Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Поэтический Бежецк. Сумелиди Алексей Леонидович

 

Сумелиди Алексей Леонидович родился в г. Грозном. Выпускник грозненского музыкального училища и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова по специальности композиция. Является профессиональным композитором, автором произведений в различных жанрах академической музыки. Состоит в Союзе композиторов Российской Федерации. Поэтическим творчеством занимается с начала 1980-х годов. В Бежецке живёт с 1996 года. Участник поэтических встреч и музыкально-поэтических концертов в Бежецке и Твери. Состоит в бежецком творческом объединении «БЛИК». Пишет стихи и прозу.

     


     

    Прямой эфир с композитором и поэтом Алексеем Леонидовичем СУМЕЛИДИ

    Заключительным мероприятием Недели тверской книги в Бежецке в 2020 году стала беседа в прямом эфире с композитором и поэтом Алексеем Леонидовичем СУМЕЛИДИ.


    Из афористики

    * Там, где дураку весело, умному грустно.

    * Легковесная игра этой пианистки вызывала следующее сравнение: птичий щебет – ещё не музыка.

    * Хорошая книга ширит пространство души, плохая – сужает его и уничтожает.

    * На «скорую руку» в искусстве возводятся только времянки.

    * Манерность – это провинциальная утончённость.

    * Убожественная самодеятельность.

    * Идея фантастического романа: учёный создал препарат, позволяющий употребившему его замечать взаимозависимость внешности человека и его духовного мира.

    * Входить в жизнь предпочтительно через парадную дверь высокого искусства. Правда, почему-то многие спотыкаются уже на пороге – неужели он тоже так высок?

    * Соорудивший шалаш не может называться архитектором; простроивший дом – тоже вовсе не зодчий. Почему же срифмовавший несколько строк – это уже поэт, а промычавший под гитару какую-то невнятную мелодийку – композитор?

    * Стало модно казаться дураком: за это платят неплохо.

    * Большие чувства воспитываются с малых лет.

    * Высокий слог не стоит путать с высокопарным.

    * Не путаем острые выражения с крепкими!

    * Барахтался на творческом мелководье.

    * Раскрепощение души и раскрепощение бездушия дают противоположные результаты.

    * Ходить прямо легче всего с пустой головой.

    * Измельчавшие чувства превращаются в чувствительность.

    * Сказка – это правда, в которую не верят.

    * Житейская суета – это ползание в быстром темпе.

    * Вдохновение – «попутный ветер» творчества.

    * Быстрое чтение – это бег на месте.

    * Ещё богатый, ещё могучий русский язык.

    СТИХИ

                          ***
    Я бы хотел уподобиться дереву:
    Строго расти, мудро молчать,
    Неба касаться кроною трепетно,
    Корни – в земле глубоко ощущать.

    Жить под дождём,
                      жить под солнцем,
                                    жить, веруя
    В жизни закон, что не ведом иным…
    Стать я желал бы когда-нибудь
                                     деревом –
    Может, и буду когда-то я им.

     

                            ***
    Дела и дела. Живу на бегу –
    Как будто сегодня пожарище.
    Я лишнего часа терять не могу,
    Оставьте мне время, пожалуйста!

    И завтра дела. Всё куда-то бегу,
    Довольствуюсь крохами, малостью.
    Я больше минуты терять не могу,
    Оставьте мне время, пожалуйста!

    И вечно – дела! Вечно – жизнь на бегу!
    Лишь это, наверно, осталось мне.
    Я больше, чем жизнь, потерять не могу,
    Оставьте мне время, пожалуйста!

     

     ***

    Чтоб немного измениться –
    Надо очень постараться,
    Чтоб себе плохим казаться –
    Надо очень захотеть.

    Если сделать себе больно,
    Стать собою недовольным –
    Чудо может совершиться:
    Совесть можно заиметь!

     

     

    ОСЕННИЙ ЭТЮД

    Под дождём на улице –
    Дерево сутулится,
    Ветра вой…

    Мокрый снег непрошенный –
    Влажным мутным крошевом,
    Пеленой…

    Тусклый свет безжизненный –
    Серой укоризною,
    Нет  теней…

    Сны, что вижу я порой,
    Как и небо надо мной,
    Всё темней…

     

    СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Стихотворение про книгу

    Для книги, для детской, нашёл я сравненье:
    Она – как чудесная банка варенья.
    (Любое варенье – из яблок, из вишни)
    Сравнение это, наверно, не лишне:
    Как чтенье начнёшь – оторваться не можешь,
    Дела позабудешь и игры отложишь –
    Так много приятных и сладких минут
    Прекрасные детские книги дают.
    Пожалуй, одно лишь отличие есть:
    Варенье не следует банками есть,
    Но детская книга, стихи или проза,
    Не может нести для ребёнка угрозу.

     

    Капризуля

    Ноет капризуля,
    Хнычет капризуля:
    Каждый день,
    Каждый час
    Ноет,
    Хнычет напоказ –
    Рад стараться капризуля
    Для нас!

     

    Цирковой медведь

    Пляшет мишка на арене
    И в награду ест варенье,
    А затем метлу хватает –
    И арену подметает.

    После вот что видят люди:
    Мишка сам педали крутит,
    На велосипед садится,
    Приглашает прокатиться.

    Но у окружающих
    Нет к тому хотенья,
    Не найти желающих –
    Даже за варенье!

     

    Тихая музыка

    Тихая музыка флейты певучей
    Слышится издалека.
    И на душе вдруг становится лучше,
    Только печально слегка.

    Тихая музыка вдаль улетает
    И в поднебесье плывёт.
    Всех, кто задумался или мечтает,
    В мир идеальный зовёт.

    Тихую музыку любят деревья,
    Реки, озёра, поля…
    Пусть зазвучит она над колыбелью
    И над планетой Земля!

    Скорость

    Поют, щебечут птицы,
    Кузнечики трещат,
    Блестят на солнце спицы
    И мчат колёса, мчат!

    Я – всех быстрей на свете:
    Кручу педали, жму,
    Лечу, как легкий ветер,
    Не знаю сам, к кому.

    Без скорости непросто
    Прожить мне даже дня,
    И друг мой двухколёсный
    Не может без меня.

    Навстречу мне – деревья:
    Мелькнут, и позади;
    Вдали видна деревня,
    Пригорок – впереди.

    Взлетаю на пригорок
    И с криком: «Эге-ге-е-ей!»
    На скорости сто сорок
    С него – ещё скорей.

    И снова мчусь (не еду!),
    Кручу педали, жму;
    Ура велосипеду,
    Хвала велосипеду,
    Салют велосипеду –
    Любимцу моему!

     

    Ничей котёнок

    Мяукает котёнок осторожно:
    – Простите, к вам зайти в квартиру можно?
    Мечтаю я  стать вашим навсегда,
    И очень бы хотел услышать  «Да!».

     

    Мой Барбос

    Мой Барбос –
    Смышлёный пёс:
    Он в зубах башмак принёс.

    Мой Барбос –
    Спортивный пёс:
    Пробежал со мною кросс.

    Мой Барбос –
    Бесстрашный пёс:
    Может плавать, как матрос.

    Мой Барбос –
    Добрейший пёс:
    Он лизнул котёнка в нос.

    Мой Барбос –
    Чудесный пёс:
    Был щенком, теперь подрос.

     

    ИЗ РАССКАЗОВ О ДЕТЯХ

    ИЛЮША

    Когда Илюша улыбался – все, кто был рядом, тоже невольно улыбались: настолько заразительно- светлая и лучезарная улыбка была у него. А улыбался он часто- пречасто, и улыбка его, вероятно, должна была означать всё то, что он даже и не пытался выразить словами. Нет, он вовсе не был немым, просто он был Великим Молчальником. Слова от него нельзя было дождаться. Представляете, каково было учителям, когда Илюша пошёл в школу! Всем хотелось хотя бы раз услышать его ответ – всё равно где: с места или у доски. Но Илюша вставал, молчал … и улыбался. Сердиться на его молчание тоже нельзя было: письменные домашние задания у него всегда были выполнены, и выполнены неплохо!

    И всё же настал день, когда окружающие услышали Илюшин голос. Случилось это на школьном празднике, где каждый желающий мог выйти на сцену зала и показать свои таланты и умения. Неизвестно, как в программу концерта был включён Илюша – никто об этом так никогда и не узнал – но когда он вышел и стал на край сцены, в шумном зале привычно заулыбались, хотя затем немного и приумолкли. Илюша, как всегда, тоже улыбался, только сейчас это было как-то по-особенному. Постепенно в зале стало ещё тише и, наконец, наступила полная тишина.

    И тут зазвучала музыка, а Илюша звонким, чистым голосом начал петь. Пел он без всякого микрофона, пел так проникновенно, что все невольно заслушались: никто из учеников, да и из учителей никогда ещё не слышал вживую  такого замечательного пения. Илюшин голос охватил весь зал и, казалось, долетал до самых дальних уголков школы!

    Но вот песня закончилось. Зал поначалу молчал, а потом разразился громкими аплодисментами и приветственным свистом. А Илюша уже стоял за кулисами, как всегда, молчал, улыбался и, казалось, не замечал, как к нему подходят разные учителя и хвалят его, хвалят, хвалят…

    Следующий школьный праздник прошёл уже без Илюши: он с родителями неожиданно переехал в большой  город, где, как рассказывали, поступил в какую-то особенную музыкальную школу. Но здесь, в его первой, самой обычной школе, ещё долго вспоминали  удивительную улыбку, загадочное молчание и чудесное пение. А когда вспоминали, то светлее и радостнее становилось у всех на душе.

    ЛЕНА

    У Лены нет мамы и папы. Одна только бабушка. И Лена у бабушки тоже одна. И все равно Лена очень живая, подвижная и задорная. Она учится играть на фортепиано и уже немного умеет. На переменах подходит к фортепиано, которое стоит в школьном коридоре, и играет «Собачий вальс». И как ей только это удаётся? Ведь ростом Лена маленькая, и пальчики у неё маленькие, так что даже непонятно, как она справляется с клавишами – большими- пребольшими!

    А ещё Лена любит читать вслух стихи. Она очень хорошо их запоминает, поэтому её часто просят прочитать то или иное стихотворение. И Лена никогда не отказывается. Ведь ей это очень нравится!

    Но однажды вышла вот какая история. Незадолго до 8 марта в их класс пришла незнакомая учительница. Она задала каждому найти и самостоятельно выучить стихотворение, посвящённое маме, прибавив, что скоро состоится конкурс на лучшее чтение стихов, а первоначальный отбор участников на этот конкурс они проведут в классе уже через неделю.

    Прошла неделя. На классном часу началось прослушивание  приготовленных стихов. Каждый по очереди выходил к доске и, обернувшись лицом к одноклассникам, читал стихотворение о маме, а незнакомая учительница, не поднимая глаз, что-то торопливо записывала в блокнот. Когда наступила очередь Лены, то она встала, сделала шаг к доске, но вдруг остановилась. Наступила тишина. Учительница нетерпеливо взглянула на Лену из-под очков, и рука её перестала записывать. Тишина продолжалась ещё какое-то время, а потом весь класс увидел, что маленькая, всегда весёлая и задорная Лена, опустив голову, плачет! Плакала она совсем беззвучно, только видно было, как вздрагивали её плечи и по лицу текли крупные слезинки. Учительница растерянно поднялась из-за стола, но внезапно Лена, закрыв лицо руками, выбежала из класса. Так закончилось прослушивание.

    На следующий день Лена, как всегда, была весёлая и задорная. На переменах подходила к фортепиано, играла «Собачий вальс», и все в очередной раз удивлялись, как ей это удаётся!

    А конкурс стихов так и не состоялся. И незнакомая учительница больше никогда не пришла. Но никто из учеников об этом не пожалел.