Флейшман Вениамин Иосифович
|
Дмитрий Шостакович со студентами Ленинградской консерватории. Третий слева — Вениамин Флейшман |
Любимый ученик Шостаковича
Мемориальный сборник статей вышел в свет в 100-летнюю годовщину со дня рождения Вениамина Иосифовича Флейшмана (20.07 / 2.08 1913 – сентябрь 1941). О нем известно очень немногое: любимый ученик Шостаковича, яркий талант из российской глубинки. Жизнь Флейшмана оборвала война, когда ему не исполнилось еще и тридцати лет. Единственное дошедшее до нас произведение композитора – камерная опера «Скрипка Ротшильда», написанная по одноименному рассказу А. Чехова (либретто А. Прейса).
Талант из Тверского края
Вениамин Флейшман родился в Бежецке – маленьком старинном городе Тверской губернии. Музыкант-самоучка, он играл на скрипке в самодеятельном музыкальном ансамбле, руководимом учителем химии В.М. Переслегиным. Тот был кларнетистом – любителем и сам делал аранжировки популярных произведений музыкальной классики. Ансамбль, в шутку называемый в Бежецке ПерСимфАнсом, исполнял танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин», «Чардаш» Монти... По воспоминаниям старшей сестры Дины, тоже участницы ансамбля, Вениамин начал сочинять музыку в 16 лет.
Исполняя желание родителей, Вениамин поступает в Ленинградский индустриальный институт. Но музыка властно звала к себе, и он становится студентом 1-го музыкального техникума (класс композиции М. Юдина). В 1937 Флейшман поступает в Ленинградскую консерваторию в класс проф. Д. Шостаковича.
Вениамин Флейшман трудился над «Скрипкой Ротшильда» несколько лет, упорно оттачивая и совершенствуя интонационный пласт оперы. Уходя добровольцем на фронт, так и не завершил свой опус. Рукопись оперы – клавир и незаконченная партитура – были сданы им в фонд Ленинградского отделения Союза композиторов.
Д.Д. Шостакович счел своим долгом сохранить для потомков детище ученика. Он завершил и дооркестровал оперу Флейшмана, активно способствовал ее исполнению в 1960. Тогда же была сделана запись «Скрипки Ротшильда» на Всесоюзном радио п/у Г.Н. Рождественского.
Недолгий век и долгая память
Идея создания сборника памяти В. Флейшмана исходила от Бежецкого краеведческого общества и его председателя Анны Ивановны Таранич, известного в городе педагога. В Бежецкой библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся вечер памяти Вениамина Флейшмана. Библиотечный зал был полон – оказалось, что бежечанам дорога память о земляке. Материалы для сборника собирались всем миром. В домашних фотоальбомах бежечан нашлись уникальные фотографии родителей Вениамина – дантиста Иосифа Ароновича и его жены, учительницы Рахили Моисеевны Флейшман. Обнаружилась переписка Дины Флейшман (1910-1989) с бежецким краеведом Борисом Тарасовым, содержащая бесценную информацию о детстве и юности Вениамина.
Стремлением собрать воедино весь исследовательский и мемуарный материал руководствовались создатели сборника. В него вошли семь статей, посвяшенных жизни и творчеству В. Флейшмана. Среди них особую значимость имеет работа молодого музыковеда Елены Силиной, исследующая период учебы Флейшмана в Ленинградской консерватории (защита ее диплома «Вениамин Флейшман – ученик Шостаковича», написанного под руководством проф. Л.Г. Ковнацкой, состоялась в 1999).
Автор статьи внимательно изучила стенограммы и протоколы заседаний кафедры композиции, которые фиксировали обсуждения новых работ молодых композиторов. Активную полемику вызвала опера В. Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Подробные цитаты из протоколов обсуждения сегодня читаются с захватывающим интересом – они характеризуют тот духовный мир, в котором жили Вениамин и его современники.
...Обсуждение своего произведения Флейшман предварил характеристикой главного героя оперы, скрипача Якова Бронзы – он безусловно мелочный и угрюмый человек. В то же время Бронза является художником – он оставляет после себя мелодию. В предчувствии близкой смерти Яков дарит свою скрипку флейтисту Ротшильду – в знак примирения после ссоры.
После прослушивания музыки оперы развернулась бурная дискуссия, участники которой высказали композитору ряд критических замечаний (В. Дешевов, М. Чулаки, П. Серебряков, М. Гнесин, Б. Клюзнер), суть которых сводилась к тому, что мрачный чеховский сюжет вынуждает Флейшмана обращаться только к черным краскам, а необходимо научиться писать светлую, понятную, мелодическую музыку. В опере совсем отсутствует идея народности; кроме того, молодой композитор слишком долго работает над одним сочинением – это может тормозить его профессиональный рост.