Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова в социальных сетях:
Андреев Василий Васильевич. Марьино
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
Марьино - Молдино (1872 – 1918)
Лекция из образовательно – просветительского цикла, посвящённого жизни и быту известных русских поместий, для обучающихся старших классов.
Автор-составитель А.Н. Фомина, преподаватель.
* * *
Особого разнообразия в жизни хозяев поместий не было – либо весь год в деревне, либо - полгода в городе, полгода в деревне. Но в истории России были такие поместья, которые вошли в историю культуры страны и стали знаковыми. Среди них – Ясная Поляна под Тулой Л. Толстого, Талашкино под Смоленском Тенишевых, Абрамцево под Москвой С. Мамонтова и в том числе Марьино В. Андреева.
«Уезжая в родную Тверскую губернию,
я стремлюсь не к отдыху, а к новой работе.»
А.А.Андреев
Это небольшое имение не так известно теперь, как бы надо, но его значение в становлении и развитии нового направления в национальной музыке огромно. Речь идёт о профессиональной инструментальной музыке и о человеке, который дал этому толчок.
В 1855 году, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1788) села Дрюцково, он обвенчался с Софьей Михайловной Веселаго, происходившей из старинного, но обедневшего дворянского рода. |
Дрюцково, 1995 г. |
Молодая семья въехала в добротный красивый особняк, построенный на Большой улице. |
|
Детей в семье долго не было. Ожидаемый наследник появился лишь в январе 1861 года. |
Ритм жизни, в связи с переездом в Петербург, не изменился. Зиму проводили в городе, а для отдыха, на время летних каникул, была приобретена усадьба в сельце Марьино Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район). Там рядом жила Фаина Михайловна Пыжова, старшая сестра матери Андреева.
От прежних хозяев Андреевым достался длинный деревянный одноэтажный дом с хозяйственными постройками (сарай, гумно, амбар). Неподалёку стоял дом для прислуги, для гостей имелось два флигеля. Позднее, уже при Андреевых, появится ещё один дом в виде теремка, возведённый по рисунку Рериха – небольшой, бревенчатый, выкрашенный в жёлто-оранжевый цвет, с мезонином, с резным петухом на крыше и резными наличниками. В комнатах вместо стульев вдоль стен стояли лавки. Вот что вспоминал Л.Ленч, один из свидетелей той деревенской жизни: «В Марьинском парке он построил для себя, по рисунку Рериха, «избушку на курьих ножках» - очаровательное бревенчатое гнёздышко. В этой избушке он любил принимать гостей. Стульев не было, полагалось сидеть на лавках».
Усадьба находилась на высоком берегу реки Молдинки. Вниз по аллее к воде шла лестница. По ней можно было спуститься до пруда, который находился недалеко от реки. |
В 1882 году Василий оканчивает гимназию. Ему 21 год. Став совершеннолетним, молодой человек получил право самостоятельно распоряжаться наследством. По совету матери, он отправился в заграничное путешествие, в Италию – в страну искусства.
Вернувшись в Петербург, Андреев заводит интересные знакомства в разных кругах: в театральных, в светских.
Не сразу Андреев нашёл свой путь, выступая то как чтец-декламатор, то с номером «человек-оркестр», то с пародиями на известных актёров.
1883 год. Лето в Марьине. Впервые Василий слышит балалайку. Он, конечно, видел и раньше этот инструмент, выставленный в маленьких лавках на окнах, но никогда не слышал. Работник Антип Васильев на неказистой с виду балалайке с небольшим корпусом и длинным грифом показал молодому барину основные нехитрые приёмы игры. Через неделю Андреев уже ловко повторял всё, что умел Антип, а в скорости и чёткости превзошёл его. |
Прошёл ещё год. Осенью 1884 года в Бежецке, произошла вторая знаменательная встреча, определившая в конечном итоге всю последующую жизнь молодого человека. Будучи в гостях, он впервые услышал игру любителя балалайки, помещика Александра Степановича Паскина, предводителя бежецкого дворянства. |
Андреев укрепился в мысли продолжить работу над усовершенствованием балалайки, мечтая сделать её полноценным концертным инструментом. Новая балалайка звучала громче, обладала хорошим звуком. Благодаря укороченному грифу, играть на ней стало удобнее.
К весне 1885 года опытный образец, изготовленный петербургским скрипичным мастером Ивановым, был готов. Первые концерты, устроенные в частных домах, имели колоссальный успех.
Вдохновлённый Андреев вернулся в Марьино, всё лето работал над новым репертуаром и вставными танцевальными номерами.
В новом сезоне, в 1886 году, Андреев перешёл в основном на народную программу: русская пляска, игра на балалайке и на крошке-гармошке, умещавшейся на ладони.
По месту изготовления – городу Череповцу её называли «черепашкой».
27 февраля 1887 года состоялось выступление Андреева, имевшее огромное значение для его дальнейшей деятельности. |
В сентябре 1887 года Андреев организовал кружок любителей игры на балалайках, занимаясь с ними по пятницам.
Через полгода, 20 марта 1888 года, после нескольких пробных выступлений на частных вечерах, Андреев добился приглашения участвовать в благотворительном концерте в зале Кредитного общества. Этот день считается днём рождения будущего оркестра русских народных инструментов.
Музыка
"Как во городе царевна" (исполн. Великорусский оркестр В. Андреева)
После интенсивных зимних репетиций, концертов и утомительных гастролей Андреев всегда возвращался на отдых в Марьино.
Андреев был влюблён в Россию, в русский народ, в русское искусство. Приезжая в имение, он обычно переодевался в простую одежду, в которой чувствовал себя свободнее: кафтан из саржи, сшитый по-деревенски, шляпа, сваленная из шерсти, русские сапоги и тросточка. Мог пройтись и в красной рубахе с поясом. |
Любил ездить на велосипеде, скакать верхом на лошади, кататься на лодке по живописному озеру Молдино. |
Дворня марьинской усадьбы имела те же увлечения, что и хозяева. И мужчины, и женщины играли на популярных в крестьянском быту инструментах: балалайке, гармони, позже – на домре. Большинство крестьян пело в церковном хоре.
Андреев охотно возился с детьми, сажал одного на одно плечо, другого - на другое и так носил. Одаривал каждого из ребят сладостями или мелкими монетками.
Все хозяйственные заботы были на Софье Михайловне. Она поддерживала порядок в усадьбе, строго следила за распорядком дня. Андреев редко приезжал один, как правило, всегда с гостями. В два часа дня неизменно раздавался звонок, собиравший гостей и хозяев за обеденный стол.
В отличие от своего сына, Софья Михайловна всегда ходила в шёлковых платьях. На правах хозяйки она принимала гостей, вела с ними светские беседы, любила слушать их игру и пение.
Если были гости, неизбежно устраивался импровизированный концерт, где Андреев солировал не только на балалайке, но и на гармонике.
Фотография относится ко времени первых заграничных гастролей. В Париже балалайка и балалаечный кружок сразу же безоговорочно были оценены и признаны. Дальше вопрос стоял только о художественном развитии и совершенствовании мастерства коллектива. Но для этого, во-первых, нужны были новые, более совершенные инструменты и, во-вторых, инструментов было очень мало. |
Летом 1894 года – судьбоносное знакомство с Семёном Ивановичем Налимовым. Андреев предложил ему переехать в Марьино и сделать на пробу несколько балалаек.
Май 1895 год. Перед гастролями по городам Поволжья, Андреев, приехав отдохнуть в Марьино, стал испытывать первые инструменты, изготовленные Налимовым. Результатом он остался весьма доволен и поэтому решился на создание собственной мастерской по выделке концертных народных инструментов. Налимова назначил мастером и заведующим мастерской. Сам стал руководителем работ и хозяином мастерской, несшим все расходы, в том числе и на приобретение материалов.
После гастролей, в середине июля, – снова в Марьине.
С началом работы мастерских поездки Андреева в своё имение участились, он стал приезжать сюда не только летом отдыхать, но и, по мере необходимости, в любое время.
1896 год, с середины мая по середину сентября (в августе – перерыв, гастроли в Н.Новгороде) Андреев и его единомышленник и главный помощник Николай Фомин живут в Марьине, вместе с Налимовым восстанавливали и занимались усовершенствованием домры.
Май 1897 года. По инициативе Андреева приехал штат будущих преподавателей оркестра в войсках гвардии, Всё лето они обучались по программе, разработанной Андреевым. Иногда репетиции проходили прямо в парке.
В это же время Андреев испытывал новые инструменты: домру-пикколо и свирель (парную флейту), пробовал вводить их в состав оркестра.
Балалайка С. Налимова и крестьянская балалайка |
Фомин Н.П. (1869-1943) |
1900-1907 годы - организация школы для крестьянских детей. Музыка |
Для выполнения всех условий, выдвигаемых Министерством народного просвещения, Андреев выделил необходимый участок земли, дал значительную сумму денег и лес. Школу строили сами крестьяне. Налимов бесплатно изготовил всю школьную мебель.
С 1907 – 1917 Андреев был постоянным почётным попечителем Марьинской школы. Он приезжал на Рождественские праздники, к окончанию учебного года, привозил детские подарки, снабжал балалайками, заботился о подборе учителей. На Рождество устраивал ёлку, играл на балалайке, раздавал игрушки и гостинцы. Иногда на Рождество приглашал ребятишек на чаепитие и дарил по фунту конфет.
В 1916 году был создан инструментальный оркестр из16 человек, который выступал не только в школе, но и в других деревнях. Инструменты были из марьинской мастерской. К этому времени в школе насчитывался уже 91 ученик.
В разные годы летом сюда приезжали актеры Александринского театра К.Варламов и М. Дальский, известные певицы Н. Плевицкая и А.Вяльцева.
Ноябрь-декабрь 1908 года, сентябрь-декабрь 1909 года, февраль 1910 года: после гастролей по Германии, Англии, Франции, после многочисленных концертов в Петербурге и Москве Андреев был так измотан, что возвратился в Марьино совершенно больной. На восстановление сил ушли май, июнь и июль.
А в августе - новая поездка в Англию, Францию и снова в Англию, а оттуда – до марта 1911 года, сентябрь-декабрь - триумфальные гастроли по Америке и Канаде, в январе 1912 – Лондон. Но Андреев утомлён, на пределе моральных и физических сил (солист оркестра Трояновский ушёл из коллектива). В таком состоянии он и приехал летом в Марьино. На этот раз пребывание в Марьино было недолгим, врачи настояли на его серьёзном лечении, и он уехал в Карлс-бад на весь июль.
Октябрь-ноябрь 1912 года, концертная поездка по 30-ти городам России.
Музыка
"Фавн" (исполн. Великорусский оркестр В. Андреева)
В марте 1913 года Императорский Великорусский оркестр отмечал 25-летие со дня основания. Праздник проходил в Мариинском театре, присутствовала царская семья и всё великосветское общество.
А через год с небольшим началась война, и жизнь стала совсем другой. Гастроли стали невозможны, количество выступлений резко сократилось. Концерты устраивались только в Петрограде, все средства поступали в личное распоряжение Императрицы Александры Фёдоровны, на нужды больных и раненых воинов.
Летом 1918 года Андреев приехал в Марьино, как потом оказалось, в последний раз.
1920 год – поджог и грабёж дома. В огне погибли все документы, фотографии, переписка, коллекции, вещи семьи, хранившиеся в Марьине.
1922 год – смерть Софьи Михайловны, похоронена на старом Молдинском кладбище, недалеко от входа в деревянную церковь. В 2005 году там было установлено надгробье по инициативе местного краеведа Д.Подушкова.
В селе Молдино действует краеведческий музей, посвящённый жизни и деятельности В.В.Андреева в Марьино.
Список литературы:
- Андреев В.В. Материалы и документы. – М: Музыка, 1986
- Баранов Ю.Е. Василий Андреев. Жизнь выдающихся тверичей. – Тверь: Русская провинция, 2001
- Знаменитые россияне в истории Удомельского края. Биографические очерки / сост. Д.Л.Подушков. – Тверь: СФК-офис, 2009
- Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М: Музыка, 1987
- Создатель Великорусского оркестра В.В.Андреев в зеркале русской прессы (1888 – 1917) / редактор-сост. А.В.Тихонов. – СПБ: Союз художников, 2002
- Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. – М: Музыка, 1984