Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Люди науки: Жданов Иван Михайлович

 

 

ЖДАНОВ Иван Михайлович (1895 —1938) — партийный работник, участник Первой мировой и Гражданских войн, организатор производства, судостроитель, директор судостроительных и судоремонтных заводов в Петрозаводске, Ленинграде и Дальнем Востоке.

 

 

Иван Михайлович Жданов родился 25 (29) июля 1895 года в д. Остроги Бежецкого уезда Тверской губернии. 

В 1910 году переехал в Петербург, работал чернорабочим, кочегаром, помощником машиниста на железной дороге Обуховского сталелитейного завода. 
В 1917 году вступил в члены РСДРП(б). 
В 1915 году был призван на военную службу матросом на Балтийский флот. Участник Первой мировой и Гражданской войн, в 1921 году участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. 
В 1919—1924 годах был сотрудником Петроградской губернской ЧК и губернских продовольственной коммуны и комитета профсоюзов, работал слесарем на Балтийском заводе, инструктором Центрального и Володарского РК ВКП(б) Петрограда. 
В 1925 году переехал в Мурманск. В феврале 1925 года назначен заведующим организационно-инструкторского отделом, а с 28 марта 1925 года — секретарём Мурманского губернского комитета ВКП(б). Являлся делегатом XIV Всесоюзной партконференции и XIV съезда ВКП(б). На съезде вместе с ленинградской делегацией голосовал против доверия Центральному Комитету ВКП(б). 
13 января 1926 года, по возвращении со съезда, освобождён от занимаемой должности. 
В 1926 году был назначен директором Онегзавода (ныне Онежский тракторный завод). На заводском партсобрании И. М. Жданов поддержал троцкситско-зиновьевскую оппозицию и был исключён из ВКП(б), в августе 1926 года был освобождён от должности директора завода. 
В 1928—1930 годах был назначен директором Онежского судоремонтного завода (ныне ЗАО «Онежский судостроительный завод») в Петрозаводске. 
В начале 1930-х годов Жданов был директором завода «Севкабель» в Ленинграде, а затем Балтийского судостроительного завода. 
В 1934 году был награждён орденом Ленина. 
В 1936 году направлен на Дальний Восток начальником «Дальпромстроя», затем — директором «Дальзавода» во Владивостоке. 
В июле 1936 года назначен первым директором Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. При его непосредственном участии было завершено строительство первых подводных лодок «Л-11» и «Л-12». 
8 августа 1937 года Жданов был арестован. 7 апреля 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР по ст. 58-1а-7-8-9-11 УК РСФСР был обвинён и расстрелян. Похоронен в Хабаровске. 
18 мая 1957 года был реабилитирован и определением Военной коллегии ВС СССР дело прекращено за отсутствием состава преступления.

Иван Михайлович Жданов – первый директор Амурского судостроительного завода, стал его легендой. Амурские корабелы сохранили о нём светлую память. Именем первого директора завода названо одно из построенных ими судов. 

 

Предлагаем к прочтению статью, присланную нашими коллегами из МУК "Городская централизованная библиотека им. Н. Островского" г.Комсомольск-на-Амуре.

Иван Михайлович Жданов – первый директор Амурского судостроительного завода.

Иван Михайлович Жданов (1895-1938) родился в д. Остроги Бежецкого уезда Тверской губернии. Был участником Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны. В 1930 г. был назначен директором Балтийского завода в Ленинграде. 

Иван Михайлович, бывший матрос Балтфлота, успевший проявить себя хорошим организатором и управленцем, уже опытным корабелом приехал на Дальний Восток. В 1933 г. И. М. Жданов являлся директором «Дальзавода» в г. Владивостоке. За успешное строительство новых кораблей Постановлением ЦИК СССР в январе 1934 г. Жданов был награждён орденом Ленина. В этот период предприятие «Амурский судостроительный завод» в строящемся Комсомольске-на-Амуре переживало большие трудности: промышленное и жилищное строительство отставало. 

С целью укрепить расширяющееся производство людскими ресурсами в 1933 г. при Наркомате тяжёлой промышленности был создан особый корпус военно-строительных частей. Первая бригада военных строителей после прибытия в Хабаровск, не дожидаясь открытия навигации по реке Амур, с 22 декабря 1933 г. по 3 января 1934 г. совершила героический ледовый переход по Амуру. С приходом на завод стройотрядов началось бурное развитие заводских цехов, электростанции, подземных коммуникаций, дорог, жилых домов. 

Приказом наркома тяжёлой промышленности 14 марта 1935 г. И. М. Жданов был назначен начальником строительства «Дальпромстрой». Ему предстояло решать важнейшую задачу – не только возвести корпуса судостроительного завода, но и наладить в цехах серийный выпуск подводных лодок и эсминцев. А это уже совсем другая технология, которой те же бойцы строительных батальонов и их командиры не владели. Нужны были опытные специалисты судостроения, способные передать свой опыт и знания местным рабочим. 

И. М. Жданов сумел во многом изменить структуру управления строящимся заводом. Он быстро разобрался с обстановкой на строительной площадке АСЗ и принял необходимые меры по ускорению строительства. На территории АСЗ было организовано отделение Николаевского государственного завода. Специалисты с берегов Чёрного моря имели заслуженный авторитет в области отечественного судостроения, а на берегах Амура им постарались создать все условия для плодотворной деятельности. Первые 400 представителей Николаевского СЗ стали кадровым ядром амурских судостроителей. Под руководством талантливых и опытных строителей и инженеров Дорофеева, Грищенко, Ющенко, Курышева были подготовлены основные сооружения и помещения временной верфи для закладки подводных кораблей. Были организованы участки для сборочных, кузнечных, медницких, столярно-малярных работ, горячей гибки и оцинковки труб. 

Налицо были первые результаты: 25 мая 1935 г. на стапеле № 1 временной верфи на берегу Большого Силинского озера была заложена первая подводная лодка XI серии – Л-11, заводской номер 284, а затем и вторая той же серии, под номером 286. В конце 1935 г. вступил в строй ремонтно-инструментальный цех. 16 июня 1936 г. первая подлодка АСЗ была спущена на воду. Этими работами руководил П. Г. Гойкинс, опытнейший кораблестроитель, который ещё в феврале 1932 г. принимал участие в выборе площадки под завод. В дальнейшем он стал первым главным инженером завода. 

В марте 1936 г. на временной верфи завода был заложен первый лидер эсминцев «Баку» проекта 38, а в августе – второй корабль этой серии – «Тбилиси», считавшиеся лучшими в мире кораблями своего класса. 

1 июля 1936 г. Амурский судостроительный завод был включён в число действующих судостроительных предприятий СССР с присвоением ему номера 199, а его первым директором был назначен Иван Михайлович Жданов. На долю нового руководителя выпали тяжёлые испытания. Зима 1936-37 гг. с её морозами оказалась крайне тяжёлой для коллектива молодого завода. Не хватало мазута для электростанции; были большие трудности с поступлением оборудования и материала для строительства кораблей; трудно было с комплектацией рабочей силы. Всем этим приходилось заниматься Жданову. Тяжёлым бедствием стал произошедший в ночь на 3 июля 1937 г. пожар на складе готовой продукции, который и без того осложнил постройку и испытания кораблей. Многое пришлось сделать И. М. Жданову для ликвидации последствий пожара. Но, как бы то ни было, совсем скоро стали видны результаты труда. 23 июля 1937 г. от стоянки отошли первые корабли, построенные на заводе. 

Так совпало, что деятельность И. М. Жданова на должности директора АСЗ совпала со временем назначения очередного секретаря парткома в г. Комсомольске-на-Амуре. В 1935 г. бывшего руководителя партийной ячейки города Н. В. Плеханова заменил М. А. Жданов - однофамилец Ивана Михайловича. Деятельность этого «неистового большевика» свелась к тому, что он организовал компанию травли одного из выдающихся строителей советских подводных лодок Василия Ефимовича Курышева, награждённого орденом Ленина. Директор АСЗ И. М. Жданов встал на защиту строителя, в результате В. Е. Курышева восстановила в партии. И. М. Жданов обратился в ЦК ВКП(б), и секретарь парткома был освобождён от должности. Его перевели в Амурский обком ВКП(б). Тем не менее судьба И. М. Жданова и В. К. Курышева сложилась трагически: оба были арестованы по ложным обвинениям и расстреляны в 1937 г. 

В августе 1937 г. И. М. Жданов был арестован «за связь с врагами народа» и в том же году расстрелян. Он был посмертно реабилитирован только спустя 20 лет, в 1957 г. 

Роль Ивана Михайловича Жданова в строительстве Амурского судостроительного завода и его первых кораблей неоценима. Коллектив АСЗ не забыл своего первого директора - именем И. М. Жданова было названо сухогрузное судно, проекта 19610, построенное АСЗ для Амурского пароходства в 1995 г.

Библиография 

Иван Михайлович Жданов // Комсомольск-на-Амуре. Север Хабаровского края. Восточный БАМ. Нижнеамурье : энциклопедия / авт. проекта, ред.-сост. Б. Д. Дрозд, А. С. Семенов. - Комсомольск-на-Амуре : Амурская волна, 2004. - 431 с. 

Флот с амурских стапелей : энциклопедия кораблестроения на Амуре: 1936 - 2006 годы: [юбилейное издание к 70-летию Амурского судостроительного завода] / текст И. С. Красиков. - Хабаровск : Приамурские ведомости, 2006. - 216 с. : ил. - ISBN 5-8003-0161-1. 

Корабли для российского флота : Амурскому судостроительному заводу 80 лет [юбилейное издание] / ред.-сост. И. С. Красикова . - Хабаровск : Приамур. ведомости, 2016. - 216 с. : ил. - ISBN 978-5-9907369-7-9. 

Сутурин, Г. Рекомендован Фёдором Раскольниковым : о начальнике строительства и первом директоре завода имени Ленинского Комсомола И. М. Жданове / Г. Сутурин // Дальневосточный Комсомольск. - 1990. - 9 февр., 10 февр.