БЕЖЕЦКСЕЛЬМАШ: Брагин Вячеслав Иванович

 


Брагин, В.И. Завод «Бежецксельмаш» и решение проблемы комплексной механизации льноводства в СССР : исторический очерк / В.И. Брагин // Там у Шолмино, еси… родная Бежецкая Земля! / В.И. Брагин. – Т. 2. – С. 216-541

Содержание:

ТОМ ВТОРОЙ

Исторический очерк

ЗАВОД «БЕЖЕЦКСЕЛЬМАШ» И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ ЛЬНОВОДСТВА В СССР

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Основания для создания завода по производству льноуборочных машин на Тверской земле, в городе Бежецке

Алексей Васильевич Гончаров – крестный отец «Бежецксельмаша»

ГЛАВА ВТОРАЯ. Технический уровень и состояние производства машин для первичной обработки лубяных культур в СССР к началу сооружения завода «Бежецксельмаш»

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Начальный период в жизни завода «Бежецксельмаш»

«Список лучших людей» завода «Бежецкельмаш» по состоянию на I/XI – 44 г.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Годы суровых испытаний и самоотверженного труда

ГЛАВА ПЯТАЯ. Развитие технических и энергетических мощностей «Бежецксельмаша»

Мой первый «университет»

ГЛАВА ШЕСТАЯ. От первой продукции к массовому выпуску льноуборочных машин

Ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. – опора коллектива завода «Бежецксельмаш»

Полный кавалер орденов Отечественной войны, заместитель начальника инструментального цеха «Бежецксельмаша» Владимир Борисович Гаранин

Директор завода «Бежецксельмаш» Анатолий Викторович Саханицкий

Работа А.В. Саханицкого в Новосибирске

А.В. Саханицкий – первый директор (ракетного) «НИИ-1»

Вторая жизнь «Бьюика» директора «Бежецксельмаша» А.В. Саханицкого

Из решения бюро Бежецкого ГК ВКП (б)

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Страницы из биографии заводской парторганизации КПСС

Секретарь партбюро «Бежецксельмаша» Алексей Алексеевич Розаев          

Незаменимый А.И. Панюшин

Знаменосец «Бежецксельмаша» – слесарь-ремонтник Анатолий Алексеевич Бирулев

Орденоносец Сергей Артамонович Морозов – гордость «Бежецксельмаша»

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Заводская многотиражная газета «Машиностроитель»

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Первые юбилеи в истории завода

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Заводской музей

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Заводской профсоюзный комитет – трибуна и зашита рабочего человека

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. В коммунистических бригадах

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. Коммунистические субботники

12 апреля 1969 года

11 апреля 1970 года

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Комсомол «Бежецксельмаша»

«Комсомольский льнокомбайн»

Лыжный агитпробег комсомольцев «Бежецксельмаша» по местам рождения земляков - героев Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Песня о родном заводе

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Высокие ступени научно-технического и экономического развития предприятия

Среди лучших – слесарь из литейного Леонид Осипович Шаров

Директор завода Михаил Алексеевич Лапин

Машины «Бежецксельмаша» помогли сбить самолет-шпион американца Пауэрса, обеспечивали пуски крылатых ракет и загрузку атомных бомб в ракетоносцы

Рационализаторы и новаторы

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Машиностроительный техникум на базе «Бежецксельмаша»

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ. Через трудности – к успеху

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. «Бежецксельмаш» – локомотив отечественного льноводства Конструктор Василий Александрович Назаров

Ставка на льнокомбайн!

В экспортном исполнении

Первые заводские изобретатели

Кандидат технических наук Виктор Григорьевич Черников

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Силу предприятия на благо трудного человека

Заводской клуб

Заводской спортзал

Заводская турбаза

Директор «Бежецксельмаш» – Виктор Михайлович Мякишев

 


Брагин, В. «Бежецксельмаш» начинался так…: исторический очерк. – Путь коммунизма. – 1968. – № 114 (24 сент.). – С. 1-2.

С какой бы стороны вы ни въезжали в Бежецк, первре, что предстает перед взором сквозь дымку дали – это труба ТЭЦ и возле нее угадываются корпуса большого завода. Там «Бежецксельмаш» – предприятие, которым в душе гордится каждый бежечанин. Вспомните: всякий раз, когда вы рассказывали где-то о нашем не всем известном городе, непременно обращали внимание собеседника на, что в Бежецке есть единственный в стране завод по производству льноуборочных машин. И с уверенность можно сказать, что во многих случаях такое напоминание, служило паспортом для города.
Единственный в стране… Порой мы недостаточно вдумываемся в такие слова. А ведь это значит, что на какое льняное поле в нашей необъятной стране не ступи, везде встретишь машины с маркой «Бежецксельмаша».
Год за годом мчатся в прошлое. Все основательнее уходят из памяти ветеранов завода события первых лет его становления. Материалы об истории завода, находящиеся в частном пользовании, также очень скудны. Это в лучшем случае несистематизированные вырезки из газет, которые ни в коей мере не могут связно обрисовать путь завода. Только документы местных и центральных хранилищ дают возможность во всю силу почувствовать трудовой героизм сельмашевцев в первые годы существования предприятия. Настоящий очерк представляет собой первую попытку использования этих документов.

В ТРУДЕ, КАК В БОЮ
Об огромной жизненной силе Советского Союза, о неисчерпаемых возможностях экономики социалистического государства говорит сам факт возникновения в Бежецке завода по производству машин для сельского хозяйства. Иначе нельзя истолковать то, что в самый разгар Великой Отечественной войны было принято решение о строительстве завода по выпуску мирной продукции – льноуборочных машин.
14 сентября 1943 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР издал распоряжение № 17831 р, в котором указывалось, что «законсервированное строительство льнокомби­ната Наркомата текстильной промышленности СССР в городе Бежецке Калининской области вместе с прилетающим жилпоселком передать в систему Наркомата минометного вооружения для подготовки производства сельскохозяйственных машин: и запасных частей к ним». С издания этого документа и началась, собственно, история «Бежецксельмаша». 5 августа 1944 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мероприятиях по созданию базы производства льноуборочных машин», которое определило профиль намечаемого к сооружению завода.
В целях обеспечения льноводческих районов машинами по уборке и первичной обработке льна Совнарком СССР обязал Наркомат минометного вооружения «...построить в г. Бежецке Калининской области на базе законсервированного строительства Бежецкого льнокомбината Наркомлегнрома СССР завод сельскохозяйственного машиностроения...»
Почему, впервые организуемое в стране специализированное производство льноуборочной техники решено было создать именно в Бежецке?
Основными центрами возделывания льна в то время считались Калининская, Смоленская, Ленинградская, Кировская и Ярославская области. Но приоритет среди них бесспорно принадлежал Калининской области. Тверская земля по размаху льноводства соперничала с развитыми государствами Запада. 26 ноября 1935 года «Правда» писала, что посевы льна в Калининской области превышают посевы льна всех капиталистических стран Европы вместе взятых. В свою очередь, бежецкий лен в тверском крае славился исстари. Бежецкий район по урожайности льна держал в 30-е годы всесоюзное первенство. Вышеприведенные факты дают ответ на поставленный вопрос.
Планом предвоенной пятилетки в Бежецке было намечено строительство крупного льнокомбината. И коллектив строителей и плоды его труда менее чем через десятилетие встали как бы своеобразным зародышем, из которого развился нынешний «Бежецксельмаш». По ряду причин весной 1938 года строительство Бежецкого льнокомбината было законсервировано. Возведенные сооружения перед войной были использованы под хлопковую базу. С 15 апреля 1943 года база была ликвидирована. Но еще до этого постройки заняла армейская авиационно- ремонтная мастерская. Самолеты прямо с нынешней территории завода поднимались в воздух и улетали к линии фронта.
В начале 1944 года строители будущего «Бежецксельмаша» пришли на площадку недостроенного льнокомбината. Незадолго перед тем, а именно в ноябре 1943 года, на завод прибыли его первый директор П.Г. Чуков, первый главный инженер П.В. Дружинин, первый главный бухгалтер Н.М. Суслов. В то время на «Бежецксельмаше» по воспоминаниям А.С. Железновой насчитывалось, кроме ИТР и служащих, всего пять человек рабочих.
В соответствии с приказом Народного Комиссара минометного вооружения СССР М 458 от 17 августа 1944 года первая очередь «Бежецксельмаша» должна была войти в действие в том же году.
Несмотря на то, что поставленные задачи были явно не по силам строителям, сооружение завода шло безостановочно. Приходилось опираться прежде всего на энтузиазм людей, на огромную силу социалистического соревнования. В соревновании, посвященном 27 годовщине Октября, коллектив «Бежецксельмаша» добился первых успехов. Производственное задание октября было выполнено по заводу на 208,3 процента, производительность труда составила к плану 270,6 процента. Особенно высоких показателей добились рабочие ремонтно- строительного цеха. Молодежные бригады подсобных рабочих А.И. Румянцевой и А.С. Ворониной выполнили нормы          выработки на 300 процентов, штукатур-маляр М. Д. Блохин (76 лет) выполнил задание на 210 процентов.
Нельзя было не думать и непосредственно о подготовке к выпуску льноуборочных машин. Начали с оборудования временной литейной мастерской в том помещении, где сейчас находится энергоцех. Для этого были созданы специальные бригады. С целью стимулирования их труда выделили 30 талонов на получение второго горячего питания, для премирования лучших выделили 36 метров ткани, 17 метров шелка, 12 пар валенок, 2 пары дамских туфель, три пары калош и 50 литров водки. За высокие образцы труда при оборудовании литейной мастерской были премированы валенками А.Г. Власов, К.И. Чернышев, Л.В. Фадеев, Е.В. Иванов и др.
Ударный труд людей воплощался в большие дела. Наконец 1945 года «Бежецксельмаш» располагал уже необходимыми помещениями для того, чтобы начать производство машин. Из-за недостатка помещений окончательная сборка машин производилась во дворе нынешнего сборочного цеха № 1. Первые льномялки МЛ-6 были изготовлены в конце июня. Это был настоящий праздник на «Бежецксельмаше». За освоение выпуска машин всем принимавшим в этом участие была объявлена благодарность, а лучшим стахановцам завода заливщикам В. Некрасовой, И. Ахтеяйнен, токарю Гусевой, сборщику Сойконен, электрику Шатеневу были выданы талоны на получение трех метров шерстяных тканей. Большой вклад в создание и организацию выпуска первых машин внесли тогдашний главный инженер завода Ф.Я. Титоренко, начальник техотдела, затем начальник механического цеха В.А. Гаккель, заместитель главного механика К.Е. Гуцевич и др. В 1945 году было выпущено 69 мялок и 2 льноклеверотерки.

КОММУНИСТЫ СЛУЖИЛИ ПРИМЕРОМ
Огромную роль в формировании коллектива сельмашевцев, в преодолении трудностей послевоенного времени сыграла партийная организация завода. Днем ее рождения следует считать 19 апреля 1944 года. Именно в этот день состоялось первое собрание коммунистов предприятия, на котором ни решению Бежецкого райкома ВКП(б) была образована первичная партийная организация «Бежецксельмаща». Первым секретарем парторганизации был единогласно избран член КПСС с 1938 года, недавний офицер Красной Армии, из-за ранений оставивший фронт, Н.И. Чеботарев. Сначала заводская парторганизация была невелика. На учете в момент ее образования состояло восемь членов ВКН(б): Гуцевич, Дружинин, Кузнецов, Малинин, Петухов, Смирнова, Чеботарев, Чуков и один кандидат в члены ВКП(б) – Новиков. Но коммунисты «Бежецксельмаша» доказали, что и малым числом можно решать большие задачи. В центре решения самых наболевших вопросов становления завода стояли члены партии. Они направляли ход посевной кампании на подсобном участке, вели за собой беспартийных на строительстве заводской электростанции, руководили агитационно-массовой работой, всеми силами старались уменьшить трудности быта рабочих и служащих.
Очень важно было сразу же обеспечить приток свежих сил в организацию. На начало 1945 года в ней насчитывалось 15 членов и 4 кандидата в члены ВКП(б), а в конце 1947 года уже 116 членов и кандидатов партии.
Многое подтверждает сильное влияние партийной организации на развитие завода. Она выступила с предложением о немедленном создании отдела кадров и он был создан во главе с коммунистом С.И. Ивановым. Возглавить первый агитколлектив поручили коммунисту, заместителю директора по коммерческой части А.Ф. Кузнецову. Коммунисты стояли во главе ведущих участков производства. В середине августа 1946 года секретарем партийной организации был избран Н.И. Максимов. Бывший чекист, человек большого кругозора, сильной воли, но слабого здоровья (он был неизлечимо болен туберкулезом), прекрасно знавший литературу, имевший специальное образование, что помогало ему глубоко вникать в вопросы строительства, Н.И. Максимов оставил заметный след в жизни заводской парторганизации. Укреплению авторитета организации содействовала активность таких коммунистов, как Д.С. Виноградов, П.С. Скачков, С.П. Лукьянов, А.И. Панюшин, Герольский и др. Н.И. Максимов был на посту секретаря парторганизации завода по 10 декабря 1946 года. Затем его сменил Г.Ф. Соловьев. 17 декабря 1947 года вожаком заводских коммунистов был избран Молчанов.
Коммунисты вели за собой других, служили примером. Но итогам социалистического соревнования за 1947 год 48 человек были занесены в заводскую книгу почета и среди них коммунисты Шумилов, Лукьянов, Вытчиков, Иванов, Марков и др. На заводе было немало членов партии, которые за пять месяцев 1947 года выполнили годовой план.
Особое место принадлежит партийной организации завода в повышении боевитости общественных .организаций и прежде всего профсоюзной и комсомольской. Первый завком был избран 11 сентября 1944 года. Его возглавил Новиков. В это время профсоюзная организация насчитывала 28 человек. На конец мая 1945 года из 405 рабочих «Бежецксельмаша» членством в профсоюзе было охвачено уже 235 человек.
После того, как профсоюзная организация завода была включена в союз работников машиностроения, заметно повысился уровень организации социалистического соревнования. От индивидуальных договоров начали переходить к коллективным. Инициатором межцехового соревнования весной 1945 года стал механический цех, который вызвал на соревнование литейщиков. К сентябрю 1945 года цеховые договора соцсоревнования были заключены полностью, индивидуальных договоров заключено 236.
В 1946 году «Бежецксель- маш» вышел на арену Все­союзного социалистического соревнования и стал соревно­ваться с заводом сельхозмашин имени Ухтомского (г. Люберцы).
28 августа 1944 года была образована комсомольская организация «Бежецксельмаша». Сначала в ней было всего четыре члена. Первым секретарем комсомольской организации завода был избран чертежник отдела капитального строительства В.А. Стратоницкий, участник Сталинградской битвы. В последующие годы секретарем организации избирались Петрова, Кантонистов, Чернухин и др. В июне 1945 года комсомольцев на заводе было 35 человек. Но год от года комсомолия завода численно росла и набирала силу. По итогам социалистического соревнования в честь 28-й годовщины образования ленинского комсомола передовые комсомольцы Старшов, Нилин, Ревякин были премированы 100 рублями каждый.

ЗАВОД ЖИВЕТ
В первые годы коллективу завода приходилось преодолевать немалые лишения. Не хватало производственных площадей. Серьезной помехой в работе был холод. Oтапливать цеха приходилось железными печками, которые больше коптили, нежели давали тепла.
Дела пошли лучше после окончания войны. Советские люди, истосковавшиеся мирному труду, стремились все силы отдать восстановлению разрушенного хозяйства. Резко увеличилось количество рабочих и служащих за счет демобилизованных воинов рядов Советской Армии. Могучим рычагом повышения производительности труда стало новаторское движение. В 1945 году поступило всего одно рацпредложение. Автором, а следовательно, и первым в истории завода рационализатором был П.М. Нуколов, ныне был И.М. Нуколов, ныне работник отдела главного технолога. В следующем 1946 году рационализаторов на заводе насчитывалось уже 18 человек. Они подали 63 предложения, из которых было внедрено 24 с экономическим эффектом 75 тысяч рублей.
Такая обстановка всенародного трудового порыва пробуждала творческую инициативу у каждого труженика. В апреле 1946 года сельмашевцы выдвинули из своей среды замечательных стахановцев, выполнявших производственные задания на 250 - 300 процентов. Такие передовики производства, как Эмман, Кудрявцева, Шепеляева, Седова, Федорова, Пейно стали широко известны на «Бежецксельмаше». На Доске почета красовались портреты рабочих из механического цеха – М. Парамонова, Пафиленок, Н. Гусева, из КПЦ – Шувалова и Маслова, из литейногоцеха – Евдокимовой, Бородавской и др.
И на завод в июле 1946 года на «Бежецксельмаш» пришла телеграмма. Министр сельхозмашиностроения телеграфировал коллективу: «ВЦСПС, Министерство сельхозмашиностроения признали завод победителем Всесоюзного социалистического соревнования...»
30 тысяч рублей премии получил после этого завод. Около 200 человек были вознаграждены за горение в работе. И может быть главным результатом всесоюзной положительной оценки ycпexoв завода было то, что окончательно развеялось неверие в возможность создания «Бежецксельмаша». Во всяким случае, у директора предприятия А.Л. Фока имелись все основания сказать тогда: «Ведь в 1945 году думали, что завод не построить, что его не будет. Этот миф разбит в прах!»
...Издалека видны яркие слова на проходной, объявляющие о том, что коллектив «Бежецксельмаша» отмечает в сентябре свое двадцатипятилетие. За эти годы сельмашевцами пройден замечательный путь. В цехах завода около 200000 сельхозмашин почти 70 видов. Из них свыше полутора тысяч машин отправлено за границу.

ЗАВОД ПРОДОЛЖАЕТ СТРОИТЬСЯ.
Как и прежде. трудолюбивы и самоотверженны люди «Бежецксельмаша». За успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана, большая группа работников завода награждена орденами и медалями. Ордена Ленина удостоен старейший производственник шлифовщик инструментального цеха С.А Морозов, награды получили слесарь ремонтно-механического цеха А.А. Бирюлев, машинист транспортного цеха Савельев и др. Такая высокая оценка труда сельмашевцев вдохновляет их на новые трудовые свершения.