Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова в социальных сетях:
Тыранов Алексей Васильевич
Михаил Тыранов, видя необыкновенные способности младшего брата, искал возможность определить его на учебу. И случай этот представился. В июне 1824 года они работали в Николо-Теребенском монастыре. Здесь и увидел их известный живописец Алексей Гаврилович Венецианов. Он обратил внимание на несомненный талант юного иконописца и помог юному Тыранову уехать в Санкт-Петербург, предоставив ему возможность посещать классы Академии художеств. Тыранов вначале занимался перспективной живописью.
Исследователь творчества художников школы Венецианова Т.В. Алексеева пишет, что Тыранов был одним из самых любимых учеников. Восприимчивый и талантливый и вместе с тем очень прилежный, он вызывал у Венецианова нежную симпатию... «успехами и поведением» он даже «породнил себя со своим наставником». Эта трогательная привязанность к ученику подтверждается и одним архивным свидетельством: добиваясь для него возможности заниматься в Эрмитаже, Венецианов представлял его как своего сына».
С 1826 года картины Тыранова стали появляться на выставках и имели большой успех. Широкой известностью пользовались его «Перспективный вид Эрмитажной библиотеки», «Вид на реке Тосно близ села Никольского», за которые он получил в 1827 году Малую золотую медаль 1-го достоинства.
В 1827 году он получил от Академии Малую золотую медаль, а в 1830 был удостоен и Большой золотой медали из числа предоставлявшихся в распоряжение Академии Обществом поощрения художников.
В 1830-х годах Тыранов некоторое время учился у К.П. Брюллова.
Некоторые исследователи считают, что Тыранов сделал большую ошибку, уходя в своем творчестве от «венециановской школы», которая развивалась в сторону художественного реализма, открывала горизонты демократической жанровой живописи, к Брюллову, художнику несколько экзотическому и уводящему от реальности и подлинной глубины. Тыранов, мол, ощутит свою раздвоенность, пойдя за Брюлловым, - и это потом привело его к творческому кризису и гибели. Сам Венецианов назвал Тыранова и Михайлова, перешедших к Брюллову, «потерянными людьми»...
Брюллов тогда был художником номер один. После картины «Последний день Помпеи» критики ставили его в один ряд с такими европейскими мастерами, как Тернер и Жерико. Полотно принесло автору Большую золотую медаль на выставке в Париже. Такого тогда еще в России не бывало. Учиться у него мечтали многие молодые дарования. Так что понятно стремление Тыранова брать уроки у Брюллова.
И надо признать, что учеба у мастера вдохновила Алексея. В 1836 году он пишет замечательную картину «Девочка с тамбурином», которая на академической выставке вызвала у публики восторг.
В 1839 году «за отличные труды в живописи перспективной и в особенности портретной» Тыранов был удостоен звания академика, на средства Общества поощрения художников он был командирован за границу, в Италию. Там им написаны картины: "Мать Моисея на берегу Нила" (1839-1842 гг), "Ангел, слетающий с неба с масличной ветвью" (1840 г.), "Девушка с мокрыми волосами" и несколько других картин.
В 1842 году по возвращении в Санкт-Петербург Тыранов стал очень популярен в петербуржском обществе своими эффектными, колоритными портретами, напоминающими кисть Брюллова. По словам современника, на выставках "около его картин было такое стечение публики, что не было возможности проходить мимо". О живописи Тыранова могут дать представление его произведения, находящиеся в российских публичных коллекциях: "Мужской портрет", "Молодая итальянка", "Портрет живописца Алексеева" и "Мастерская художника" (в Русском музее императора Александра III), "Мать Моисея на берегу Нила" и "Ангел с масличной ветвью" (в Московском публичном музее); портреты Ивана Ивановича Лажечникова и Ивана Константиновича Айвазовского (в Третьяковской галерее) и другие картины.
Портреты Тыранова овеяны духом романтизма, но вместе с тем в них - это уже школа Венецианова - видно стремление мастера раскрыть перед зрителем внутренний, духовный мир моделей. Всегда у Тыранова в работах присутствуют мягкость и лиризм восприятия натуры. Наиболее удачные работы в этом жанре - это портреты писателя Лажечникова, художника Айвазовского, художника Алексеева, поэта Плетнева, портрет Ковригиной...
Однако, в 1844 году несчастная любовь произвела переворот в его судьбе: художник впал в меланхолию, близкую к умопомешательству. Утратив способность к труду, Тыранов стал испытывать крайнюю нужду в средствах. От нищеты художника избавила пенсия, выхлопотанная ему в середине 1850-х годов коллегией Академии художеств.
Умер Алексей Васильевич Тыранов в Кашине 3 августа 1859 года, где последнее время жил в семье брата.
Источник:
Иванов Г. В. Знаменитые и известные бежечане. Вып. 1. - М., 2003
Загородникова Е. Тыранов Алексей Васильевич // Русские художники: энциклопедицеский словарь. - СПб, 2000. - С. 621 - 622
Павлов Н. Алексей Васильевич Тыранов // Павлов Н. Русские художники в нашем крае. - Калинин, 1959. - С. 22-23