Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова в социальных сетях:
Люди науки: Шацкая Валентина Николаевна
Шацкая Валентина Николаевна (26 мая (7 июня по новому стилю) 1882 - 7 марта 1978) - русский и советский педагог, академик АПН СССР, основоположница музыкально-эстетического воспитания в СССР, супруга и сподвижница С.Т. Шацкого, руководитель Московской консерватории.
Академик Академии педагогических наук РСФСР (1950). Заложила основы музыкально-эстетического воспитания, которое рассматривала как часть гармоничного развития детей дошкольного и школьного возраста. Одна из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества.
Впервые разработала для педагогических вузов курс по музыкальному воспитанию детей, труды по эстетическому воспитанию детей, учебные пособия для педагогических училищ по музыке и пению.
Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Родилась в усадьбе Горка Заклинской волости Бежецкого уезда (ныне Сонковский район) в семье российского учёного-химика Н.Я. Демьянова, профессора Петровской сельскохозяйственной академии.
Семья была многодетной, всего в семье было 9 детей. С детства у них развивали любовь к искусству.С 5 летнего возраста Шацкая начала учиться игре на фортепиано у своей матери, позже – у А. Менцель (сестры известного немецкого художника А. Менцеля). Первый учитель В. Н. Шацкой – профессор А. Ф. Фортунатов – во многом повлиял на развитие ее личности. В 1898 г. окончила Первую московскую женскую гимназию и музыкальную школу В. И. Вильберга. В том же году она поступила на историческое отделение курсов воспитательниц и учительниц, где занималась до 1901 г. С 1902 г. обучалась в Московской консерватории (класс В. И. Сафонова) и окончила ее с отличием в 1905 г. Успешно гастролировала по России и странам Европы. Училась у Р. Пуньо в Париже. Имя В. Н. Шацкой занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории. Несмотря на страстную увлеченность музыкой, в 1905 г. отказалась от карьеры пианистки и, по ее собственному выражению, вовлеклась в «круговорот революционных волнений».
Начала свою педагогическую деятельность с преподавания в музыкальной школе.В дальнейшем занималась организацией воспитания и обучения детей совместно со своим мужем выдающимся педагогом С.Т. Шацким. Вместе с ним она работала в целом ряде учреждений дополнительного образования детей, которые тогда только начали появляться и первыми из них как раз были заведения Шацких. Среди этих заведений были: Клубы общества «Сетлемент», колония «Детский труд и отдых». В 1911 году Шацкие организовали колонию «Бодрая жизнь», в которой Валентина Николаевна руководила эстетическим воспитанием. После 1919 года колония влилась в Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В.Н. Шацкая так же возглавляет музыкальное отделение станции.
В тридцатые годы С.Т. Шацкий становится руководителем Московской Консерватории, а В.Н. Шацкая с 1932 по 1943 год является заведующей кафедрой музыкального воспитания консерватории, с 1935 года на должности профессора. С 1937 по 1939 год В.Н. Шацкая является и. о. директора Московской консерватории .
С 1944 года почти сразу после создания АПН РСФСР В.Н. Шацкая приходит работать в её штат. С 1944 по 1946 заведующая кабинетом эстетического воспитания НИИ теори
В 1948 году назначается на должность директора Института художественного воспитания АПН РСФСР и занимает эту должность до 1962 года. В 1949 году В.Н. Шацкая становится кандидатом педагогических наук. В 1947 году В.Н. Шацкая избирается членом-корреспондентом АПН РСФСР. В 1950 году избирается действительным членом АПН РСФСР. Состояла в Отделении педагогики.
В.Н. Шацкая умерла 7 марта 1978 года в Москве. Похоронена вместе с С.Т. Шацким на Новом Донском кладбище.
Могила С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой на Новом Донском кладбище |
Вклад в развитие педагогики
В.Н. Шацкая является одним из основоположников музыкально- эститического воспитания в СССР. В.Н. Шацкая подходила к вопросу воспитания системно. Она отмечала, что воспитание должно происходить с привлечением и взаимодействием разных видов искусства. В её работах показано, что эстетическое воспитание должно присутствовать во всей системе образования во всём многообразии форм обучения и воспитания как в основном, так и в дополнительном образовании. В.Н. Шацкая не отделяла музыкальное воспитание от нравственного и считала, что они напрямую взаимодействуют. По мнению В.Н. Шацкой, способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть центральной фигурой в организации эстетической жизни школы. В.Н. Шацкая - инициатор создания специальных музыкально-едагогических факультетов в консерваториях. Она впервые разработала основной курс для вузов по музыкальному воспитанию детей ("Методика музыкальной работы в школе"). В 30- годы В.Н. Шацкая принимала активное участие в работе Наркомпроса по разработке программ для средней школы, по созданию учебных пособий и методических разработок для преподавателей детских садов, школ, педагогических училищ. В.Н. Шацкая была одним из инициаторов создания в СССР детского музыкального радиовещания.