Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова в социальных сетях:
НАМ - 150 ЛЕТ!
Самохвалов Александр Николаевич. Выставка художника в Бежецке
В августе-октябре 2019 года в центральной библиотеке им. В.Я. Шишкова работала выставка художника-земляка А.Н. Самохвалова "Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" из фонда Тверского музея (ТГОМ).
На открытии выставки, которое состоялось перед Днем города, Глава Бежецкого района Павлов И.А. поздравил всех с большим событием в культурной жизни района - выставкой А.Н. Самохвалова "Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" из фонда Тверского музея (ТГОМ) и презентацией сборника стихов А.Ахматовой "Со мною Божьи птицы говорят" (составитель и автор предисловия Г.В. Иванов).
Гостями вечера были Г. Иванов и Чжэн Тиу, директор Института мировой литературы (г. Шанхай).
Геннадий Иванов рассказал о создании книги, прочитал свои стихи.
Чжен Тиу поделился впечатлениями о посещения Бежецка и с. Градницы. Прозвучали стихи А. Ахматовой и Н. Гумилева на китайском языке.
Перед гостями выступила М. Гужиченко, лауреат Всероссийской литературной премии им. В.Я. Шишкова (2019г.).
Экскурсию по выставке провела Елена Рудаева.
Самохвалов Александр Николаевич — советский художник, живописец и график, прикладник, монументалист, плакатист живописец, график, скульптор, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Родился 21 августа 1894 в г. Бежецке. Семи лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу, а 12-ти – в техническое училище в Калязине. От рождения был наделен исключительно тонким и щедрым даром любви к прекрасному. С ранних лет его влекло к рисованию, а затем и к живописи. Однажды в Бежецке появился бродячий художник, у которого Самохвалов увидел палитру и масляные краски. Он сделал и себе палитру, достал краски и начал писать. На первых порах – окружавшую его природу. В начале 1910-х посещал занятия в частной школе Я.С. Голдблата в Петербурге. Большую роль в формировании творческого мировосприятия Самохвалова сыграла поездка вместе с отцом в Москву с целью определения его дальнейшей судьбы. Тут произошло первое визуальное знакомство с великими произведениями русского искусства. Более всего его поразили картины Ге, Сурикова, Виктора Васнецова, Левитана, Ярошенко, Врубеля. Работы юного Саши Самохвалова были показаны художникам Мешкову и Келину. И тот и другой признали его несомненное дарование, но посоветовали получить общее среднее образование. Совет был принят и вскоре Самохвалов поступает в Бежецкое реальное училище. Ему повезло: учителем рисования был умный и опытный педагог Иван Малахиевич Костенко. В 1920-21 гг., будучи членом «Содружества любителей искусства», совместно с учениками А.Н. Самохваловым и Н.Н. Чистяковым организовал летнюю школу живописи, рисования и лепки. В 1914–1918 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у В.А. Беляева и Г.Р. Залемана, Непредвиденные обстоятельства (тяжелая болезнь отца) заставили Самохвалова на несколько лет расстаться с учебой. Весной 1918 года он возвращается в Бежецк. Здесь с головой уходит в общественную и творческую работу, преподает на педагогических курсах, организует художественную школу, служит архитектором. По его проектам и под его руководством проходило оформление многих революционных праздников. А дома в своей мастерской продолжал писать картины и портреты. В 1920–1923 учился в петроградском ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские) у К. С. Петрова-Водкина, Д. Н. Кардовского, А. А. Рылова, В. Е. Савинского. В 1921 в составе экспедиции Института истории материальной культуры совершил путешествие в Самарканд. Жил в Ленинграде. С 1917 участвовал в выставках. Входил в объединения «Мир искусства» (с 1917), «Община художников (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (с 1930). Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательством «Радуга», Детгизом. В 1932 написал картину «Девушка в футболке», удостоенную золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937) и ставшую программным произведением советского искусства 1930-х. Создал живописные и графические серии «Метростроевки» (1934–1937), «Физкультурницы» (1935). С середины 1930-х работал как сценограф. Выполнил оформление спектаклей «Бесприданница» А. Н. Островского в Государственном Большом драматическом театре в Ленинграде (1935), «Горячее сердце» Островского, «Стакан воды» Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде (оба — 1943) и другие. В 1930-х сотрудничал с Государственным фарфоровым заводом им. М.В. Ломоносова (Ленинградским фарфоровым заводом им. М. В. Ломоносова), создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора. В 1940 в Ленинграде прошла первая персональная выставка Самохвалова (совместно с художником Генрихом Матвеевичем Манизером), за ней последовали выставки 1963 и 1964 в Москве. В 1948–1951 преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. В 1967 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1977 были изданы мемуары Самохвалова «Мой творческий путь». Ретроспективная выставка художника состоялась в 1974 в Государственном Русском музее. Самохвалов — выдающийся мастер советского искусства, создавший собственный узнаваемый стиль в живописи, графике, декоративно-прикладного искусстве. В своем творчестве соединил черты экспрессионизма с идейной программой социалистического реализма, очень точно выразив «дух 1930-х годов». Его произведения проникнуты радостью бытия и оптимизмом, главные герои полотен — энергичные молодые созидатели новой жизни — физкультурники, метростроевцы, заводские рабочие. Произведения художника отличает монументальность, свобода живописной манеры, яркость колорита. Творчество Самохвалова представлено в крупнейших музейных собраниях России и частных коллекциях. Умер 20 августа 1971 в Ленинграде |
* * *