Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Кузьмина - Караваева Елизавета Юрьевна

31 марта исполняется 75 лет со дня смерти Кузьминой – Караваевой Елизаветы Юрьевны (1891-1945), русской поэтессы, мемуаристки, публициста, общественного деятеля, участницы французского Сопротивления.
Канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года.

 

РАЗВЕ МОЖНО ЗАБЫТЬ? РАЗВЕ МОЖНО НЕ ЗНАТЬ?

Разве можно забыть? Разве можно не знать?
Помню, - небо пылало тоскою закатной,
И в заре разметалася вестников рать,
И заря нам пророчила путь безвозвратный.

Если сила в руках, - путник вечный, иди;
Не пытай и не мерь, и не знай и не числи.
Все мы встретим смеясь, что нас ждет впереди,
Все паденья и взлеты, восторги и мысли.

Кто узнает - зачем, кто узнает - куда
За собой нас уводит дорога земная?
Не считаем минут, не жалеем года
И не ищем упорно заветного рая.
Е.Ю. Кузьмина-Караваева

 

 


Источник: https://www.proza.ru/2014/11/17/1245

Мать Мария. Продолжение истории

Анатолий Головкин

А.Н.Головкин. Мать Мария. Продолжение истории.

Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (Пиленко), героиня французского сопротивления под именем «Мать Мария», имеет тверские корни по материнской линии. Она своим появлением, своей жизнью связала три семьи дворян Бежецкого уезда Тверской губернии: Кузьминых-Караваевых, Дмитриевых-Мамоновых и косвенно – Неведомских.
Километрах в восьми южнее имения Гумилевых - деревни Слепнево стояло  имение Неведомских в Подобине. Прасковья Николаевна Неведомская была женой дворянина из деревни Колесники ныне Сонковского района И.А.Дмитриева-Мамонова. Именно от старинного рода Дмитриевых-Мамоновых ведется родословная Елизаветы Юрьевны по материнской линии. Их родовое имение в деревне Колесники находилось в шести километрах южнее Подобина. Родная сестра хозяина имения  С.А.Дмитриева-Мамонова – дочь генерала, вышла замуж за старшего окружного врача Бежецкого и Весьегонского уездов Тверской губернии француза по происхождению Б.П.Делоне. Его отец, будучи медиком наполеоновской армии в 1812 году остался в России. Б.П. Делоне  владел многими языками, закончил медицинский факультет Московского университета. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в том числе в боях под Плевной, был награжден орденом Святой Анны третьей степени с мечами. После войны служил врачом в гренадерских полках, был награжден многими орденами, в том числе,  орденом Святого Владимира.
В 1863 году у них родилась дочь Софья Борисовна Делоне, у нее был брат Николай Борисович – известный математик и механик, один из основоположников планеризма в России. Софья Борисовна вышла замуж за юриста Юрия Дмитриевича Пиленко, они уехали жить в Ригу, 8 декабря 1891 года (21 декабря по новому стилю) там у них  родилась дочь Елизавета. 
В 1908 году она познакомилась с Дмитрием Владимировичем Кузьминым-Караваевым (1886-1959 г.г.), социал-демократом, юристом по образованию, близким к петербургским литературным кругам. К этому времени Дмитрий уже получил диплом юриста, окончив юридический факультет 26 октября 1909 года.
 Дмитрий Владимирович ввел свою молодую жену в круг поэтов, политиков и вообще одаренных людей. По воспоминаниям Елизаветы Юрьевны, ритм их жизни был нелепым, вставали около трех часов дня, ложились на рассвете. Каждый вечер они с мужем бывали в петербургском мире. Или у Вячеслава Иванова на «башне», куда нельзя было приехать раньше двенадцати часов ночи, или в «цеха поэтов» у Гумилева, или у Городецких и так далее. «Цех поэтов» только создавали, начинали входить во славу Н.С.Гумилев и А.А.Ахматова. 
В имение свекра и свекрови деревню Борисково Бежецкого уезда Тверской Губернии Дмитрий и Елизавета приезжали летом 1910 и 1911 годов. В 1911 году они неоднократно бывали в Слепневе у Гумилевых. Имение Борисково находилось в 22 километрах от города Бежецка на дороге Бежецк-Красный Холм. 
Летом в имении жили хозяин Владимир Дмитриевич Кузьмин-Караваев, его жена Екатерина Дмитриевна и ее племянник Дмитрий Бушен, оставшийся сиротой без матери в два года. В Борискове была художественная мастерская, где Елизавета Юрьевна вместе с Дмитрием Бушеном писала картины.
15 июля 1911 года в деревне Борисково собралось много гостей, отмечали именины хозяина усадьбы Владимира Дмитриевича Кузьмина-Караваева. Николай Степанович Гумилев представил гостям молодую жену Анну Андреевну Ахматову. А через несколько дней также в июле 1911 года вся эта молодая компания собралась у Гумилевых в Слепневе. Тогда же была сделана хорошо известная исследователям групповая фотография. Фотографировала Ольга Александровна Кузьмина–Караваева. На фотографии изображены: Мария Александровна Кузьмина–Караваева, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, ее родной брат Дмитрий Юрьевич Пиленко, Анна Андреевна Ахматова, Михаил, Екатерина и Борис Кузьмины-Караваевы, Дмитрий Дмитриевич Бущен и Мария Леонидовна Сверчкова. На фотографии нет Николая Степановича Гумилева и Дмитрия Владимировича Кузьмина-Караваева. По утверждению Д.Д. Бушена они ушли далеко гулять в окрестности деревни Слепнево, поэтому не фотографировались.
В декабре 1910 года Дмитрий Владимирович Кузьмин-Караваев  вместе с молодой женой ходил в Тенишевское училище на собрание, посвященное десятилетию со дня смерти Владимира Соловьева, где познакомил ее с А.А.Блоком. Жизнь у Д.В.Кузьмина-Караваева и Елизаветы Юрьевны не сложилась, в конце 1916 года они развелись.
В начале 1917 года Елизавета Юрьевна вступила в партию эсеров, в мае уехала жить в Анапу,  в конце 1919 года вышла замуж за казака Данилу Ермолаевича Скобцова, оставив фамилию Кузьмина-Караваева.
17 марта 1920 года Екатеринодар был занят частями Красной Армии, Елизавета Юрьевна вместе с матерью и дочерью Гаяной эвакуировались в город Поти, где у нее в средине апреля родился сын Юрий. Ее второй муж Д.Е.Скобцов эвакуировался отдельно от семьи вместе с кубанским правительством, и воссоединился с семьей в конце 1920 года в Константинополе. После долгих мытарств по городам и странам, в 1923 году они обосновались в Париже. В 1922 году у них родилась дочь Анастасия, умерла в 1926 году. После ее смерти начались разлады с мужем, они разошлись в 1927 году, дочь Гаяна осталась с матерью, а сын Юрий – с отцом. Фамилию Кузьмина-Караваева она оставила до конца своей жизни, так как была с ним повенчана.
На Елизавету Юрьевну обратил внимание митрополит Евлогий, возглавлявший православную церковь в Париже. Истерзанная одиночеством, разводом со своим вторым мужем Скобцовым, беспомощностью, горем по умершей дочери Настеньке, 16 марта 1932 года Елизавета Юрьевна приняла монашеский постриг, взяв имя «Мать Мария», митрополит Евлогий дал ей церковный развод. В 1935 году она отпустила в Советский Союз свою дочь Гаяну вместе с писателем Алексеем Толстым, Гаяна в скором времени умерла.
В годы второй мировой войны мать Мария вступила в ряды французского сопротивления. Она помогала переправлять жителей Парижа к партизанам, прятала у себя евреев, скрывала у себя на  улице Лурмель, дом 77 участников Сопротивления, организовала «фабрику посылок» для отправки заключенным в лагерь Компьень. 23 февраля 1942 года фашисты расстреляли русских участников Сопротивления Б.Вильде и А. Левицкого. В июне того же года в Париже начались массовые аресты евреев. Мать Мария сумела организовать перенос четверых еврейских детей в мусорных корзинах с зимнего велодрома, куда согнали евреев.
8 февраля 1943 года гестаповцы разгромили организацию «Православное дело», арестовали сына  Елизаветы Юрьевны  Юрия Скобцова. На второй день они арестовали и саму Мать Марию, которая вернулась в Париж из местечка Фелярд. Ее заключили в пересыльную тюрьму Роменвиль, 26 апреля перевезли в женский концлагерь Равенсбрюк.
6 февраля 1944 года в концлагере Дора погиб сын Матери Марии Юрий Скобцов, скорее всего его сожгли в бухенвальдском крематории, было ему 23 года.
Мать Мария погибла 31 марта 1945 года в газовой камере концлагеря Равенсбрюк. Софья Борисовна Пиленко-Делоне, которая после Октябрьской революции вместе с дочерью покинула Россию,   с 1923 года проживала в Париже. Она пережила свою дочь на 17 лет, умерла на сотом году жизни в 1962 году. Похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-дю-Буа недалеко от могил Сергея Булгакова и Ивана Бунина.
Там же, на кладбище Сент-Женевьев-дю-Буа недалеко от могилы Софьи Борисовны Пиленко похоронена младшая дочь Матери Марии Анастасия, умершая в 1926 году и второй ее муж Д.Е.Скобцов. На общем кресте есть надписи по-русски: 
«Настюша Скобцова. 4.12.1922 г. - 7.03.1926 г. дочь монахини Марии. 21.12.1891-30.03.1945г. и сестра иподьякона Георгия, мученически погибших в немецких лагерях». 
Вторая надпись: «Даниил Ермолаевич Скобцов. 15.12.1885г. – 19.01.1969г. Кубанский общественный деятель-писатель».
Родовое кладбище Дмитриевых-Мамоновых, из чьего рода происходит по материнской линии Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (Пиленко), находится в селе Головское ныне Горского сельского округа Сонковского района.
На одной могильной плите сохранилась надпись: «Прасковья Николаевна Дмитриева-Мамонова, урожденная Неведомская. Родилась 11 января 1829 года, скончалась 8 апреля 1860 года».
Советское правительство посмертно наградило Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву орденом Отечественной войны. Во Франции создано общество друзей Матери Марии.
В апреле 2003 года, когда я работал начальником внешних связей и туризма администрации города Твери, ко мне пришла студентка Сорбонны Анастасия Макшакова. Она интересовалась судьбой Матери Марии и попросила меня написать ей рекомендательное письмо оказывать содействие в поиске материалов, связанных с ней. 
По приезду в Париж Настя позвонила К.И.Кривошеиной и получила разочарование, о котором поведала своим родителям. В беседе по телефону Кривошеина сказала Насте, что над ней будут смеяться, и в Тверь никто не поедет. Родители Насти Сергей и Марина Макшакова отреагировали быстро, они написали письмо Ксении и Никите Кривошеиным.
 Они писали: «Уважаемые господа, Кривошеины Ксения и Никита! Пишут Вам родители Анастасии Макшаковой, Сергей и Марина из Твери. Настя учится в Сорбонне и ей администрация города поручила (да она и сама с удовольствием) наладить взаимоотношения с потомками известных фамилий, прежде всего, Матери Марии, для создания в Тверской губернии туристического маршрута и восстановления исторических корней наших земляков».
Далее Макшаковы в письме писали, что наивно полагать, что в Тверь из Франции кто-то поедет. Понятна вся сложность этого вопроса, трепетность отношения к нему мигрантов, негатив в отношении к России. Но делать это маленькое и именно православное дело надо.  Заедут на экскурсию люди,  и какой-нибудь мальчишка из Сонковского района задаст глупый вопрос: «А кто такая Мать Мария?», и перестанет быть «Иваном, не помнящим родства». 
Макшаковы писали, что они внимательно прочитали все материалы, которые они прочитали на сайте о Матери Марии, у них сложилось впечатление, что у русских эмигрантов сложное отношение к своим же соотечественникам. За рубежом почему-то считают, что наше сознание за годы советской власти изменилось на генетическом уровне. Что мы не в состоянии помнить и почитать наших святых, предков, историю страны и православной церкви. Это не так, если наши соотечественники прожили стоическую жизнь и совершили великие поступки не в России, а где бы то ни было в мире, то они нас также волнуют и вдохновляют, как и их ближайшее окружение в эмиграции.
Сергей и Марина Макшаковы писали, что Мать Мария провела на тверской земле некоторый период своей жизни и не считала это зазорным. Никто не претендует на какие-либо архивы, документы, материальные блага, просто дела русских людей больше всего интересуют именно русских, а не французов. Места, связанные с памятью наших соотечественников, по-прежнему остаются все-таки в России, и их надо возрождать. Они просили Кривошеиных помочь в этом начинании, возможно, публиковать материалы в нашей печати.
Через некоторое время Макшаковым пришел ответ от Ксении Игоревны Кривошеиной. Она писала: «Мы совсем не хотели обижать Анастасию. Мой тесть был соратником Матери Марии, и когда оказался в бывшем СССР, сделал все, чтобы о ней знали русские люди. Ваша идея, на мой взгляд, прекрасна и ее, конечно, нужно воплощать в жизнь».
Статья написана для того, чтобы  ознакомить читателей еще с одним именем, связанным с Тверской землей. Мать Марию хорошо знают во Франции, но мало знают в России.