Фролов
Василий Сергеевич

20.02.1923 — 24.02.2006

 

Родился 21 февраля 1923 года в деревне Малая Каменка Тверской области, в крестьянской семье. Отец - Фролов Сергей Фролович (1899-1944). В начале войны добровольцем ушел на фронт, погиб, похоронен в Латвии. Мать - Фролова Александра Ивановна (1900-1979), всю жизнь проработала в сельском хозяйстве. Супруга - Фролова Надежда Максимовна (1922 г. рожд.). Во время войны служила в одном полку с будущим мужем. Дочь - Светлана Васильевна (1947 г. рожд.), окончила МГИМО и там же преподавала 27 лет английский и голландский языки. Сын - Виктор Васильевич (1953 г. рожд.), работает в коммерческой организации. Внук - Антон Евгеньевич (1965 г. рожд.), сотрудник туристической фирмы в Москве.

В юности Василий Фролов мечтал стать художником. Но после окончания Вязниковского аэроклуба в 17-летнем возрасте был призван в армию и направлен в Таганрогскую школу пилотов. В связи с началом войны ему пришлось проучиться в ней всего лишь год. Затем в звании сержанта он был переведен в Краснодарское военное училище.

Училище было эвакуировано в азербайджанский город Агдам. Там 26 курсантов написали рапорты с просьбой отправить их на фронт. Фролова и его товарищей направили под Тбилиси на переучивание с самолета СБ на штурмовик Ил-2.

После 6-месячных курсов Фролова направили в 210й штурмовой авиационный полк (шап) 230й штурмовой авиационной 4й воздушной армии, командующим которой был генерал К. А. Вершинин. Вскоре Фролову в составе группы штурмовиков довелось выполнять первое боевое задание. Группу возглавлял известный летчик Н. А. Зуб. Вылет оказался неудачным. Было сбито 15 советских самолетов: из первой пятерки сразу три, в том числе и самолет Н. А. Зуба.

В очередном вылете на прорыв "Голубой линии" на Тамани в самолете Фролова разорвался зенитный снаряд. Изнемогая от боли и теряя сознание, он дотянул до своего аэродрома. При посадке поврежденный самолет развалился. Василий попал в госпиталь. Но прошел месяц, и он вернулся в свой 210й полк.

При бомбово-штурмовом ударе по позициям артиллерии и танкам противника севернее Керчи самолет Фролова был сбит, упал на передовую позицию своих войск. А с возвращением в полк выявилось, что бомбы Фролова взорвались на немецком КП, где находились высокие чины вермахта. На него было написано представление на присвоение звания Героя Советского Союза. Но за этот вылет он получил орден Красного Знамени.

При освобождении Крыма южнее Керчи в районе населенного пункта Эльтиген был высажен десант наших войск. 210й шап производил полеты на поддержку наших десантников и сбрасывал им на парашютах боеприпасы и продукты. В одном из вылетов самолет Фролова был подбит. Это было в 1943 году. Много позже, в 1986 году, когда он работал в Монголии представителем Аэрофлота, произошла встреча с тем самым немецким летчиком, который сбил Василия Сергеевича, летая на "Фокке-Вульф-190". В 2002 году в журнале "Мир Аэрофлота" в честь Дня авиации был опубликован материал "Необычная встреча", посвященный этому событию.

...Прошло всего лишь 2 дня после того, как Фролов был сбит. На третий день по его просьбе он был включен в состав группы, которая получила задание сбросить парашюты с оружием и продовольствием Эльтигенскому десанту.

Погода стояла отвратительная. Почва грунтового аэродрома стала непригодной для взлета-посадки. В конце разбега на самолете Фролова отказал мотор. Он, не успев убрать шасси перевернулся вверх колесами и упал в Ахтанизовское озеро в 250 метрах от берега. Весь личный состав полка бросился на спасение Фролова и его воздушного стрелка. Пять часов боролись за спасение экипажа. Воздушный стрелок погиб. Фролова вытащили вместе с сиденьем. На самолете По-2 его доставили в госпиталь в Ессентуки. Спустя месяц он вернулся в полк.

После освобождения Крыма 210й шап был перебазирован в город Кировоград на переформирование и включен в состав 17й воздушной армии, командующим которой был генерал-полковник В. А. Судец. Полк вел боевые действия в Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Австрии.

Шел 1944 год. 210й шап находился на аэродроме Кишкунлацхаза, расположенном в 18 километрах от Будапешта. Висела низкая облачность. Авиация почти бездействовала. В штаб полка поступило боевое задание. Немецкие войска намеревались прорвать кольцо, которым была окружена в Будапеште крупная немецкая группировка. Ведущим группы самолетов назначили лейтенанта В. Фролова. Он в последнее время часто водил группы штурмовиков на выполнение боевых заданий и не имел потерь личного состава.

Группа взлетела и взяла курс на цель севернее населенного пункта Замоль. Подлетая, ведущий обнаружил справа до 10 танков. Слева, еще не рассредоточившись, стояли сотни танков, бронетранспортеров и артиллерийских орудий. Высота была всего 450-500 м, а на каждом "иле" было подвешено по 120 противотанковых бомб. Фролов скомандовал: "Атака! Бомбы!"

Через мгновение самолет Фролова пошел резко вниз. Летчики по радио услышали его сообщение: "Я подбит, моему заместителю возглавить общую колонну! Идите на свой аэродром..."

Оказалось, что самолет Фролова был пробит насквозь бронебойным снарядом. Бензин вылился, и Василий Сергеевич вынужденно посадил самолет на фюзеляж на территории противника.

Когда штурмовики прилетели на свой аэродром, были проявлены пленки. На них было видно, как полыхало около 20 танков и бронетранспортеров.

Фролов же 15 дней бродил в тылу врага. Он встретился с 4 венграми, которые не хотели воевать на стороне немцев. Вместе они перешли линию фронта. Венгры остались в корпусе, а летчики на попутных машинах добрались до своего аэродрома. Через 5 дней в полк пришел запрос: "Представить материалы на присвоение В. Фролову звания Героя Советского Союза".

На последнее боевое задание Фролов вылетел 12 мая 1945 года с аэродрома в Гетцендорфе в Австрии. Он нанес удар по противнику, который все еще не сдавался советским войскам.

24 июня 1945 года Фролов и трое его однополчан прошли в парадном строю по Красной площади в Москве.

После окончания Военно-воздушной академии Фролова направили заместителем командира авиаполка по летной подготовке. Там он переучился для полетов на самолете МиГ-15. Намечалось его назначение командиром полка.

Однажды в полк приехали два полковника и сагитировали его учиться в Высшей военной дипломатической академии. Ее он окончил с отличием в 1960 году. В том же году был направлен в Мексику, потом ему пришлось работать в Испании, Перу, Чили, Ямайке, КНДР, Болгарии и Монголии. Работа была не из легких, несмотря на то, что он в совершенстве владел английским и испанским языками.

С возвращением из Монголии его пригласили в июне 1991 года в Кремль, где и вручили Золотую Звезду Героя и орден Ленина. Награжден также двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, многими медалями.

После увольнения из армии работал в Аэрофлоте. Сейчас В. С. Фролов на пенсии, но по-прежнему весьма подвижен и деятелен, ведет большую общественную работу по воспитанию молодого поколения. Первый заместитель председателя Совета ветеранов 210го штурмового авиационного полка, первый заместитель председателя Совета ветеранов войны 4й воздушной армии, почетный член клуба "Берендей", внештатный сотрудник Московского дома ветеранов. Василий Сергеевич открыл музей авиации в 40й школе-интернате (ныне Московский кадетский корпус юстиции) на ул. Тухачевского, 46. В дар ему передал телевизор и ряд экспонатов.

Ветеран часто выступает в школах, других учебных заведениях, в организациях, санаториях и госпиталях, на торжественных мероприятиях, на радио и по телевидению. Автор книг "Жизнь и авиация" и "Авиация - судьба моя".

Жил в Москве.

Источник:

http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/200/ARTICLES/BIO/frolov_vs.htm


[ На главную, Бежечане - Герои Советского Союза ]