Бежецкая центральная библиотека им. В.Я. Шишкова в социальных сетях:
Протопоп Аввакум Петров – 400 лет со дня рождения
В 2020 году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума Петрова, священника Русской церкви, писателя (автора Жития протопопа Аввакума, ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам).
400 летию со дня рождения протопопа Аввакума посвящен проект НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ "Старообрядец всея РУСИ".
Вы можете узнать о том, какие страдания за веру принял известный старообрядец и как появилось главное творение его жизниавтора «Жития» – пожалуй, самое значимое произведение русской средневековой литературы.
Книги из фонда Бежецкой центральной библиотеки им. В.Я. Шишкова.
- Аввакум, Сочинения // Памятники литературы древней Руси, XVII в. Кн. 2 / составление и общая редакция Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. – Москва : Художественная литература, 1988. – С. 351-454.
Место хранения: абонемент
* * *
- Аввакумъ [статья] // Энциклопедический словарь т-ва "Бр. А. и И. Гранатъ и К°". Т. 1 А – Актуарий / под редакцией профессора В. Я. Железнова, профессора М. М. Ковалевского [и др.]. - Москва : Бр. А. и И. Гранат и К°, 1910-1948. – С. 87-89.
Место хранения: читальный зал - Аввакумъ : [статья] // Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон : биографии : в 12 томах. Т. 1 Аазенъ - Бейеръ. - Москва : Советская энциклопедия, 1991. – С. 34-36.
Место хранения: читальный зал - Аввакум Петров : [статья] // Православная энциклопедия / под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 1. А - Алексий Студит - Москва : Православная энциклопедия, 2000. – С. 83-87.
Место хранения: читальный зал, абонемент - Аввакум Петрович : [статья] // Мировая энциклопедия биографий = Diccionario de biografias : в 12 т. Т. 1. Аа - Бр : перевод с испанского / научные редакторы: В. Г. Рапогов, И. Б. Шустова. - Москва : Мир книги, 2002. – С. 14-15.
Место хранения: читальный зал - Волошин М. А. Протопоп Аввакум : поэма // Волошин М. А. "Средоточье всех путей..." : избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники / Максимилиан Волошин - Москва : Московский рабочий, 1989. – С. 101-119.
Место хранения: абонемент - Житие протопопа Аввакума // Пламенное слово : проза и поэзия Древней Руси / составители В.В. Кусков, С.С. Жемайтис. - Москва : Московский рабочий, 1978. - С. 195-222.
Место хранения: абонемент - Жуков, Д. А. Аввакум : повесть // Д. А. Жуков Избранные произведения : в 2 томах. Т. 1. Повести, рассказы, очерки. – Москва : Современник, 1987. – С. 5-165.
- Клюев Н. А. Песня о великой матери : поэма // Клюев Н. А. Сердце Единорога : стихотворения и поэмы / Николай Клюев ; составление, подготовка текста и примечания В. П. Гарнина . - Санкт-Петербург : Издательство Русского Христианского гуманитарного институтата, 1999. –Николай Клюев ; составление, подготовка текста и примечания В. П. Гарнина . - Санкт-Петербург : Издательство Русского Христианского гуманитарного институтата, 1999. – С. 701-816.
Место хранения: абонемент - Мякотин В. А. Протопоп Аввакум / Мякотин В. А. // Магомет. Григорий VII. Франциск Ассизский. Никон. Аввакум : биографические очерки. - Санкт-Петербург : ЛИО "Редактор", 1996. - 496 с. - (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова). – С. 359-456.
Место хранения: абонемент - Нагибин, Ю.М. Огненный протопоп / Ю.М. Нагибин // Нагибин Ю.М. Пророк будет сожжен : новеллы - Москва : Книга, 1990. - С. 19-42.
Место хранения: абонемент - Рябушинский, В.П. Корни старообрядческой психологии / В.П. Рябушинский // старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. - Москва ; Иерусалим : Мосты, 1994. - С. 22-28.
Место хранения: абонемент - Сироткин, С.В. К биографии протопопа Аввакума / С.В. Сироткин // Старообрядчество в России (XVII - XX вв.) : сборник научных трудов / ответственный редактор и составитель Е.М. Юхименко ; Государственный исторический музей. - Москва : Языки русской культуры, 19999. - С. 243-246.
Место хранения: абонемент - Федоров В. Д. Аввакум : поэма. // Федоров В. Д. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 2. Поэмы ; Стихотворения. - Москва : Современник, 1987. - С. 222-231.
Место хранения: абонемент - Шаламов В. Т. Аввакум в Пустозерске : стихотворение // Шаламов В. Т. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 3. Стихотворения. - Москва : Художественная литература : Вагриус, 1998. – С. 185-189.
Место хранения: абонемент
АВВАКУ́М Петров (20.11.1620, с. Григорово Закудемского стана Нижегородского у. – 14.4.1682, Пустозерск), протопоп, идеолог старообрядчества. Из семьи свящ. Петра, мать – Мария (в иночестве Марфа) – оказала серьёзное влияние на нравств. развитие А. С 1642 диакон, с 1644 священник с. Лопатищи. Летом 1647 из-за преследований местного «начальника» бежал с женой и сыном в Москву. Сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» (царским духовником Стефаном Вонифатьевым, протопопом Иваном Нероновым, Ф. М. Ртищевым, митр. Никоном), познакомился с царём Алексеем Михайловичем. Вернулся в с. Лопатищи, но за проповедь строгого благочестия подвергся гонениям со стороны местных властей и паствы. В 1652 бежал в Москву, получил назначение в г. Юрьевец-Повольский. В мае – июне 1652, восстановив против себя духовенство и паству требованиями благочестивого образа жизни и взысканием налогов в патриаршую казну, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, затем в Москву, где служил в Казанском соборе. Выступил против церковных реформ патриарха Никона. В авг. 1653 лишён места в Казанском соборе. Служил в «сушиле» (на сеновале) дома И. Неронова, где и был арестован в авг. 1653, закован в кандалы и заключён в Андроников мон. Благодаря заступничеству царя был спасён от расстрижения, передан в Сибирский приказ, а в середине сент. 1653 сослан с семьёй в Тобольск, где проживал до конца июля 1655, пользуясь покровительством тобольского воеводы В. И. Хилкова и архиеп. Симеона. Служил протопопом Софийского и Вознесенского соборов. Проповедью восстановил против себя паству и местную администрацию, так что на него «пять слов государевых сказывали» (доносов). В июне 1655 сослан в Якутский, а затем в Енисейский острог с запрещением служить литургию. С июля 1656 отправлен в Даурию с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова, который за проповедь старых обрядов и смуту против «начальных людей» подвергнул А. биению кнутом и заключению в Братском остроге. Весной 1661 по приказу из Москвы отправлен в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов. Вёл активную проповедь, обличая «никонову ересь»; привлёк на свою сторону мн. последователей. В июне 1663 – февр. 1664 жил в Тобольске, где общался с сосланными за приверженность старым обрядам. Весной 1664 прибыл в Москву, пробыв в сибирской ссылке 10 лет и 8 мес. В Москве полемизировал с Симеоном Полоцким и Епифанием (Славинецким), спорил «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о проч. догматах», стал духовником боярыни Ф. П. Морозовой и мн. других моск. «старолюбцев». Царь, бояре и архиереи убеждали А. смириться с реформами обрядов и правкой книг. За упорство в расколе в авг. 1664 сослан с семьёй в Пустозерск, а затем отправлен в Окладникову слободу на р. Мезень, где жил в 1664–66, испытывая нужду и голод. В марте 1666 с сыновьями Иваном и Прокопием вернулся в Москву на церковный собор (1666–67), помещён в Пафнутиев Боровский мон. В мае 1666 имел прения с участниками собора. 13 мая анафематствован и лишён сана в Успенском соборе, закован в цепи и помещён в Николо-Угрешский мон., где его посещали для увещаний царь и бояре. В июне 1667 спорил на соборе с патриархами Макарием Антиохийским и Иоасафом II Московским. В июле церковный собор осудил и предал анафеме «расколоучителей»: А., попов Лазаря, Епифания, Фёдора, протопопа Никифора. В дек. 1667 сослан в Пустозерск. В 1670 посажен в «земляную тюрьму». В период заключения писал многочисленные челобитные, письма, послания к царям Алексею Михайловичу, Фёдору Алексеевичу, боярыне Морозовой и мн. др. После массового выступления моск. старообрядцев 6.1.1681 церковный собор 1681–82 принял решение о казни А. и его соузников, которые были сожжены в срубе «за великие на царский дом хулы». Старообрядцами белокриницкого согласия А. почитается священномучеником; первая служба А. была составлена ещё в нач. 18 в. В пустозерской тюрьме А. создал своё гл. произведение – «Житие» (в трёх авторских редакциях – 1672, 1673 и 1674–75). Написанное неповторимым по богатству и выразительности языком, «Житие» сочетало в себе черты автобиографии, исповеди и проповеди, пересматривая традиц. форму агиографич. жанра (см. Житие): автор и герой были объединены в одном лице. В Пустозерске были написаны «Книга бесед» (1669–75), «Книга толкований» (ок. 1673–76) и «Книга обличений, или Евангелие вечное» (ок. 1679). А. – автор более 80 богословских, эпистолярных, полемич. и др. сочинений (некоторые из них утрачены). Источник: АВВАКУМ * Большая российская энциклопедия - электронная версия |
Шаламов В. Т. Аввакум в Пустозерске Не в бревнах, а в ребрах Сложеньем двуперстным Я всюду прославлен, Сердит и безумен Нелепостей этот Ведь суть не в обрядах, Нам рушили веру Что в детстве любили, В святительском платье, Нас гнали на плаху, Наш спор — не духовный Наш спор — о свободе, Целитель душевный Ломая запреты, Мы звали к возмездью Сурового Бога И аз, непокорный, Я был еще молод Там ангел крылами Я, подвиг приемля, На синем Амуре Мне выжгли морозом Но к Богу дорога И вытерпеть Бога Настасья, Настасья, Не слушай соблазна, Бреди по дороге, Она не из рая Здесь птичьего пенья Я — узник темничный: Но то не нелепость, Закованным шагом Серебряной пылью Сквозь голод и холод, Тебе обещаю, Пускай я осмеян Нет участи слаще, В настоящем гробу |