Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Андреев Василий Васильевич. Марьино

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»

Марьино  -  Молдино  (1872 – 1918)

Лекция из образовательно – просветительского цикла, посвящённого жизни и быту известных русских поместий, для обучающихся старших классов.

Автор-составитель А.Н. Фомина, преподаватель. 
 

* * *

Особого разнообразия в жизни хозяев поместий не было – либо весь год в деревне, либо - полгода в городе, полгода в деревне. Но в истории России были такие поместья, которые вошли в историю культуры страны и стали знаковыми. Среди них Ясная Поляна под Тулой Л. Толстого, Талашкино под Смоленском Тенишевых, Абрамцево под Москвой С. Мамонтова и в том числе Марьино В. Андреева.

 

«Уезжая в родную Тверскую губернию,
я стремлюсь не к отдыху, а к новой работе.»
А.А.Андреев

Это небольшое имение не так известно теперь, как бы надо, но его значение в становлении и развитии нового направления в национальной музыке огромно. Речь идёт о профессиональной  инструментальной музыке и о человеке, который дал этому толчок.


В. Андреев, 1913 г.

Василий Васильевич Андреев родился в Бежецке и прожил здесь до 12-ти лет. Семья Андреева была известна и пользовалась уважением в городе.

Отец В.В.Андреева – Василий Андреевич Андреев – происходил из московских мещан. Он приехал в Бежецк, когда ему было немногим более 20-ти лет. Его торговые дела шли очень быстро в гору. К 30-ти годам он уже получил права купца первой гильдии и стал стремиться к более достойному и культурному образу жизни.
В 1853 году Андреев покупает помещичью усадьбу в деревне Ильицыно за 310 тысяч рублей. Что это тогда были за деньги? Средняя зарплата рабочего в 1853 году составляла 2 р.5 коп., 1 кг картошки – 2 коп., пуд ржаной  муки – 2р. 20 коп..

В 1855 году, в церкви  Рождества Пресвятой Богородицы (1788) села Дрюцково, он обвенчался с Софьей Михайловной Веселаго, происходившей из старинного, но обедневшего дворянского рода. 


Дрюцково, 1995 г.


Бежецк, ул. Большая, д. 15/36

Молодая семья въехала в добротный  красивый особняк, построенный на Большой улице.
Образованная молодая жена внесла в купеческий быт дворянские черты. Софья Михайловна имела довольно высокий культурный уровень. Она получила традиционное для мелкопоместного дворянства домашнее образование по программе женских гимназий. В гостиной стоял рояль, на котором Софья Михайловна разучивала модные фортепианные пьесы или пела популярные романсы. Она постоянно играла произведения своего любимого композитора М.И.Глинки.
​В гостеприимном доме  нередко собиралось интересное общество.   Андреевы держали на манер дворян  великолепный  выезд, к которому позже прибавилась лошадь для верховой езды.

Детей в семье долго не было. Ожидаемый наследник появился лишь в январе 1861 года.
После неожиданной смерти отца, в полтора года Василий становится наследником огромного состояния, а мать опекуншей. Софья Михайловна продолжала рачительно  вести хозяйство, вникая во всякие мелочи. Расходы пришлось значительно уменьшить, так как жили на проценты от капитала и часть доходов от арендной платы.
Полгода Вася жил в Бежецке, полгода – в усадьбе Ильицыно среди природы, находясь под опекой няни и её помощниц. С детства на всю жизнь он запомнил сотни поговорок и прибауток, частушек, загадок и сказок. Часами мальчик мог слушать народные песни, восторженно наблюдать за плясками.
В тёплые дни  вместе с крестьянскими ребятами Вася пропадал на речке, ходил по грибы, по ягоды. Освоил  игру на дудке и жалейке, продолжая заниматься на гармошке и на гитаре.
В 1872 году отчиму, Нилу Николаевичу Сеславину, предложили работу в Царском Селе, куда семья и переехала, продав в Бежецке особняк и всё имущество.
Вася стал готовиться к поступлению в гимназию, одновременно продолжая брать уроки игры на рояле, самостоятельно осваивая флейту, посещая подготовительные курсы художественного училища.
Уже став гимназистом, Василий Андреев несколько лет занимался игрой на скрипке у студента последнего курса Н. Галкина. Галкин познакомил его с музыкой современных русских композиторов, опирающихся на русские народно-песенные традиции.

По воскресеньям Василия водили на утренние спектакли в Александринский театр.
Там подросток познакомился с игрою знаменитых артистов – И. Мартынова, М.Савиной, В. Давыдова, К. Варламова.


Александринский театр,
фото. конец XIX века


М. Савина


В. Давыдов (с гитарой)

Ритм жизни, в связи с переездом в Петербург, не изменился. Зиму проводили в городе, а для отдыха, на время летних каникул, была приобретена усадьба в сельце Марьино Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район). Там рядом жила Фаина Михайловна Пыжова, старшая сестра матери Андреева.
От прежних хозяев Андреевым достался длинный деревянный одноэтажный дом с хозяйственными постройками (сарай, гумно, амбар). Неподалёку стоял дом для прислуги, для гостей имелось два флигеля. Позднее, уже при Андреевых, появится ещё один дом в виде теремка, возведённый по рисунку Рериха – небольшой, бревенчатый, выкрашенный в  жёлто-оранжевый цвет, с мезонином, с резным петухом на крыше и резными наличниками. В комнатах вместо стульев вдоль стен стояли лавки. Вот что вспоминал Л.Ленч, один из свидетелей той деревенской жизни: «В Марьинском парке он построил для себя, по рисунку Рериха, «избушку на курьих ножках» - очаровательное бревенчатое гнёздышко. В этой избушке он любил принимать гостей. Стульев не было, полагалось сидеть на лавках».


Озеро Молдино, 1840 г.


Художник Г. Сорока

Усадьба находилась на высоком берегу реки Молдинки. Вниз по аллее к воде шла лестница. По ней можно было спуститься до пруда, который находился недалеко от реки.
На островке, расположенном посреди пруда, стояла беседка, окружённая вишнёвыми зарослями. В беседку можно было попасть по перекидному мостику.
От господского дома к дому с мезонином вела кедровая аллея, выходившая к мосту через речку.
В Молдино попадали, переезжая Молдинку по мосту, выкрашенному в красноватый цвет.
В конце весны управляющий усадьбой сам встречал Софью Михайловну и привозил со станции в Марьино на всё лето.
После хмурого Петербурга здесь было раздолье: Вася с утра до вечера купался в Молдинке, совершал дальние походы на лодке по озеру, собирал грибы.
В зале господского дома стоял рояль, в шкафах находились гормоники пяти видов.

В 1882 году Василий оканчивает гимназию. Ему 21 год. Став совершеннолетним, молодой человек получил право самостоятельно распоряжаться наследством. По совету матери, он отправился в заграничное путешествие, в Италию – в страну искусства.
Вернувшись в Петербург, Андреев заводит интересные знакомства в разных кругах: в театральных, в светских.
Не сразу Андреев нашёл свой путь, выступая то как чтец-декламатор, то с номером «человек-оркестр», то с пародиями на известных актёров.

1883 год. Лето в Марьине. Впервые Василий слышит балалайку. Он, конечно, видел и раньше этот инструмент, выставленный в маленьких лавках на окнах, но никогда не слышал.  Работник Антип Васильев на неказистой с виду  балалайке с небольшим корпусом и длинным грифом  показал молодому барину основные нехитрые приёмы игры. Через неделю Андреев уже ловко повторял всё, что умел Антип, а в скорости и чёткости превзошёл его.


Крестьянин Антип
(W. Carrick, 1859) 


Мальчик с балалайкой
(худож.П.Е. Заболотский,1835 г.)

Прошёл ещё год. Осенью 1884 года в Бежецке, произошла вторая знаменательная встреча, определившая в конечном итоге всю последующую жизнь молодого человека. Будучи в гостях, он впервые услышал игру любителя балалайки, помещика Александра Степановича Паскина, предводителя бежецкого дворянства.
Он не только виртуозно исполнил несколько русских народных песен, но и показал новые приёмы игры, объяснил, как можно улучшить инструмент. Андреев воспользовался советом Паскина и заказал местному столяру Антонову балалайку из выдержанного дерева. 

 

Андреев укрепился в мысли продолжить работу над усовершенствованием балалайки, мечтая сделать её полноценным концертным инструментом. Новая балалайка звучала громче, обладала хорошим звуком. Благодаря укороченному грифу, играть на ней стало удобнее. 

К весне 1885 года опытный образец, изготовленный петербургским скрипичным мастером Ивановым, был готов. Первые концерты,  устроенные в частных домах, имели колоссальный успех.


Портрет Великого князя Владимира Александровича (И.Н. Крамской, 1885 г.)

Первое выступление на официальном торжестве состоялось 1 июня 1885 года. Президент Академии художеств Великий князь Владимир Александрович должен был ознакомиться с приютом  для «недостаточных» студентов у озера Мстино в Вышневолоцком уезде.
Посещение заканчивалось небольшим концертом с участием Андреева. Высокие гости  отнеслись благосклонно и одобрили игру на обновлённой балалайке. 

Вдохновлённый Андреев вернулся в Марьино, всё лето работал над новым репертуаром и вставными танцевальными номерами.
В новом сезоне, в 1886 году, Андреев перешёл в основном на народную программу: русская пляска, игра на балалайке и на крошке-гармошке, умещавшейся на ладони.
По месту изготовления – городу Череповцу её называли «черепашкой».


Артельная балалайка


Гармошка "черепашка"


Балалайка Ф. Пасербского
(обновленная)

27 февраля 1887 года состоялось выступление Андреева, имевшее огромное значение для его дальнейшей деятельности.
Во дворце Принца А.П. Ольденбургского, Андреев удостоился «высокого счастия» играть перед лицом Императора Александра III и Наследником Николаем Александровичем. Император Александр III одобрил начинание музыканта по возрождению народного инструмента: «Я очень рад, что благодаря вашему таланту балалайка снова войдет в народ и снова сделается популярным русским инструментом».


Портрет Александра III
(худож. Н.Г. Шильдер)​

В сентябре 1887 года Андреев организовал кружок любителей игры на балалайках, занимаясь с ними по пятницам.
Через полгода, 20 марта 1888 года, после нескольких пробных выступлений на частных вечерах, Андреев добился  приглашения участвовать в благотворительном концерте в зале Кредитного общества. Этот день считается днём рождения будущего оркестра русских народных инструментов.

Музыка
"Как во городе царевна" (исполн. Великорусский оркестр В. Андреева)

После интенсивных зимних репетиций, концертов и утомительных гастролей Андреев всегда возвращался на отдых в Марьино.

Андреев был влюблён в Россию, в русский народ, в русское искусство. Приезжая в имение, он обычно переодевался в простую одежду, в которой чувствовал себя свободнее: кафтан из саржи, сшитый по-деревенски, шляпа, сваленная из шерсти, русские сапоги и тросточка. Мог пройтись и в красной рубахе с поясом.
«Он даже одевался летом в русский кафтан старинного покроя, накинутый на плечи, в русскую алую или белую рубаху с цветным шелковым пояском, шаровары и высокие сапоги. На голове – шапка того фасона, который щёголи сейчас называют «опричник». Таким описал Андреева один из его оркестрантов.

Любил ездить на велосипеде, скакать верхом на лошади, кататься на лодке по живописному озеру Молдино.
Собирал и записывал народные песни. Обучал всех желающих игре на балалайке. Занимался на своей любимой «черепашке», музицировал на домашних концертах. Сам постоянно учился у народных музыкантов, совершенствуясь в игре на разных народных инструментах: на рожке, на старинных гуслях.
В редкие минуты отдыха приходил с балалайкой к марьинским амбарам, где народ собирался на праздники. Женщины и девушки душевно пели, водили хороводы.


Девичий хоровод на лугу.
Русские (фотоархив РЭМ)

Дворня марьинской усадьбы имела те же увлечения, что и хозяева. И мужчины, и женщины играли на популярных в крестьянском быту инструментах: балалайке, гармони, позже – на домре. Большинство крестьян  пело в церковном хоре.
Андреев охотно возился с детьми, сажал одного на одно плечо, другого -  на другое и так носил. Одаривал каждого из ребят сладостями или мелкими монетками.
Все хозяйственные заботы были на Софье Михайловне. Она поддерживала порядок в усадьбе, строго следила за распорядком дня. Андреев редко приезжал один, как правило, всегда с гостями.  В два часа дня неизменно раздавался звонок, собиравший гостей и хозяев за обеденный стол.
В отличие от своего сына, Софья Михайловна всегда ходила в шёлковых платьях. На правах хозяйки она принимала гостей, вела с ними светские беседы, любила слушать их игру и пение.
Если были гости, неизбежно устраивался  импровизированный концерт, где  Андреев солировал не только на балалайке, но и на гармонике.

Кружок во Франции,1892 г.

Фотография относится ко времени первых заграничных гастролей. В Париже балалайка и балалаечный кружок сразу же безоговорочно были оценены и признаны. Дальше вопрос стоял только о художественном развитии и совершенствовании мастерства коллектива. Но для этого, во-первых, нужны были новые, более совершенные инструменты и, во-вторых, инструментов было очень мало. 

Музыка
В. Андреев "Воспоминания о Париже" (апр. 1899)
               

Летом 1894 года – судьбоносное знакомство с Семёном Ивановичем Налимовым. Андреев предложил ему переехать в Марьино и сделать на пробу несколько балалаек.
Май 1895 год.  Перед гастролями по городам Поволжья, Андреев, приехав отдохнуть в Марьино, стал испытывать первые инструменты, изготовленные Налимовым. Результатом он остался весьма доволен и поэтому решился на создание собственной мастерской по выделке концертных народных инструментов. Налимова назначил мастером и  заведующим мастерской. Сам стал руководителем работ и хозяином мастерской, несшим все расходы, в том числе и на приобретение материалов.
После гастролей, в середине июля, – снова в Марьине.
С началом работы мастерских поездки Андреева в своё имение участились, он стал приезжать сюда не только летом отдыхать, но и, по мере необходимости, в любое время.
1896 год, с середины мая по середину сентября (в августе – перерыв, гастроли в Н.Новгороде) Андреев и его единомышленник и главный помощник Николай Фомин живут в Марьине, вместе с Налимовым восстанавливали и занимались усовершенствованием домры.
Май 1897 года. По инициативе Андреева приехал штат будущих преподавателей оркестра в войсках гвардии, Всё лето они обучались по программе, разработанной Андреевым. Иногда репетиции проходили прямо в парке.
В это же время Андреев испытывал новые инструменты:  домру-пикколо и свирель (парную флейту), пробовал вводить их в состав оркестра.        


Налимов С.И.
(1857-1916)


Балалайка С. Налимова и
крестьянская балалайка 

Фомин Н.П.
(1869-1943)

 

В своей жизни Андреев не знал, что такое отдых, он всё время стремился к новой работе.
Осенью 1898 года, по приглашению княгини  М. Тенишевой, Андреев приехал в её имение Талашкино – отдохнуть и послушать только что организованный школьный оркестр. Тенишева, по совету Василия Васильевича, специально выписала из Петербурга мастера, отлично делавшего инструменты.  Обучением руководил бывший участник андреевского  оркестра В. Лидин. Андреев был удивлён столь быстро достигнутыми результатами и предложил устроить благотворительный концерт в Смоленске. Концерт состоялся 13 июня 1899 года в зале Городской думы и прошёл с большим успехом.

                                                                                                                                   


Андреев В.В. в Талашкино

1900-1907 годы - организация школы для крестьянских детей.
Перед отъездом на Всемирную выставку в Париж (1900) при переполненном зале был дан благотворительный  общедоступный концерт. Чистый доход – 390 рублей – поступил на счёт для сбора средств на учреждение школы в Молдине. Но -получить разрешение на открытие школы удалось только через 7 лет.

Музыка
"Светит месяц" (исполн. Великорусский оркестр В.Андреева)

Для выполнения всех условий, выдвигаемых Министерством народного просвещения, Андреев выделил необходимый участок земли, дал значительную сумму денег и лес. Школу строили сами крестьяне. Налимов бесплатно изготовил всю школьную мебель.
С 1907 – 1917 Андреев был постоянным почётным попечителем Марьинской школы. Он приезжал на Рождественские праздники, к окончанию учебного года, привозил детские подарки, снабжал балалайками, заботился о подборе учителей. На Рождество устраивал ёлку, играл на балалайке, раздавал игрушки и гостинцы. Иногда на Рождество приглашал ребятишек на чаепитие и дарил по фунту конфет.
В 1916 году был создан инструментальный оркестр из16 человек, который выступал не только в школе, но и в других деревнях. Инструменты были из марьинской мастерской. К этому времени в школе насчитывался уже 91 ученик.
В разные годы летом сюда  приезжали актеры Александринского театра К.Варламов и М. Дальский, известные певицы Н. Плевицкая и А.Вяльцева.   

Ноябрь-декабрь 1908 года, сентябрь-декабрь 1909 года, февраль 1910 года: после гастролей по Германии, Англии, Франции, после многочисленных концертов в Петербурге и Москве Андреев был так измотан, что возвратился в Марьино совершенно больной. На восстановление сил ушли май, июнь и июль.
А в августе  - новая поездка в Англию, Францию и снова в Англию, а оттуда – до марта 1911 года, сентябрь-декабрь - триумфальные гастроли по Америке и Канаде, в январе 1912 – Лондон. Но Андреев утомлён, на пределе моральных и физических сил (солист оркестра Трояновский ушёл из коллектива). В таком состоянии он и приехал летом в Марьино. На этот раз пребывание в Марьино было недолгим, врачи настояли на его серьёзном лечении, и он уехал в Карлс-бад на весь июль.
Октябрь-ноябрь 1912 года, концертная поездка по 30-ти городам России.

Музыка
"Фавн" (исполн. Великорусский оркестр В. Андреева)

В марте 1913 года Императорский Великорусский оркестр отмечал 25-летие со дня основания. Праздник проходил в Мариинском театре, присутствовала царская семья и всё великосветское общество.

А через год с небольшим началась война, и жизнь стала совсем другой. Гастроли стали невозможны, количество выступлений резко сократилось. Концерты устраивались только в Петрограде, все средства поступали в личное распоряжение Императрицы Александры Фёдоровны, на нужды больных и раненых воинов.

Летом 1918 года Андреев приехал в Марьино, как потом оказалось, в последний раз.

1920 год – поджог и грабёж дома. В огне погибли все документы, фотографии, переписка, коллекции, вещи семьи, хранившиеся в Марьине.

Сегодня в Марьине мало что напоминает о жизни столетней давности: от усадьбы осталось только место, сохранилось приблизительно около 10-ти домов того времени, в том числе людская.

 В Молдине  разрушается здание школы, построенной на средства В.В.Андреева.


 

1922 год – смерть Софьи Михайловны, похоронена на старом Молдинском кладбище, недалеко от входа в деревянную церковь. В 2005 году там было установлено надгробье по инициативе местного краеведа Д.Подушкова.

         В селе Молдино действует краеведческий музей, посвящённый жизни и деятельности В.В.Андреева в Марьино.

Список литературы:

  1. Андреев В.В. Материалы и документы. – М: Музыка, 1986
  2. Баранов Ю.Е. Василий Андреев. Жизнь выдающихся тверичей. – Тверь: Русская провинция, 2001
  3. Знаменитые россияне в истории Удомельского края. Биографические  очерки / сост. Д.Л.Подушков. – Тверь: СФК-офис, 2009
  4. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М: Музыка, 1987
  5. Создатель Великорусского оркестра В.В.Андреев в зеркале русской прессы (1888 – 1917) / редактор-сост. А.В.Тихонов. – СПБ: Союз художников, 2002
  6. Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. – М: Музыка, 1984