Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова в социальных сетях:
Третьяковка: история и коллекции
- Чернова М. Н. Павел Третьяков : основатель великой галереи / [М.Н. Чернова]. - [Москва : АСТ-Пресс Школа, 2014]. - 32 с. : цв. ил., ил., портр. ; 24 см. - (Путеводитель по истории России)
Известно, что предприниматель Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи еще в первой половине 1850-х годов. Поначалу у него не было какого-то системного представления о будущем музее, свои первые приобретения меценат делал движимый лишь тягой к искусству. Уже 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров, однако датой создания Третьяковской галереи принято считать 4 июня 1856 года. В этот день Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами». Именно после этого возникла идея создания специального музея.
Уже в 1867 году она была реализована практически — для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москва. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи.
В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя, которым вначале был И. С. Остроухов, а с 1913 года — И. Э. Грабарь.
Содержание галереи осуществлялось на процентный доход от завещанного Третьяковыми капитала в 125 тыс. рублей, да плюс к тому дополнительно Городская дума выделяла ежегодно по 5 тыс. рублей.
Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея. В этом же году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова).
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
Книги из фонда Бежецкой центральной библиотеки Павел Третьяков
Третьяковская галерея
|
"Тверская земля - край вдохновения" |
Тверская земля богата художественными традициями. Здесь жили и работали А.Г. Венецианов, В.Г. Сорока, И.И. Левитан, С.Ю. Жуковский, В.А. Серов и другие выдающиеся живописцы.
Автор - СИДОРОВ ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВИЧ (05.05.1928, д. Сорокопенье, Кимрский уезд, Тверская губерния - 09.01.2021, Москва) - Академик АХ СССР, Народный художник СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР им. И Е. Репина и Государственной премии РФ, педагог, профессор, Председатель правления Союза художников РФ в 1987-2009 годах.
Художник родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопение Тверской губернии. В 1936 году семья переехала в Москву. Многие работы Валентина Михайловича посвящены Тверской земле и ее людям. В 1960 году принял художественное руководство старейшей творческой базой «Академическая дача имени И. Е. Репина» в Вышневолоцком районе.
Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
В 2008 году состоялась персональная выставка «Гори, гори ясно» в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
В.М. Сидоров Откуда берётся речка Дубровка. 1981
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Пейзажи Сидорова - проекции чувств. Нежный, лиричный образ пейзажей России, кротость ее нрава и широта души нашли свое воплощение в творчестве Валентина Михайловича Сидорова. Вольные просторы и камерные пейзажи, проникнутые теплотой и уютом, написаны художником с одинаковым трепетом. Годы детства, проведенные в деревне, - особенно дорогие впечатления, и позже художник искал вдохновения только у родной природы, в ее скромной красоте. Они стали не просто отправной точкой, но и неким объемным образом, который мастер еще и еще раз прочитывал, проживал во многих работах разных времен. Живопись художника отличается плавностью композиционной конструкции, мягкостью цветовых отношений, сообразных настроениям его пейзажа. Сидорову близка тема изменчивости состояний воздуха, настроения освещения в разные времена года: суровая красота зимы, светлая приветливость весны, летнее «томление», грусть осени. Он с любовью пишет все это в разных «эмоциональных ипостасях» - на рассвете, в солнечном зените, хмурым днем, пасмурным утром, на прощальном закате. Природу он чувствует как целостный поэтичный мир, и человека в нем - как его неотъемлемую часть. Деревеньки или одинокие домики выглядят словно часть природы, как деревья, пруд или река, объединяются в гармоничную картину мира, которую утверждает художник, не всегда как данность, но как душевную необходимость. Иногда они воспринимаются как символы - жизни или ее угасания, как образы радости или грусти. Талант Сидорова раскрылся не только в живописи, но и в литературе. Его рассказы могли бы стать интересным дополнением слова к живописи - ведь они объединены тем же настроением, которое царит в пейзажах мастера, раскрывая главную суть его творческого мира.
Журнал «ДИ» 9-10, 2003
Источники:
https://тверскаяобласть.рф/
Будущий классик русского изобразительного искусства Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 в небогатой купеческой семье в Москве. Учился в Московском частном пансионе, в 1802 переехал в С.-Петербург, где служил чиновником, одновременно копировал картины старых мастеров в Эрмитаже и работал под рук. В.Л. Боровиковского. В ранний период писал преим. лирические и интимные портреты (масло и пастель) в духе сентиментализма и предромантизма. За «Автопортрет» (1811) получил звание «назначенного», за классицистический «Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств» (1811) – академика петербургской академии художеств. Издал «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» (исполнил для него неск. офортов) – первый в России иллюстрированный юмористич. листок, вскоре запрещённый цензурой. Одновременно сделал много рисунков на бытовые темы. Во время Отечественной войны 1812 вместе с И.И. Теребенёвым и И.А. Ивановым издавал сатирические листки в лубочной манере, используя технику офорта («Французский парикмахер», «Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы»). Одним из первых в России обратился к литографии, выполнил серию исторических портретов (Петра I, Ермака и др., 1816–19).
Веницианов на Тверской земле
После окончания Отечественной воины 1812 года художник мало занимался творчеством, предпочитая одинокие прогулки по городу темными вечерами. В 1815 в его жизни неожиданно произошли кардинальные изменения. Тридцатипятилетний академик живописи, считавший себя закоренелым холостяком, увлекся Марфой Афанасьевной Азарьевой и вскоре женился на ней. Эта женщина происходила из бедного дворянского рода, у ее родителей было имение в Тверской губернии, куда они и пригласили молодоженов погостить после свадьбы. И когда Венецианов, видевший в своей жизни только Москву и Петербург, оказался среди густых, холодных и влажных лесов, он тут же осознал, что хочет остаться в этом краю навсегда. Пока семья жила в Петербурге, Алексей Гаврилович ступного по деньгам имения и, кроме того, продолжал работать в департаменте Лесного хозяйства. Супруга родила ему двух дочерей - Александру и Фелицату при этом бедная женщина постоянно болела, чувствовала себя плохо из-за промозглого столичного климата. Наконец художник приобрел небольшое имение Сафонково в Тверской губернии и стал не спеша готовиться к переселению. Но однажды Алексей Гаврилович, возвращаясь с работы, оступился на скользкой петербургской мостовой, упал и сломал руку. Кормилец больше не мог больше выходить на службу, ему пришлось уволиться, поэтому семья немедленно покинула Петербург и отправилась в свое имение. Весной 1819 Венециановы начали новую счастливую жизнь среди тверских лесов. Алексей Гаврилович занимался сельским хозяйством, вникая в тонкости мелиорации и четырехпольной пахоты, животноводства и даже устройства маслобойни. Новоиспеченный помещик постоянно общался с крестьянами, наблюдал за ними, их бытом и работой. Такие перемены в жизни привнесли свежую струю в творчество художника. С 1819 — в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания.
С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.
«Захарка» Венецианов А. Г.,1825 год
«На пашне. Весна» Венецианов А. Г., первая половина 1820-х.
Государственная Третьяковская галерея
- Евстратова Е. Н. Шедевры русских художников : [альбом / Е.Н. Евстратова]. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 303, [1] с. : портр. ; 26 см. - (Сокровища живописи)
На картине представлена аллегория Весны. Крестьянка в нарядном сарафане, уподобленная богине цветения и весны Флоре, величаво ступает по пашне. Слева на втором плане другая крестьянка с лошадьми словно продолжает круговое движение главной героини, которое замыкается справа на линии горизонта еще одной женской фигурой, напоминающей полупрозрачный фантом. Рядом со зрелой красотой Флоры мы видим аллегорию начала жизни - младенца в окружении венков из васильков. В правой части картины рядом с сухим пнем тонкие юные деревца тянутся к солнцу.
в картине предстает вечный круговорот жизни: смена времен года, рождение и увядание...
Источники:
- https://portrets.ru/hudozhniki/venecianov/venecianov-kartiny.html
- ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Книги из фонда Бежецкой центральной библиотеки
|
-
"Колдовское озеро". Художник И. И. Левитан и писатель А. П. Чехов на удомельской земле / [авт.-сост. Д.Л. Подушков ; науч. ред. В.М. Воробьёв, д-р культурологии, проф.]. - Вышний Волочек : Ирида-прос, 2018. - 167 с. : ил., портр., карт., пл.
В настоящей книге представлены все известные обстоятельства пребывания И.И. Левитана (1893–1895) и А.П. Чехова (июль 1895) на удомельской земле (с. Островно Вышневолоцкого уезда, ныне – Удомельский район Тверской области). Именно здесь Левитан написал свои самые известные картины шедевры «Над вечным покоем» (1894), «Март» (1895), «Золотая осень» (1895) и многие другие. Именно здесь А.П. Чехов стал свидетелем тех событий, которые вошли в дальнейшем впечатлениями в пьесу «Чайка» (1895) и рассказ «Дом с мезонином» (1896).
Искусствоведы давно согласились с тем, что самые замечательные его работы связаны с полюбившимся ему Тверским краем.Удивительная природа Удомельской земли вдохновляла художника на протяжении трех лет. Здесь он становится мастером пейзажной картины, им созданы такие шедевры как "Март", "Над вечным покоем", "Золотая осень", "Вена. Большая вода", а также другие не менее значимые произведения. Здесь художник начинает выражать в пейзаже философские мысли, и полотно "Над вечным покоем" - яркое тому подтверждение. Это произведение - раздумье о судьбе людей и человечества в целом, о своей судьбе, размышления о жизни и смерти...
"Над вечным покоем" В.И. Левитан. 1894
Государственная Третьяковская галерея