Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Иванов Алексей Петрович

Иванов Алексей Петрович

(22 (09) сентября 1904  - 27 февраля 1982) —

советский оперный певец (баритон). Народный артист СССР (1951).

«Жизнь артиста»

(Народный артист СССР А.П. Иванов)

  Немало славных сынов России подарила миру древняя Бежецкая земля. Один из них – Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий, знаменитый оперный певец Алексей Петрович Иванов.

  А.П.Иванов родился 22 сентября 1904г. в селе Чижово Бежецкого уезда. Его отец – Пётр Михайлович Иванов был уроженцем Весьегонского уезда Тверской губернии. Рано лишившись отца, Пётр и его сестра Мария были отданы на воспитание священнику В.Н.Никольскому. Естественно, воспитатель пожелал сделать из маленького Петюшки «духовное лицо». Десяти лет от роду его отдали в бурсу – так называли пансионаты, организованные для детей духовного сословия. Сначала он учился в Краснохолмском духовном училище, потом в Тверской духовной семинарии. Пётр Михайлович мечтал проучиться четыре курса – это давало среднее образование и право поступления в университет или другое высшее учебное заведение – и уйти. Но всё произошло не так. Четвёртый курс подходил к концу, начались экзамены. На радостях семинаристы изрядно выпили и были замечены инспектором. Последовало отчисление.

  У Петра Михайловича был хороший голос, он пел в семинарском хоре и в архиерейском хоре Тверского собора. После отчисления жил исключительно на заработки от пения, а потом ему предложили место дьякона в селе Чижове Бежецкого уезда. Так решилась судьба П.М.Иванова: церковные дела, семья, дети, работа по хозяйству, к тому же в обязанности дьякона тогда входило преподавание в церковно-приходской школе.

  В начале 20 века с.Чижово процветало. Большое, на 300 дворов, торговое, имело великолепный православный храм, церковно-приходскую школу, газовые фонари на улицах. Был урядник и чайный трактир. В селе было много детей и молодёжи. Вечерами на разных концах села звучали песни. Песней выражалось всё – радость и горе, веселье и печаль, торжество и отчаяние. Зимой и летом песня в селе не смолкала до полуночи. В своих воспоминаниях Алексей Петрович Иванов пишет: «С малых лет я не мыслил жизни без пения. При всяком удобном случае старался принять участие в хоровом пении. По современным профессиональным понятиям хор – это большой ансамбль, но мы тогда даже в семейном кругу организовывали свой «хорик» - пусть он состоял из нескольких человек, главное, чтобы каждый обладал тонким музыкальным слухом и приличным голосом».

  Организатором и вдохновителем семейного хора был Пётр Михайлович, получивший в семинарии довольно основательное музыкальное образование. Он свободно читал ноты с листа и собрал дома нотную библиотеку, состоящую в основном из произведений духовного содержания. Первые уроки музыки и нотной грамоты Алексей Петрович получил дома. Пётр Михайлович был требовательным наставником, и дети пели старательно, боясь сфальшивить.

  Настоящим праздником для семьи стал тот день, когда Пётр Михайлович привёз из Бежецка граммофон. «Все уселись вокруг трубы в нетерпеливом ожидании. Отец завёл ручкой пружину, поставил пластинку на тарелку, в трубе что-то захрипело, а потом неожиданно полилась музыка – первый раз в жизни я слушал симфонический оркестр. Затем кто-то запел. Отец менял пластинки, и из трубы лились то звуки скрипки, то рояля, то звучал хор, то мужской голос, то женский.

  Всё это было как в сказке. Ночь я не спал, а утром, едва дав отцу умыться и причесаться, упросил снова завести граммофон…» - вспоминал А.П.Иванов. Этот граммофон долгие годы бережно хранился в семье Ивановых, а сейчас он выставлен в комнате-музее артиста в Бежецкой школе имени А.П. Иванова.

  В 1914г. началась первая мировая война. В тылу появилась масса раненых, которых военные власти обеспечить лечением не могли – госпитали были переполнены. Тогда с призывом о помощи обратились к общественности. Кроме прямых сборов пожертвований, пытались добывать средства и другими способами. К их числу относились любительские спектакли «в пользу раненых».

  В Чижове организовался драмкружок, в котором приняла участие и крестьянская молодёжь. Постановщиком спектаклей был студент Московского университета Сергей Соловьёв, приезжавший к родственникам в Чижово. Для первых спектаклей были выбраны пьесы «Дядя Ваня», «Вольная пташка» и «Жених из ножовой линии». Театр решили оборудовать в овине Ивановых.

  В спектаклях принимала участие вся семья: брат Алексея Петровича играл любовников, старшая сестра – инженю, другая сестра – трагические роли. На ролях характерных старух была незаменима тётушка Мария Матвеевна Полозова, сестра матери  - Клавдии Матвеевны. Отец был в некотором роде шефом, помогал чем только мог. Спектакли в овине сделались настоящим событием. Зрители приезжали не только из окрестных деревень, но и из уездного Бежецка.

  Весной 1915г. Алексей Петрович окончил сельскую школу и поступил в Бежецкое реальное училище. На вступительных экзаменах он блестяще прочитал выученное по настоянию отца стихотворение. После экзаменов к отцу подошёл учитель литературы Н.В.Струженский и, поздравив его, сказал: «А Вашему сыну быть артистом».

  Программа реального училища строилась в основном на физико-математических дисциплинах и имела технический уклон. Училище готовило работников для строительства и промышленности. Наряду с точными науками преподавались французский и немецкий языки, некоторые гуманитарные науки, обращалось серьёзное внимание на рисование и черчение, столь необходимые для будущих инженеров. Были и уроки пения для эстетического воспитания.

  А.П.Иванова привлекали больше всего три предмета: пение, рисование и декламация. Во многом это было заслугой учителей. Учитель пения П.С.Виноградов приходил на уроки со скрипкой. В каждом классе он отбирал наиболее одарённых учеников для хора. Вскоре Алексей Иванов стал солистом этого хора.

  Учителем рисования был художник И.М.Костенко. Занятия не носили формального характера, на них постепенно вырабатывалась техника рисования. По воскресеньям Иван Малахиевич устраивал вылазки на природу, и несколько учеников, в том числе и Иванов, сопровождали его. Рисование стало для Алексея Петровича вторым увлечением, после пения.

  После окончания реального училища по совету тётушки Марии Матвеевны, работавшей в Твери в гостинице для приезжих профессоров, А.П.Иванов поступает на дополнительное отделение вольнослушателей Тверского педагогического института. Пройдя вместе со студентами программу первого курса и успешно сдав экзамены, он был зачислен на второй курс физико-математического факультета.

Памятник Иванову А.П.
г. Бежецк
Открыт в 2004г. к 100-летию со дня рождения артиста. 
Скульптор – народный художник России, Лауреат Государственной премии Андрей Ковальчук.

Музей народного артиста СССР, лауреата Государственных премий, солиста Государственного академического Большого театра СССР Алексея Петровича Иванова в г. Бежецке. 
Музей создан в 2012 г. сотрудниками ГБУК ТГОМ и внучатым племянником артиста А.В. Ивановым в Культурно-деловом центре «Домъ Иванова» 

Памятная доска на здании Культурно-делового центра "Домъ Иванова".
Автор – лауреат Государственной премии,скульптор Андрей Ковальчук.

Село Чижово.
Современный вид.

Книги из фонда библиотеки о жизни и творчестве А.П. Иванова

Мероприятия библиотеки,
посвященные жизни и творчеству А.П. Иванова:

Будучи хорошим рисовальщиком, Иванов оформлял учебные кабинеты института, писал плакаты и лозунги и был запевалой всех демонстраций. Руководитель студенческого хора Н.П.Ишиев пригласил его в хор. Тогда многие задавали Иванову вопрос, почему он выбрал профессию педагога, когда он весь в искусстве. Алексей Петрович объяснял, что просто пытался «выйти в люди». Надо было не терять драгоценное время юности, накапливать знания, приобретать культуру, успешно закончить институт. Свободное время можно посвятить занятиям для души.

  В середине 20-х годов Тверь навещали лучшие артисты Москвы и Ленинграда. Частыми гостями были Мигай, Головин, Обухова и др. Но наибольшую любовь снискали братья Пироговы. Григорий Пирогов находился в зените славы и, после эмиграции Шаляпина, по праву считался первым басом России. Во время одного из концертов Иванову посчастливилось быть представленным Г.Пирогову. Эта незабываемая встреча имела для Алексея Петровича огромное значение и в какой-то степени оказала влияние на его дальнейшую жизнь.

  Вскоре Иванов познакомился с музыкантом-профессионалом Николаем Михайловичем Сидельниковым, который был душой музыкальной жизни Твери. Созданный им маленький оркестр вырос впоследствии в симфонический. В концертах Сидельников выступал и как пианист, и скрипач, и певец – у него был тенор. Николай Михайлович пригласил Иванова на репетицию оркестра, объяснил дирижёрские жесты. Попробовали разучить несколько произведений, и летом на открытой площадке в городском саду Алексей Петрович выступал вместе с оркестром Сидельникова.

  На одном из таких концертов присутствовала бывшая оперная певица Мария Эдуардовна Ланская, которая безвозмездно занималась постановкой голоса. Услышав пение Иванова, она пришла за кулисы и указала ему на необходимость поступления в консерваторию. Ланская пригласила Алексея Петровича учиться у неё.

  М.Э.Ланская была дочерью известного тверского врача. Её мать приходилась сестрой И.С.Тургеневу. В своё время Ланская закончила Сорбонну, получила диплом химика, но у неё обнаружился великолепный голос, и она уехала для учёбы в Италию. Вернувшись в Россию, она поступила в оперную труппу Петербургского народного дома. После революции труппа распалась, и Ланская вернулась в Тверь.

  Мария Эдуардовна была совершенно неорганизованным человеком. Занятия проходили хаотично, к тому же она взяла к себе на воспитание грудного ребёнка. Во дворе у неё были куры и козы – младенцу требовались козье молоко и яйца. Иногда вместо занятий ученики разыскивали пропавших коз, а молодые певицы стирали пелёнки.

  Школы вокальной, как таковой, у Ланской не было. Она пыталась сама изобрести какой-то свой «метод», а ученики бесприкословно ей подчинялись. Тем не менее А.П.Иванов на всю жизнь остался благодарен Ланской за то, что она поверила в него, поставила перед ним новую цель в жизни – стать певцом.

  В 1926г. Алексей Петрович окончил  институт и стал работать педагогом в школе ФЗУ вагонного завода. Он преподавал физику, математику и механику. К этому времени у него уже была семья, но всё свободное время он проводил в студии Ланской. Мария Эдуардовна перестала экспериментировать с Ивановым и учила его всему, что сама хорошо знала. Некоторые из учеников Ланской поступили в консерваторию – в Москве или в Ленинграде. Среди них Наташа Платонова, поступившая в Ленинградскую консерваторию в класс профессора Боссэ. Иванов тоже решил попытать счастье, и весной 1927г. с рекомендательным письмом Н.Платоновой отправился в Ленинград. Боссэ принял Алексея Петровича ласково, попросил спеть и посоветовал обязательно сдавать экзамены. При успешном прохождении конкурса он пообещал взять Иванова в свой класс.

  Поступление в консерваторию состоялось летом 1928г. Из 50 претендентов были приняты лишь 4.

  Гуальтьер Антонович Боссэ по происхождению был иностранцем (отец – француз, мать – эстонка). Оперному искусству он учился в Италии и Петербурге, обладал великолепным басом, был солистом Мариинского театра. В 1916г. его пригласили преподавать в консерваторию, и до конца своих дней он не прекращал педагогической деятельности. Алексею Петровичу очень нравилась система преподавания Боссэ. Она носила какой-то домашний характер. Её отличительной чертой был строго индивидуальный подход к ученикам. Боссэ изучал особенности каждого голоса и пытался их развивать, сохраняя природу. Будучи уже профессиональным певцом, А.П.Иванов ещё долго консультировался с Боссэ, бывая в Ленинграде, не упускал возможности повидаться с ним.

  Кроме постановки голоса в консерватории учили и основам актёрского мастерства. В классе «ритмической гимнастики» учили двигаться на сцене. Была так же и оперная студия.

  По рекомендации Боссэ Иванов был принят в оперную студию, которой руководил профессор М.Г.Климов. Алексей Петрович называл Климова «подлинным художником звука, редким знатоком вокального искусства, в совершенстве знающим все его приёмы, всю технику». Для начала Климов предложил Иванову выступить в партии Ловчего в опере «Русалка». Через 2 недели он пел партию Свата.

  В октябре 1930г. состоялась премьера «Тоски», где А.П.Иванов исполнял партию Скарпиа. Этот спектакль артист считал исходной позицией, с которой начался весь его многолетний путь в оперном искусстве.

  М.Г.Климов был профессором консерватории и одновременно возглавлял Государственную академическую хоровую капеллу. Алексея Петровича пригласили петь в капелле. В этом выдающемся хоре он был солистом несколько лет. Здесь он исполнял многие произведения – от русской и советской песни до крупных музыкальных форм, пел партию Христа в оратории Баха «Страсти по Матфею».

  Неизгладимый след в судьбе А.П.Иванова оставил Иван Васильевич Ершов. Великий оперный певец, лучший исполнитель произведений Вагнера преподавал в консерватории и часто выступал вместе с Ивановым в капелле. Он сочетал в себе огромный талант с высокой культурой и блестящей техникой, старался научить начинающих артистов перевоплощению. Иванов признавал, что успехом партии Грязного в «Царской невесте» целиком и полностью обязан И.В.Ершову. На всю жизнь запомнил Алексей Петрович слова И.В.Ершова: «Быть артистом – это не значит только петь или играть на сцене. Надо всегда быть гражданином, которому поручено великое дело воспитания общества».

  28 февраля 1932г. А.П.Иванов дебютировал в Ленинградском Малом оперном театре, пел партию Грязного в опере «Царская невеста». Дебют прошёл успешно, и руководитель театра С.А.Самосуд пригласил его на работу в театр. В этом же году Алексей Петрович окончил консерваторию и продолжил обучение в созданной при консерватории аспирантуре.

  В сезон 1934-35гг. в Ленинграде проходили гастроли Оперного театра им. Станиславского.  Было известно, что К.С.Станиславский давно хотел осуществить постановку оперы «Риголетто». Партия Риголетто была подготовлена Ивановым ещё в консерватории и отработана на спектаклях в Малом театре, и он рискнул поехать к Станиславскому в Москву. Константин Сергеевич принял Иванова в труппу и пригласил жить в его доме в Леонтьевском  переулке. Часто Станиславский вёл с Ивановым откровенные беседы, излагая свой взгляд на искусство. Но, к сожалению, Алексею Петровичу не удалось сыграть Риголетто у Станиславского. В сентябре 1935г. оперная труппа Станиславского вернулась из гастрольной поездки. Артисты ушли в отпуск,  Станиславский отправился на курорт, а Иванов уехал обратно в Ленинград.

  С.А.Самосуд пригласил А.П.Иванова начать сезон в Малом оперном театре, который планировал гастроли в Москву. Готовилась новая постановка «Пиковой дамы» под руководством Мейерхольда, где Иванову предложили партию Томского. Алексей Петрович отказался от работы в театре Станиславского.

  Гастроли в Москве в филиале Большого театра начались в январе 1936г. Из 5 опер репертуара Иванов участвовал в 4. После гастролей С.А.Самосуд был назначен главным дирижёром Большого театра.

  Весной 1936г. А.П.Иванову предложили работу на очень хороших условиях в Саратовском театре оперы и балета им. Чернышевского. Здесь он исполнял первые партии и впервые почувствовал, что крепко становится на ноги.

  С декабря 1937г. Алексей Петрович пел в Горьковском театре им. Пушкина. За время работы в Горьковской опере Иванову не довелось приготовить ни одной новой партии, если в театре случались премьеры, то для него они уже не были новинками.

  А.П.Иванов решил поехать в Москву и Ленинград. В Москве его ждала удача: ему предложили дебютировать в Большом театре. Дебютным спектаклем назначили «Риголетто». В сентябре 1938г. Алексей Петрович стал артистом Государственного Академического Большого театра. В приказе Иванову было назначено петь следующее: Риголетто, Грязной, Мазепа, Мурман, Эскамильо, Нагульнов и другие ведущие партии в репертуаре ГАБТ и его филиала.

  Когда началась Великая Отечественная война, Алексей Петрович работал в театре уже третий сезон. Через неделю после начала войны театральный сезон закончился, но театр продолжил свою работу. Дома Иванов записался в команду самозащиты. Ему выдали каску, топорик и зачислили в пожарную команду. По ночам во время воздушных тревог и налётов он дежурил на крыше 8-этажного здания, чтобы сбрасывать и тушить зажигательные бомбы. Начались занятия по военной подготовке. Некоторые артисты уехали рыть окопы. Были организованы концертные бригады, которые часто выезжали в войсковые подразделения. Фронт был совсем рядом.

  13 октября вышел приказ о срочной эвакуации театра в Куйбышев. Грузились в 2 эшелона. Первый отправился уже 14 октября. В нём был и Алексей Петрович.

  В Куйбышеве театр начал восстанавливать свой оперный и балетный репертуар. Сначала взялись за «Пиковую даму» и «Сивильского церюльника», где Иванову была предложена партия Фигаро. Вскоре удалось восстановить и другие спектакли. Алексей Петрович часто выезжал с концертами на фронт.

  После разгрома фашистов под Москвой возник вопрос о возвращении театра в родные стены. В Москве уже начал работать филиал ГАБТ. В помощь театру предлагалось регулярно вызывать из Куйбышева артистов. Получив телеграмму от С.А.Самосуда, в конце ноября 1942г. Иванов прибыл в Москву. Он сразу же включился в работу. За работой театра внимательно следил И.В.Сталин. Кстати, Иванов был одним из любимых его певцов.

  24 мая 1945г. в Георгиевском зале Кремля состоялся торжественный приём в честь Победы. Присутствовали прославленные полководцы, герои войны, писатели, художники, руководители партии и правительства. Во время банкета давали концерт. А.П.Иванову посчастливилось быть его участником и гостем торжества.

  В июле 1945г. группа артистов выехала на гастроли в Вену. Они были первыми вестниками мира в послевоенной Европе. В эту группу входил и А.П.Иванов. Он спел в двух операх – «Тоска» и «Риголетто» и дал сольный концерт. Венская опера увенчала Иванова лавровым венком и красной муаровой лентой.

  А.П.Иванов гастролировал ещё по многим странам мира. Ему рукоплескали города Италии, Германии, Чехословакии, Венгрии. В одной из Будапештских газет в 1960г. появился такой отзыв на его выступление: «Алексей Иванов, Народный артист СССР, пел в театре Эркеля роль Скарпиа. Он является членом жюри Международного конкурса, но с удовольствием выполнил просьбу театра и выступил в спектакле. Итак, посетители оперного театра в Будапеште могли познакомиться со знаменитым артистом и с его редким исполнением. Фигура Скарпиа является воплощением самого тёмного и злого характера… Иванов выражает это злодейство и даёт его чувствовать очень ярко. Этого он достигает прежде всего силой своего прекрасного голоса. Какой голос! Окраска баритона с басом! Какой великолепной динамичностью голоса он владеет с разнообразной гаммой настроений. Незабываемая сила голоса…».

  Артистическое дарование А.П.Иванова всегда отличала яркая индивидуальность, основными чертами которой были сила и благородство, высокая исполнительская культура. Эти качества проявились особенно наглядно в исполнении партий князя Игоря, Руслана, Рылеева. Рабочий репертуар певца включал около 50 оперных партий: от романтической роли Демона до фантастической и гротесковой роли Беса в «Черевичках» П.И.Чайковского.

  Иванов не ограничивал своё искусство только оперной сценой. Многим советским песням он «дал» путёвку в жизнь, был первым исполнителем целого ряда произведений Новикова, Соловьёва-Седого, Хренникова, часто выступал по радио и телевидению. С концертами он побывал в самых отдалённых уголках страны, почти во всех тогда союзных республиках. Неоднократно выступал и перед земляками в Бежецке, Чижове, Калинине.

  Алексей Петрович пробовал свои силы и как режиссёр. В Большом театре он поставил оперу «Риголетто» Дж. Верди, получившую высокую оценку критики. Режиссёрскую практику Иванов затем продолжил в оперной студии Московской консерватории, где был художественным руководителем.

  За выдающиеся заслуги А.П.Иванову в 1951г. было присвоено звание Народного артиста СССР. Он был награждён орденами Трудового Красного Знамени. Трижды был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР.

  Умер А.П.Иванов 27 февраля 1982г.

  К 100-летию со дня рождения выдающегося земляка в Бежецке был установлен памятник Алексею Петровичу Иванову, открыта комната-музей в школе № 3 с углублённым изучением музыкальных предметов имени А.П. Иванова. Один раз в три года в Твери проходит Международный конкурс вокалистов им А.П. Иванова. Ежегодно в сентябре в день рождения певца Лауреаты конкурса выступают перед бежечанами. Готовится открытие в Бежецке частного музея А.П. Иванова.

 

Заведующая Бежецким литературно-мемориальным
и краеведческим музеем, филиалом ТГОМ
М.В. Панфилова

Бежецк трепетно хранит память о выдающемся земляке А.П. Иванове.

 

 В 2004г. по инициативе администрации Бежецкогорайона, родственников певца и культурной общественности Бежецка при участии комитета по делам культуры Тверской области  учреждён Культурный фонд А.П. Иванова. Фонд создан в целях увековечивания памяти народного артиста СССР, нашего земляка Алексея Петровича Иванова. Председатель фонда Радков Виктор Фёдорович. Одним из попечителей фонда стал внучатый племянник артиста меценатАлександр Владимирович Иванов.

   Одним из главных достижений фонда является установка памятника А.П. Иванову в г. Бежецке. Памятник открыт в 2004г. к 100-летию со дня рождения артиста. В 2006г. по инициативе сотрудников и попечителей фонда школе № 3 с углублённым изучением музыкальных предметов г. Бежецка присвоено имя А.П. Иванова и открыт школьный музей артиста.

   Сотрудники фонда ведут большую работу по организации концертов, вечеров памяти Алексея Иванова, принимают участие в проведении Международного конкурса вокалистов им. А.П. Иванова.