и режиссёр П.Гайдебуров, художник С.Маковский, композитор И.Стравинский, а также князь В.В.Тенишев, князь Ф.Ф.Юсупов, будущий участник убийства Распутина.
Но Гумилёв не выносил «нудную» гимназию, а Лиговская улица наводила «бесконечную тоску». Из всех предметов его интересовали только  география и  зоология, любовь к которым зародилась ещё в детстве.
Надо сказать, что везде Гумилёв учился плохо, особенно по математике; оставался на второй год и только в 20 лет закончил среднее образование.


В XIX веке местонахождение гимназии указывалось: «на углу Бассейной и Обводного канала» или «угол Лиговки и Бассейной». Современный вид здания.

В гимназии была традиция коллективных посещений утренних спектаклей в лучших столичных театрах. В Мариинском театре – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».

В Малом и Александринском театрах – драматические и музыкально-драматические представления.     

В 1900 году семья переезжает на Кавказ. Гумилёва отдают учиться в лучшую Тифлисскую гимназию №1. Она была основана в 1830 году. К концу ХIХ она достигла поистине цветущего положения. Стотысячный бюджет помогал осуществлению самых разнообразных потребностей.
Прекрасно организованная ученическая читальня в просторном и светлом помещении, с удобной и красивой мебелью. Множество ценных иллюстрированных изданий лежало на столах, на стенах висели картины и карты.
Книжный фонд, более пяти тысяч книг, создавался, главным образом, на средства воспитателей и учителей за счет ежегодного вычета 1 процента из их содержания.
Класс свободного рисования, увешанный гипсами и оригиналами.
Оркестр и хор Тифлисской гимназии были хорошо знакомы жителям Тифлиса. Гимназисты всегда участвовали в ученических концертах, посвященных праздничным датам и в пользу нуждающихся учеников.
Мастерские по столярному, токарному, резному или переплетному делу. Гимназисты не только чинили всю мебель гимназии, но и изготовляли  новую, переплетали по нескольку тысяч в год книг.
Гимнастика занимала особое место в учебном процессе: четыре часа ежедневно для приходящих и пансионеров.

Тифлисский период не прошёл бесследно для Гумилёва. Сюда он приехал 14-летним подростком, а уезжал 17-летним юношей. Круг его интересов значительно расширился: он увлёкся астрономией, стал брать уроки рисования,  зачитывался Владимиром Соловьёвым, Некрасовым, иногда посещал вечеринки с танцами, постоянно влюблялся в юных гимназисток и  писал им в альбомы стихи.  
Здесь он ещё больше полюбил природу, совершая бесконечные прогулки в горы и на охоту.
Новизна суровой красоты Кавказа, совсем не похожая на окрестности Поповки или Берёзок, впечатлила будущего путешественника.
Три года семья Гумилёвых прожила на Кавказе. По возвращении поселились снова в Царском Селе. 
Встал вопрос о завершении образования.
К началу ХХ века в Царском Селе было около 20 учебных заведений разного уровня. Остановились на классической гимназии.   С 1903 года по 1906 год Николай Гумилёв обучался в Николаевской гимназии.

Немного из истории Императорской Николаевской гимназии.
После перевода в 1843 году Лицея в Петербург в Царском Селе осталось только уездное училище. Поэтому общество ощущало потребность в основании учебного заведения с гимназическим курсом.
В январе 1870 года была учреждена государственная классическая гимназия с латинским языком, во-первых, чтобы не лишать выпускников возможности продолжать обучение в университете, во-вторых, «приискать» лучших наставников. Педагоги высшей квалификации предпочитали выбирать местом службы престижные гимназии.
Восьмого сентября 1870 года состоялось освящение  гимназии в присутствии Императора Александра II.

При всей внешней схожести с другими российскими классическими гимназиями, Императорская Николаевская, помимо громкого титула, имела своё неповторимое по внутренней содержательности  лицо.
Одной из отличительных особенностей, помогавшей выпускать таланты, был высокий уровень эстетического воспитания гимназистов. Среди учебных заведений она выделялась особой «музыкальностью».
Со второго курса обучения желающим давались внеклассные уроки музыки, пения.
Под руководством артистов Императорских театров проходили уроки танцев. Проводились литературно-музыкальные вечера, лекции и экскурсии; давались ежегодные гимназические балы. 

Большим успехом пользовались гимназический хор и оркестр.  Начиная с 1899 года, эти коллективы участвовали в концертах не только для учеников и их родителей, но и для широкой публики.

Ярким событием в жизни гимназии стали постановки греческих трагедий Софокла «Антигона»  и «Царь Эдип», осуществленные силами учеников и преподавателей. Спектакли шли на греческом языке, в сопровождении хора и оркестра гимназии. На подготовку «Антигоны» ушло около трёх месяцев. Спектакль состоялся в мае 1891 г. на сцене Павловского театра. Монологи трагедии чередовались с хорами, сочиненными Мендельсоном. Стройное исполнение каждого номера вызывало знаки одобрения публики и требование повторения некоторых номеров.
Опыт с «Антигоной» был признан настолько удачным, что в 1893 г. на сцене придворного Китайского театра был поставлен и исполнен «Царь Эдип».         

             

Памятным днем в жизни гимназии стало 27  мая 1899 года, когда в Императорском Китайском театре был устроен Пушкинский праздник в честь столетия великого поэта с участием хора и оркестра гимназистов. В присутствии Императора и высокопоставленных гостей на празднике с речью «Пушкин и Царское Село»  выступил директор гимназии И.Ф.Анненский.   

При каждом учебном заведении освящались храмы. Гимназисты обязаны были посещать храм – церковь Рождества Богородицы.
Гумилёв с детства был очень религиозным. В этом главная заслуга принадлежит матери, Анне Ивановне Гумилёвой.
Он любил ходить на службы и слушать гимназический хор (воскресные и праздничные службы, в дни общей молитвы за возлюбленного Государя и членов Его Царственной семьи, дни памяти Императоров Александра II и Александра III, родительские субботы, во время Великого поста).

Ахматова вспоминала, что в пору развития отношений с Николаем Гумилёвым ходили на выступления Айседоры Дункан. В начале января 1905 года  Дункан, развивавшая новое направление в танцевальном  искусстве, дала несколько концертов.
В Дворянском собрании собрался весь художественный цвет Петербурга, чтобы  посмотреть на европейскую знаменитость. Среди них был и молодой Гумилёв, которого любая реформаторская деятельность не могла оставить равнодушным.

Анна Ахматова (тогда еще Горенко) и Николай Гумилев познакомились в Царском Селе в декабре 1903 года. Тонкая стройная девушка долго не хотела замечать надменного и нескладного юношу.
Почти семь лет длились его объяснения в любви и повторялись ее отказы.

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха…

Наконец, 25 апреля 1910 года, под Киевом состоялось венчание: “ Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, не знаю, но кажется мне, что люблю”.

 


Театр Шатле

Через несколько дней молодожёны уехали в свадебное путешествие в Париж. Гумилёв гулял с Ахматовой по своим любимым местам Парижа, вводил её в круг артистической и художественной богемы. (В 1906 году Гумилёв впервые в Париже: вращался в литературно-художественной среде, слушал лекции в Сорбонне по истории французской литературы, изучал живопись, издаавал свой первый журнал «Сириус».)
Они гуляли по Латинскому кварталу, поднимались на Эйфелеву башню, осматривали знаменитые парки, музеи и галереи, с удовольствием посещали театр Шатле, в котором давались модные  балетные спектакли  русской антрепризы Сергея Дягилева.

К маю 1910 года, к их приезду, с огромным успехом шли балеты «Павильон Армиды» с А.Павловой и В.Нижинским, «Клеопатра» с И.Рубинштейн и В.Нижинским.    


Павильон Армиды, А. Бенуа

Павлова А. и Нижинский В.

Акмеизм

К 25-ти годам (1910-1911) окончательно сложились художественные взгляды и интересы  Гумилёва, и среди них музыке не нашлось места. Как бы его не образовывали, какая бы не была атмосфера, в которой рос и воспитывался Гумилёв, он остался совершенно далёким от неё. Она не задела его глубинно, не встревожила, не оставила глубокого следа. На творчество оказала минимальное влияние. Правда, также он был равнодушен  и к живописи, и к музыкальному театру.
С детства его влекла другая романтика, которая никак не пересекалась с музыкой, с музыкальными интересами –  это приключенческая литература и романтика приключений.
Может, он сознательно запрещал себе интерес к музыке. Есть мемуарные свидетельства Ахматовой середины 1900-х годов – времени безответной влюблённости в неё Гумилёва: «Я возненавидел музыку, потому что она оживляла во мне эту любовь».
К тому же, в это время для Гумилёва начинается период поиска новых поэтических путей, становления нового течения – акмеизма. Настроенный весьма серьёзно, он занял воинствующую позицию по отношению ко всему, что мешало зарождающемуся направлению, в том числе и музыке.

Начались новые взаимоотношения Гумилёва с музыкой, в большей степени скорее декларативные, нарочито эпатажные.

Акмеизм — это «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Краеугольным камнем акмеизма стал реалистический взгляд на вещи. Акмеисты провозгласили материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге. 

Акмеизм сформировался как реакция молодого поэтического поколения  на крайности символизма, переживавшего тогда начало кризиса.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному»,  усложненной метафоричности, акмеисты стремились к ясности образа и точности, чеканности поэтического слова, к поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам.

Русские символисты высшей формой искусства рассматривали музыку  в совершенстве пользовавшейся символом.  Они призывали перенестись в область музыки, понять организующую роль ритма в поэзии и в прозе, окунуться в мир звукописи в стихе, в поток музыкальных  ассоциаций.

Особой музыкальностью стиха отличались поэтические произведения К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Для этих поэтов словесная ткань искусства была специфической разновидностью музыки.
Константин Бальмонт обладал абсолютным слухом и редчайшим «цветовым слухом», как и А. Скрябин. «Творчески мыслящий художник знает, что звуки светят, а краски поют».Однако не все акмеисты занимали непримиримую позицию в понимании значения музыки.

Особо выделяется Осип Мандельштам. С детства полюбил музыку Чайковского, которая «потрясала до потрясения»,  до болезненного исступления. С тех пор почувствовал себя навсегда связанным с музыкой. Мандельштама учили игре на фортепиано. Он вспоминал, что «руку ставили по системе Т. Лешетицкого».
Внутренний мир Мандельштама предопределялся верховным положением музыки в «незыблемой скале» ценностей. Ахматова о Мандельштаме: «В музыке Осип был дома, а это крайне редкое свойство». По словам Артура Лурье: «...музыка для него носила не отвлечённый, метафизический смысл, ему была необходима живая музыка».

Про Гумилёва Мандельштам  говорил, что «ему, конечно, несравненно легче жить. Ведь музыка не окрыляет, а отравляет жизнь».


Портрет М.Кузмина,
А. Головин

 

Михаил Кузмин – поэт, беллетрист, переводчик, композитор и музыкальный критик.
К моменту возникновения акмеизма Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Философско-религиозные искания символистов перестали увлекать Кузмина: дело художника — сосредоточиться на эстетической стороне творчества, на художественном мастерстве. Он должен нести в мир ясность, прояснять смысл вещей, искать гармонию с окружающим. 
В Петербурге М. Кузмин был широко известен как композитор. Автор многих вокальных произведений на собственные тексты, издал со своим музыкальным сопровождением сборник стихов. Некоторые из его сочинений исполнялись на "Вечерах современной музыки" в Петербурге. В его творческом наследии музыка к спектаклям на современные пьесы Театра В. Ф. Комиссаржевской, оперы, балеты.  Кузмин выступал как музыкальный критик. Среди знаковых статей о музыке – «Чехов и Чайковский», «Вертер», «Похищение из сераля», «Cosi fan tutte». Написал русский текст оперы «У Парижской заставы» (по «Водовозу» Л. Керубини). Перевёл тексты "Песни о земле" Г. Малера, оперы А. Берга "Воццек", романы «Жизнь Россини» Стендаля, «Бетховен. Великие творческие эпохи» Р. Роллана.

Борис Пастернак –  поэт, писатель и переводчик. Родился в творческой семье. 

Мать, Р.И. Кауфман, известная концертирующая пианистка, виртуоз,  ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. «Жизни вне музыки я себе не представлял. Музыка была для меня культом», – скажет Пастернак в автобиографической прозе «Охранной грамоте». Отец – художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак .

В 13 лет Борис Пастернак знакомится с семьёй А. Скрябина и в течение шести лет вдохновенно занимается музыкой, сочинением.

Но к 20-ти годам выбор был сделан, в печати появились первые стихи. Однако поэзия и музыка мирно сосуществовали на протяжении всей жизни Б. Пастернака.

           

Николай Гумилёв, будучи уже авторитетным автором, вождём акмеизма, часто бравировал своим равнодушием к музыке, подкрепляя его ссылками на серьёзные авторитеты. Вслед за Т.Готье и В.Гюго повторял: «Что такое музыка? Большой шум!». «Музыка самый неприятный из всех видов шумов».
В полушутливой форме Н. Гумилёв постоянно проводил тему превосходства поэзии над музыкой, так как, по его мнению, «музыка вся построена на нутре, никаких законов у неё нет и не может быть; нельзя писать о поэзии или живописи, будучи профаном, а о музыке сколько угодно». Может быть перегибал палку, смешивая умение писать музыку с умением писать о музыке.

И одновременно утверждал, не замечая противоречия: «Надо учиться писать стихи также долго и усердно, как играть на рояле. Ведь никому не придет в голову играть на рояле, не учась».  Возможно, здесь пригодились воспоминания детства.

По словам И. Одоевцевой (ученицы студии «Звучащая раковина», 1919), Н. Гумилёв был «абсолютно безголос и лишён слуха». Хотя тут же продолжает: «Гумилёв выводил глухим, уходящим в небо голосом тут же сымпровизированный им перевод «Интернационала».

Что понималось под «безголос и без слуха»? Наверное, сравнение с голосами великих оперных певцов.

 

Произведения на стихи Николая Гумилёва

Один из первых, кто распел Гумилёва, был А. Вертинский (1939-1940 гг.). Излюбленный жанр – «салонные» песенки, «ариетки».

СЛУШАЕМ:  Вертинский, «Китай»

 

Конец ХХ века открыл поэзию Гумилёва. После реабилитации в 1991 году музыканты активно взялись за её музыкальное воплощение. Больше половины его стихов положено на музыку за короткий срок – приблизительно за 25 лет, на многие стихотворения – несколько версий. Количество произведений перевалило за две сотни.

СЛУШАЕМ:

В 1994 году «Китай» спел Борис Гребенщиков, поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников российской рок-музыки.

Основной жанр прочтения – романсы и шансон. К наиболее ярким можно отнести сочинения  А. Бальчева, Петровых в исплнении Н.Носкова и Н. Расторгуева.

Как ни странно, в Николае Гумилёве нашли своего поэта и группы различных стилевых направлений.

  • «Сказка»  - исполняет группа «Джа Дивижн». Группа возникла в 1991 году, первая российская группа регги-движения – музыка острова Ямайка. Организатор – кубинец Герберт Моралес. На сегодня имеет культовый статус.

Следующие представленные две композиции созданы на одно стихотворение.

  • «Жираф» - исполняет группа «Плюм-Бум». Группа была образована в 1996. Группа играет неагрессивную тяжелую, танцевальную музыку, близкую к джазу. Все песни отличает отсутствие социальных тем. Песни исполняются на русском языке, и все они о любви.
  • «Волшебная скрипка»  - исполняет Елена Камбурова, советская и российская певица и актриса, основательница и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии; народная артистка РФ.

Источник: Музыка на стихи Николая Гумилёва на gumilev.ru, по стихотворениям.

                 Фотографии из открытых интернет-источников