Решаем вместе

Хочется, чтобы библиотека стала лучше?

Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Тверской общественно-педагогический кружок

Файл в формате pdf

В Год педагога и наставника предлагем вашему вниманию оцифрованную статью из редкого краеведческого издания, раскрывающую одну  из страниц истории педагогической деятельности в Тверском крае. Исторический очерк  посвящен деятельности Тверского общественно-педагогического кружка.

    Тверской общественно-педагогический кружок – уникальное объединение тверских педагогов и общественников начала XX века, которые ставили перед собой не только вопросы образования (педагогики и психологии), но выдвигали десятки общественных вопросов, направленных на развитие Твери и Тверского региона. Этот бесценный опыт послужил основой многим аналогичным начинаниям в Калининском государственном педагогическом инстиуте.
    В истории возникновения и развития Тверского общественно-педагогического кружка слились два течения: общественный подъем, связанный с первой русской революцией 1905 г., и глубокое пдагигическое течение, образовавшееся в Твери, благодаря работе земской учительской школы Максимовича.

    • Федоров А.И. Тверской общественно-педагогический кружок и его участие в педагогическом образовании Тверской губернии (Исторический очерк) // Материалы Общества изучения Тверского края. Выпуск 6 /  под ред. А.Н. Вершинского и К.И. Никольского. – 1928. – С. 77 – 88. 

     

       



      ТВЕРСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК, один из центров пед. мысли и культурно-просветит. работы в Твер. губ. в нач. 20 в. Создан в 1907 по инициативе передовых педагогов Н. О. Розе, Ф. Ф. Ольденбурга и др. (зародился как пед. "четверги" в Тверской женской учительской школе им. П. П. Максимовича). В кружок входили учителя, врачи, агрономы, земские деятели, рабочие (в 1913 св. 250 чл.). Гл. задача кружка – изучение учебно-воспитат. дела и содействие его улучшению "на началах взаимодействия между школой, семьей и обществом". Кружок организовывал лекции по вопросам педагогики (как для своих членов, так и для публики), курсы рисования, занятия по физике, химии, астрономии, садоводству и огородничеству, экскурсии для учителей и школьников Твери и уездных городов, театр. представления, ежегодные худ. выставки (экспонировались полотна А. М. Васнецова, В. Д. Поленова, М. С. Сарьяна и др.), к-рые посетили св. 10 тыс. чел. По инициативе кружка в Твери созданы бесплатные детские площадки. Кружок имел большую б-ку (передана Твер. педин-ту), издал брошюру "Весенние наблюдения природы" 1908). Члены кружка участвовали в работах Всерос. съездов учителей. В 1918 кружок прекратил существование. Лит.: Федоров А. И., Тверской общественно-педагогический кружок и его участие в педагогическом образовании Тверской губернии, в сб.: Материалы общества изучения Тверского края, 1928, в. 6.

      Источник: Энциклопедический справочник "Тверская область".


       

       


      Руководство школы (в центре Ф.Ф. Ольденбург)

      В числе других сторон деятельности Общества следует остановиться на организации экскурсии воспитанниц старшего класса школы П.П. Максимовича к Верховьям Волги. В задачи нашего общества входит не только помощь отдельным воспитанницам, но и организация экскурсий и других образовательных предприятий.

      Летом 1910 г. удалось положить начало и этой стороне деятельности общества. На заседании был поднят вопрос о желательности организации для выпускного класса экскурсии в пределах Тверской губернии. В заседании Правления было указано, что в видах общей подготовки будущих учительниц, кроме экскурсии в столицу, были бы желательны и другого рода экскурсии, которые знакомили бы учениц с местной природой, местной жизнью и достопримечательностями. После обсуждения различных маршрутов решено было остановится на экскурсии к верховьям Волги с остановкой в В. Волочке, в Осташкове и в Ниловой Пустыне.

      Поездка оказалась во всех отношениях чрезвычайно удачной: она много дала ученицам в области знания и непосредственных впечатлений природы и жизни, существование которых в юношеские годы так важно для правильного образования характера, наконец эта поездка имела и ещё один очень ценный результат  она скрепила связь школы с местностями Тверской губернии. Отношение, которое встретила на местах наша школьная экскурсия, было в высшей степени внимательное и радушное.

      Источник: https://old.bio.tversu.ru/histor/kruzok.html

       



       

      ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ ТВЕРСКОГО КРАЯ

      Научное краеведческое общество было создано в Твери в ноябре 1920 г. решением Тверского губисполкома. Председатель общества — М.А. Кропоткин. Членами совета в 1920-е гг. также были Н.П. Рогожин, И.А. Виноградов, А.Н. Вершинский, М.В. Рубцов, А.А. Треплин, С.И. Капустин, Е.Е. Шаров. Общество создавалось для всестороннего исследования Тверской губернии и состояло из четырех секций: естественно-исторической, историко-культурной, общественно-бытовой и народно-хозяйственной. К концу 1920-х гг. Общество насчитывало около 100 краеведов, которые вели геологические и археологические изыскания, изучали флору, фауну и культуру края, организовывали экспедиции, экскурсии и выставки, занимались просветительской деятельностью, издавали научные труды. Общество издавало журнал "Летопись краеведения" в котором публиковались труды членов общества о природных и экономических ресурсах края, выдающихся людях, чья жизнь была связана с Тверью и губернией. С 1923 по 1930 гг. вышло 7 выпусков, с 3-го номера журнал стал называться "Материалы Общества изучения Тверского края". По инициативе и на средства Общества издавались серии: “Библиотека Общества изучения Тверского края”, “Экскурсионный сборник”, предназначенныя учителям и молодежи. В начале 1930-х гг. общество прекратило существование.

      Источник: http://elib.tverlib.ru/kollekcii/tverskaya_istoriya/obshchestvo_izucheniya_tverskogo_kraya