Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Как собрать деньги на творческий или социальный проект?

Что такое краудфандинг Никита разработал собственный метод работы с подсознанием с помощью рисунков. Люди пишут картины под его чутким руководством – и внезапно богатеют, худеют и встречают свою любовь. Раньше Никита проводил тренинги, а теперь решил издать книгу о своем методе. Весь материал уже готов, осталось только найти денег на выпуск. Рассказываем, как в такой ситуации поможет краудфандинг.

 

 

Что такое краудфандинг?

Краудфандинг – это сбор денег на различные проекты с помощью специальных инвестиционных платформ в интернете. Эти онлайн-площадки соединяют инвесторов и тех, кому нужно финансирование. Собирать средства через инвестплатформы могут индивидуальные предприниматели или компании, а вкладывать – еще и обычные люди.

Существуют разные виды краудфандинга. Наиболее распространены краудлендинг (инвесторы дают деньги в долг), краудинвестинг (инвесторы получают ценные бумаги компании), благотворительный краудфандинг (инвесторы жертвуют деньги безвозмездно).

Но самый известный вид краудфандинга, о котором уже многие слышали, – сбор средств на творческие, социальные или небольшие бизнес-проекты. Например, на съемки фильма, производство одежды из переработанного сырья, открытие мини-пекарни или креативного ателье.

Краудфандинг активно используют не только начинающие творцы и креативные бизнесмены, но и мэтры. Например, музыкант Борис Гребенщиков успешно собрал деньги на альбом, а режиссер-мультипликатор Гарри Бардин – на новый мультфильм.

Все, кто пожертвовал деньги, получают в благодарность результат проекта – книгу, диск с автографом либо другой уникальный продукт, работу или услугу. Поэтому такой сбор средств называют краудфандингом с нефинансовым вознаграждением.

Чтобы задокументировать свои обязательства перед инвесторами, предприниматели выпускают так называемые утилитарные цифровые права (УЦП). Это своего рода цифровые сертификаты – в них написано, что люди получат, когда купят их через инвестплатформу. Это могут быть не только ваша продукция или сервис, но и ваш интеллектуальный продукт или права на его использование. 

Кто может привлечь деньги в проект в обмен на свой продукт?

Краудфандинг с выпуском УЦП может подойти, если вы производите товары или оказываете услуги, на которые есть большой спрос. Например, создаете сайты и мобильные приложения для других компаний или открываете сеть кофеен. Тогда вы можете предложить инвесторам разработку приложения с определенным функционалом или, скажем, годовой абонемент на пару стаканчиков кофе в день.

Но лучше всего краудфандинг с нефинансовым вознаграждением работает для творческих, креативных проектов, когда авторы могут увлекательно рассказать о своих планах и перспективах и убедить людей их поддержать. 

Самые популярные категории для сбора средств в России – музыка, книги и кино; в Европе и Америке – биотехнологии, медицина и робототехника.

Это может быть и другой бизнес. Но если ваша идея – не благотворительность, придется предложить инвесторам какие-то бонусы. Люди готовы вкладываться в уникальные, яркие проекты, но не только из любви к искусству. Большинство ожидают что-то взамен тех денег, которые внесут.

Никита решил предложить пользователям свою будущую книгу. Каждый, кто внесет деньги, получит экземпляр. Причем, когда книга уже появится в магазинах, она будет стоить около 1000 рублей. А инвесторам достаточно внести вдвое меньше – 500 рублей. Фактически люди делают предзаказ по выгодной цене. 

Как получить деньги через краудфандинговые платформы

Как получить деньги?

Через специальные площадки – инвестиционные платформы. Там все заточено под то, чтобы вы собрали нужную сумму, а куратор поможет вам правильно оформить проект, укажет на недостатки и порекомендует, как их устранить.

Часто у платформ уже есть аудитория, которая следит за появлением новых интересных проектов и готова их поддержать.

Важно тщательно выбрать инвестиционную платформу. В первую очередь необходимо убедиться, что она состоит в реестре Банка России, то есть работает легально. В реестре указаны названия платформ и адреса их сайтов.

Также стоит выяснить, давно ли существует эта площадка, много ли успешных проектов она провела, сколько инвесторов сейчас собирают на ней деньги. Нелишним будет проверить отзывы о ней в сети.

Если площадка выглядит надежной, выясните условия краудфандинга. Уточните, какую комиссию платформа возьмет за свои услуги (обычно это 3–15% от собранной суммы). Более подробно о том, как проходит сбор денег, читайте в тексте «Краудфандинг: как привлечь деньги с помощью коллективного финансирования».

Как провести успешную краудфандинговую кампанию?

1.Посмотрите на свою идею со стороны

Трезво оцените свой проект. На кого он рассчитан? Чем он интересен? Вы сами поддержали бы его? Эти вопросы помогут понять, действительно ли вам поможет краудфандинг. 

На семинарах Никиты уже побывало около 1000 человек. Большинство из них в восторге – пишут благодарственные отзывы. Никита убежден в том, что книга будет пользоваться спросом. Так что краудфандинг – как раз то, что ему нужно. 

Не исключено, что вам больше подойдет краудинвестинг или краудлендинг. А в некоторых случаях стоит остановиться на традиционных вариантах – кредите или займе. Особенно если вы можете рассчитывать на льготное финансирование и государственные субсидии.

Оцените ресурсы для реализации краудфандингового проекта

2.Оцените свои ресурсы

Подумайте, нужна ли вам команда или вы справитесь с проектом сами. Учтите, что вам предстоит не только воплощать в жизнь свою идею, но и придумывать стратегию продвижения, общаться с инвесторами, а затем рассылать людям товары (диски, книги или результат вашего производства). Если их 10 – это не слишком трудозатратно. А если 500?

У Никиты неплохо получается собирать людей на семинары. Он умеет зажигательно рассказывать о своем методе, поэтому убежден, что с продвижением справится сам. А для рассылки книги он планирует привлечь службу доставки.

3.Учтите все расходы

Максимально точно посчитайте, сколько денег нужно на реализацию и маркетинговое продвижение проекта. Заложите в расходы стоимость доставки товаров, если она предполагается. В зависимости от веса, количества и пункта назначения посылок эта сумма может быть и совсем небольшой, и очень внушительной. К общей сумме не забудьте прибавить комиссии краудфандинговой площадки, расходы на перевод денег и налоги.

Никита составил бизнес-план. Из 1000 участников семинаров не меньше 800 просили его написать какое-то руководство, чтобы они могли при необходимости повторять пройденное. И не меньше 500 хотели бы поделиться своим фантастическим опытом с друзьями и близкими, но своими словами у них как следует объяснить его метод не получается. По расчетам Никиты, даже если бы он просто обратился к своим поклонникам напрямую и получил от них предзаказ хотя бы на 1000 книг, то проект уже окупился бы. А с помощью инвестиционной площадки он рассчитывает собрать денег на гораздо больший тираж.

4.Придумайте вознаграждение

Чтобы в ваш проект захотели вложиться, не скупитесь на вознаграждение. Людям нравятся креатив, щедрость, партнерство с другими интересными компаниями – например, когда в комплекте с книгой о каллиграфии идет легендарная перьевая ручка.

Никите не нужны партнеры, ведь он и сам может предложить инвесторам разные форматы вознаграждения. Он решил выпустить сразу несколько видов УЦП: за 500 рублей человек получит просто книгу, за 1000 – книгу с автографом автора и одну личную консультацию по видеосвязи, за 5000 – книгу и участие в двухдневном онлайн-семинаре Никиты, за 10 000 – книгу и приглашение на один из очных семинаров, которые Никита периодически проводит в разных городах.

5.Расскажите историю

Почему вам нужны деньги? Лучше не просто сухо изложить свою идею, а рассказать интересную историю. Тогда будет больше шансов, что люди поддержат вас.

Клиенты Никиты охотно делятся с ним увлекательными историями успеха после участия в его семинарах. По их словам, написав картины по его методике, они получают повышение по службе, избавляются от хронических заболеваний и возвращают неверных супругов в лоно семьи. Этих отзывов хватит еще не на одну книгу. Никита не сомневается, что тысячи людей вложатся в его проект, чтобы в числе первых получить книгу и узнать секреты работы со своим подсознанием.

6.Общайтесь с инвесторами

Когда начнется сбор денег, не сидите сложа руки. Общайтесь с потенциальными инвесторами онлайн и офлайн. Делитесь новостями и ищите поводы напомнить о себе. Поддерживайте интерес к вам и вашему проекту на протяжении всей кампании.

Если не получится собрать нужную сумму краудфандингом

Что будет, если не получится собрать нужную сумму?

По условиям краудфандинговых площадок в предложении для инвесторов вы должны указать срок действия этого предложения, а также нижний и верхний лимиты суммы, которую вы надеетесь собрать. 

Никита надеется собрать за месяц от 500 000 до 3 000 000 рублей. Минимальный сбор позволит ему окупить затраты на выпуск книги и разослать ее инвесторам, но прибыль будет нулевой. Максимальная сумма принесет ему приличный доход, но доставка по тысячам адресов вряд ли пройдет без ошибок и сбоев. Ему придется потратить много времени и сил, чтобы все уладить. Никита решил, что, если спрос окажется высоким, он договорится о выпуске большого тиража с крупным издательством. Тогда ему не нужно будет самостоятельно заниматься распространением.

Если к запланированной дате вы не соберете минимум, который позволит вам реализовать проект, то платформа объявит краудфандинг несостоявшимся – и денег вы не получите. Возможно, ваша идея просто не вызывает интереса инвесторов.

Ориентируйтесь на статистику: если в первую неделю проект собрал 25% от желаемой суммы, то, скорее всего, удастся собрать ее полностью.

Когда будет набран максимум, сбор денег прекратится, даже если срок предложения еще не закончится. 

Что делать, когда деньги будут собраны?

Если условия краудфандинга будут выполнены, нужная сумма собрана, инвестиционная платформа переведет вам деньги и автоматически заключит цифровые договоры между вами и инвесторами.

Взамен они получат свои утилитарные цифровые права – сертификаты, которые подтвердят ваши обязательства перед ними. Это может быть право получить от вас какую-то вещь, интеллектуальный или художественный продукт, работу или услугу.

В инвестиционном предложении, а затем и в договоре также должны быть прописаны условия обращения цифровых прав – например, правила продажи на инвестиционной платформе. Кроме того, нужно указать условия прекращения УЦП – скажем, по истечении определенного срока.

Никита продает УЦП на свою будущую книгу. По условиям предложения, вплоть до рассылки книг инвесторам они вправе продать свои цифровые права на платформе или подарить их любому другому человеку, зарегистрированному на краудфандинговой площадке. Если покупатель приобрел цифровое право только на книгу – как только он ее получит, действие его УЦП прекратится. Цифровые сертификаты других инвесторов закончатся через год после отправки книги – либо пока они не воспользуются своим правом на консультацию или участие в семинаре Никиты.

Деньги, которые вы получите в результате краудфандинга, считаются доходом – и вы должны заплатить на него налог. Его вид и размер зависят от того, какую систему налогообложения вы выбрали.

В установленный цифровым контрактом срок выполните свои обязательства перед инвесторами. 

Что будет, если я не смогу исполнить инвестиционный договор?

Последствия должны быть прописаны в вашем договоре с инвесторами. Например, штрафы и неустойки в случае, если вы не выполните свои обязательства вовремя.

Но даже когда никаких штрафных санкций договор не предусматривает, инвесторы могут требовать, чтобы вы как минимум возместили им потраченные деньги. А как максимум –оплатили товары или услуги, аналогичные тем, что были прописаны в их цифровых правах.

Ответственность за нарушение обязательств регламентирует Гражданский кодекс.

Например, если вы предлагали инвесторам два стакана кофе в ваших заведениях ежедневно на протяжении года, то они могут через суд взыскать с вас стоимость таких же напитков, которые они теперь должны будут покупать в других кофейнях.

В случае, когда вы не в состоянии возместить инвесторам убытки, они вправе инициировать процедуру вашего банкротства.

Больше узнать о том, чем вам грозят неудачи в бизнесе, можно из текста «Ответственность предпринимателя: каким имуществом и финансами рискует бизнесмен».

 

Источник: https://fincult.info/article/kak-sobrat-dengi-na-tvorcheskiy-ili-sotsialnyy-proekt/

 

Центр деловой информации: