Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Фарманянц Георгий Карапетович

4 ноября исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося артиста балета Большого театра, заслуженного артиста РСФСР Георгия Карапетовича Фарманянца.

Георгий Карапетович родился 4 ноября 1921 года в городе Бежецке Тверской области и был на год младше сестры Евгении.
Творческие судьбы брата и сестры во многом совпали: они сумели доказать свое право танцевать на прославленной сцене Большого театра.


Солист Государственного академического Большого театра СССР заслуженный артист РСФСР Георгий Карапетович Фарманянц в роли Филиппа в балете "Пламя Парижа" композитора Бориса Асафьева (источник: https://visualrian.ru/media/5478046.html)
 

Георгий Фарманянц репетирует 3-ю вариацию Птицы из балета Дмитрия Клебанова «Аистенок». Дата съемки: 1948 - 1949 (источник: сайт История России в фотографиях)
 

Солист Большого театра Георгий Фарманянц в партии Пана в хореографической картине «Вальпургиева ночь» из оперы Шарля Гуно «Фауст». Дата съемки: 1949 год (источник: сайт История России в фотографиях)
 


Знаменитый "Гопак" из балета "Тарас Бульба" (балетм. Р. Захаров) в исполнении Георгия Карапетовича Фарманянца.

 

Георгий и Евгения были очень разными по характеру. Сестра решительная, а Георгий более мягкий, хотя часто хулиганил. Женя дружила преимущественно с мальчишками. Девочки сами искали дружбы с Георгием.

Когда сгорел дом в Бежецке, где они жили, мальчик был совсем еще маленьким. В Москве было больше возможностей для шалостей, например, кататься с мальчишками на сетке трамвая. Так что особого желания заниматься танцами он не изъявлял, но вместе с Женей пошел сдавать экзамены в хореографическое училище и целый год ходил вместе с нею на все занятия.

×

Первый его педагог по классическому танцу – Николай Иванович Тарасов считал Георгия бездарем, не смог найти к нему подхода. Да и Гога (как все его называли) не очень старался. В 6–7-м классе к ним пришел Петр Андреевич Гусев. Он сумел увидеть в хулиганистом мальчишке способного танцора, а Георгий в руках опытного наставника стал одним из лучших учеников. Василий Макаров в 1943 году писал: «Вспоминается один из школьных концертов МХУ. Был объявлен «Учебный этюд» в постановке П. Гусева. Юный конферансье с красным пионерским галстуком на шее с трудом выговорил фамилию исполнителя...

Под незатейливую музыку на миниатюрной сцене появился юноша в легкой рубашке, с обнаженными руками и шеей, в перехваченных в нескольких местах шальварах, с женским обручем на голове, схватывавшим длинные волосы... Этот танец был действительно учебным этюдом, но очень хорошо было видно, что юной стройной фигурке явно не хватает места на сцене».

Георгий очень хорошо играл на фортепиано, рисовал, был частым гостем в Третьяковской галерее, увлекался футболом, волейболом, коньками и верховой ездой. После занятий нередко заходил на конюшню, которая находилась недалеко от школы. А еще, он отлично водил машину (в семье была «Эмка», которую в подарок от Орджоникидзе получил отец, Карапет Погосович, только сам он очень боялся садиться за руль и отдал машину сыну).

На выпуске Георгий Фарманянц вместе с двумя своими одноклассниками танцевал вариацию в одном из актов «Эсмеральды».

Для дебюта в Большом театре ему была дана партия Нурали в «Бахчисарайском фонтане». В этой партии он дублировал знаменитого исполнителя Асафа Мессерера.

Молодой артист получил очень трудную партию атамана Шило в балете «Тарас Бульба». Она принесла ему успех. В прессе появились положительные рецензии.

Следующей его большой работой был Колен в «Тщетной предосторожности». Именно здесь юный артист удостоился чести быть партнером О. Лепешинской, отлично провел и танцевальную, и актерскую часть партии.

Затем была партия Базиля в «Дон Кихоте», которая в балете рассматривается как пробный шар для премьера.

Началась Великая Отечественная война. Сестра уехала с театром в Куйбышев, а Георгий был призван в армию, в кавалерийский полк. Но вскоре переведен в ансамбль песни и пляски НКВД, где были собраны лучшие кадры: хор возглавлял А. Свешников, дирижерами оркестра были

З. Дунаевский и Ю. Силантьев, танцевальную группу возглавлял К. Голейзовский, балетмейстером был А. Мессерер. Этот коллектив выступал не с обычными программами, а с театрализованными представлениями.

Но долго Георгию служить не пришлось. В конце 1941 года по настоянию Михаила Габовича – директора филиала Большого театра – он был возвращен на московскую сцену.

Когда в Москву возвратился из эвакуации основной состав, обе труппы слились. К тому времени Георгий стал блестящим танцовщиком. Настоящим шедевром стало исполнение сарацинского танца в «Раймонде», китайского в «Щелкунчике», Кумана в «Половецких плясках» в опере «Князь Игорь» (вместе с сестрой). И это только малая часть его репертуара. Он был непременным участником всех парадных праздничных концертов и, конечно же, гастролей за рубежом.

Первые почти за 200-летнюю историю полноценные зарубежные гастроли Большого театра состоялись в 1956 году. В Лондон приехала балетная труппа. В Ковент-Гарден давали «Жизель», «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетту». Успех был ошеломляющий. В гастрольных выступлениях была занята и Галина Уланова. Марина Кондратьева писала: «Люди ночевали на улицах, чтобы достать билет на выступления Большого театра, хотя стояла промозглая осень. Мы гуляли вечером перед спектаклем и увидели, что вокруг театра разложены костры, сидят люди в пледах, с бутербродами, греют на огне кофе. Они проводили несколько ночей перед театральной кассой. Невероятное количество публики на выступлениях поражало. В Москве не продаются стоячие билеты. А Ковент-Гарден буквально ломился: люди стояли в проходах между рядами, сидели перед оркестровой ямой, буквально свисали с балконов. Нас вызывали на поклон несчетное количество раз!»

Именно с этого времени начались гастрольные турне Большого театра по различным странам. Сначала выезжала только балетная труппа, затем и оперная. В 1957 году балетная труппа впервые приехала в Японию. В ее составе были ведущие солисты ГАБТ – народная артистка СССР О. Лепешинская, заслуженные артисты РСФСР И. Тихомирнова, Я. Сангович, В. Преображенский, Г. Фарманянц, всего пятьдесят человек. Дирижировал Г. Рождественский.

Ольга Лепешинская вспоминает: «На пути в Японию мы надеялись встретить здесь дружеское и доброжелательное отношение. Но теплота и внимание, какими мы были окружены каждый день и каждый час, превзошли все наши ожидания».

Георгий выезжал не только с театром. Советские артисты принимали участие в Международных фестивалях молодежи и студентов. Для фестиваля в Будапеште специально для него Захаровым был поставлен гопак. Этот номер пользовался огромным успехом и всегда сопровождался двумя, а то и тремя бисами.

Репертуар Георгия постепенно разрастался. Самыми значительными стали Голубая птица в «Спящей красавице», Океан в «Коньке-Горбунке», Франц в «Коппелии», Филипп в «Пламени Парижа». В 1951 году он вместе с другими артистами балета снялся в фильме «Большой концерт», а в 1961 году вместе с Майей Плисецкой в «Коньке-Горбунке».

Так же как и сестра, Георгий занимался и педагогической работой. Он тоже начал ее рано, в 17 лет. И продолжалась она всю жизнь. В Большом театре он заменял Асафа Мессерера, когда тот отсутствовал. Приказом по театру Георгий вел мужской урок классического танца. Однако на урок к нему приходили не только солисты-мужчины, но и балерины: Галина Уланова, Майя Плисецкая и другие.

Под руководством своего педагога Петра Андреевича Гусева, который сам был идеальным кавалером-партнером, Фарманянц прекрасно овладел искусством поддержки. Многие балерины театра хотели танцевать самые сложные спектакли только с ним.

В Большом театре он танцевал до 1962 года. Но с уходом из театра его карьера не завершилась. Более 20 лет он отдал работе в качестве солиста, балетмейстера и педагога в Краснознаменном ансамбле песни и пляски им. Александрова, а затем перешел на работу в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа в качестве педагога и хореографа.

Все годы своей творческой работы Георгий Фарманянц был бесспорным лидером в своем амплуа. Благодаря человеческому обаянию, доброте и удивительной скромности он умудрился не иметь ни врагов, ни завистников.

Умер он 10 июля 1995 года в возрасте 74 лет, похоронен на Донском кладбище в Москве.

Источник: газета «Тверская жизнь» от 05.11.2011